С апреля 2024 года будет прекращён доступ ко всем ресурсам компании EBSCO Publishing. Своевременно сохраните необходимые вам публикации. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Концерт-лекция «Китеж-град: духовный синтез русского модерна»

Российская государственная библиотека и Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения при поддержке Московского филиала Всероссийского хорового общества приглашают на четвёртый концерт-лекцию из цикла «Духовная музыка в Доме Пашкова: звучание красоты и образы русской культуры».


Михаил Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889—1890
Источник фото: Государственная Третьяковская галерея

На последней встрече цикла мы поговорим о периоде наивысшего расцвета русской культуры рубежа XIX—XX веков, достижения которого основывались на синтезе европейской науки, русского национального сознания и восстановлении традиции. Короткий в историческом масштабе миг русского модерна подарил мировой культуре необъятное и уникальное явление, значение которого пытаются осознать и по сей день.

В середине 80-х годов XIX века Пётр Чайковский обратил внимание на несоответствие европейской музыки строю православной литургии и православной архитектуры. Это замечание можно рассматривать как намек на поиск большого, всеобъемлющего национального стиля, отсутствовавшего в русской культуре.

В качестве примеров первых, несколько эклектичных шагов в этом направлении можно привести духовную музыку самого Петра Чайковского, создание академического русского стиля Альфредом Парландом, Владимиром Шервудом, Василием Косяковым и обращение к русской действительности в живописи передвижников.

Этого, однако, было мало — большой стиль требовал освобождения от заимствований не только в эстетике, но в самом образе мысли и духовном настроении. Так, работы Михаила Нестерова на духовные темы встречали неприятие у его современников, равно как и ранние работы Николая Рериха, казавшиеся, скорее, археологией, чем искусством. В музыке этот поиск духовной аутентичности с особой силой был представлен трудами Александра Кастальского и Павла Чеснокова.


Борис Кустодиев. Гулянье. 1922
Источник фото: Государственная Третьяковская галерея

В конечном счете, эстетические усилия множества авторов принесли в мировую художественную культуру новый большой русский стиль, вобравший в себя все достижения и традиции новой и древней Руси. Потрясающими по полноте и силе выражения этой цельной духовной системы являются творения Алексея Щусева в архитектуре, Сергея Рахманинова — в музыке, Бориса Кустодиева и Кузьмы Петрова-Водкина — в живописи.

Традиция древнерусской красоты настолько ясно была осознана и усвоена в начале XX века, что даже самое радикальное явление мирового авангарда — супрематизм Казимира Малевича — стал всего лишь логичным продолжением древней логики иконопочитания, что стало своеобразной передачей русской традиции и молодому советскому государству. Свидетельством этого стали прекрасные работы Константина Юона, Павла Корина, Николая Голованова.

В концерте прозвучат произведения Петра Чайковского, Александра Кастальского, Сергея Рахманинова, Павла Чеснокова, Николая Голованова в исполнении хора «Патриаршие добровольцы».

 

Дирижёр — Анна Кругликова.

Ведущий концерта — кандидат философских наук, искусствовед, автор канала о визуальной культуре «Таким Образом» Сергей Кругликов.


Регистрация

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться