С апреля 2024 года будет прекращён доступ ко всем ресурсам компании EBSCO Publishing. Своевременно сохраните необходимые вам публикации. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Концерт-лекция «„Удерживающий теперь“: возрождение русской школы»

Российская государственная библиотека и Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения при поддержке Московского филиала Всероссийского хорового общества приглашают на третий концерт-лекцию из цикла «Духовная музыка в Доме Пашкова: звучание красоты и образы русской культуры».


Алексей Саврасов. Рожь. 1881
Источник фото: Викимедиа

Третья встреча посвящена трагическим событиям начала XIX века, которые стали причиной возвращения интереса к древнерусской православной и народной культуре. Этот процесс, серьезно ангажированный немецким романтизмом вначале, во второй половине века приведёт к созданию подлинно национальной школы музыки, живописи и архитектуры, гармонично объединяющей достижения Запада и дух русской старины.

В начале XIX века русское искусство можно характеризовать как общеевропейское: новая столица империи ничем не уступает столицам Старого Света. Сочинения Дмитрия Бортнянского, например, с большим успехом исполняются в Европе, русские архитекторы и живописцы неотличимы по мастерству от иностранных коллег. Однако отсутствие собственного стиля исключило и настоящие успехи.

Война 1812 года отразилась в русской культуре как апокалиптическое сражения сил Света с князем тьмы. Стихи Гавриила Державина и Дмитрия Горчакова недвусмысленно указывали на Наполеона как на Люцифера, а Российскую империю изображали как Царство Небесное. Обострившееся понятие ценности Отечества в ситуации угрозы его исчезновения привело русскую культуру к пробуждению национального сознания, обращению к жизни народа и традициям русской веры.

Во всём этом поначалу сильно ощущалось влияние немецкого романтизма и ориентализма: художник Венецианов пишет идиллические образы крестьян в духе европейских пасторалей, Василий Жуковский перекладывает сюжет немецкой баллады на русский язык, по сути, изменяя только имя героини, а создатель государственного гимна Алексей Львов гармонизирует духовную музыку в немецком стиле так, что даже встречает противодействие церковных властей.


Иван Шишкин. Шалаш. 1861
Источник фото: Викимедиа

Тем не менее возвращение русской идентичности, вдохновлённое победой в Отечественной войне 1812 года, постепенно приносит результаты в уникальных явлениях русской культуры. Непереводимый гений Александра Пушкина, создавший новый русский язык и новую национальную литературу, художественный талант Александра Иванова, опередивший своё время по меньшей мере на двадцать лет, космические русские пейзажи Ивана Шишкина, Алексея Саврасова, Фёдора Васильева, новая духовная музыка протоиерея Петра Турчанинова и Александра Архангельского — все они свидетельствуют о духовном возвращении культуры к своей почве, обещающего новые, невиданные прежде плоды.

В концерте прозвучат произведения Дмитрия Бортнянского, Алексея Львова, Петра Турчанинова, Александра Архангельского в исполнении ансамбля Академии хорового искусства имени В. С. Попова.

Руководитель и дирижёр — Александр Майоров.

Ведущий концерта — кандидат философских наук, искусствовед, автор канала о визуальной культуре «Таким Образом» Сергей Кругликов.


Регистрация

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться