В электронном каталоге РГБ в разделе «Медиатека» выложена коллекция редких звукозаписей из фонда нотных изданий и звукозаписей. Многие экземпляры находятся в свободном доступе для читателей. Прослушать оцифрованные звукозаписи


С апреля 2024 года прекращён доступ ко всем ресурсам компании EBSCO Publishing. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Ночь кино — 2021

28 августа 2021 года (16:00—21:00)

Репортаж о Ночи кино
Расписание

В этом году всероссийская акция «Ночь кино» посвящена кинорежиссёру, педагогу, художнику и теоретику искусства Сергею Эйзенштейну и его отношениям с книгами. Гостей РГБ ждёт выставка в Голубом зале, показ документального фильма «Дом мастера» и встреча с киноведом Наумом Клейманом , который ответит на вопросы участников встречи.

Сергей Эйзенштейн. Источник фото: www.platonovfest.com

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898—1948) ещё в молодости был назван «Леонардо да Винчи кинематографа» за образную силу созданных им фильмов и многообразие дарований. Он был не только одним из крупнейших режиссёров кино и театра, но и великим теоретиком искусства, замечательным рисовальщиком, выдающимся педагогом, ярким эссеистом. Его фильмы «Броненосец Потёмкин» и «Иван Грозный» неизменно входят в число лучших произведений мирового кино за всю его историю, «Октябрь» считается одним из шедевров киноавангарда, «Александр Невский» любим зрителями разных поколений и стран.

Наум Клейман, киновед, крупнейший специалист по творчеству и наследию Сергея Михайловича, руководитель Регионального общественного фонда «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры» :

Ещё одна грань Сергея Эйзенштейна — он выдающийся библиофил. Собранную им библиотеку он полагал своеобразным автопортретом — воплощением его интересов, размышлений, идей и занятий. Библиотека поражала разнообразием областей знания — от философии и эстетики до физиологии и математики, от психологии и лингвистики до этнографии и фольклора, от классиков мировой литературы, живописи, архитектуры до новейших детективов и комиксов: в ней было более 8000 книг на русском, английском, немецком, французском, испанском и японском языках.

Впервые Российская государственная библиотека представляет широкой публике книги Сергея Эйзенштейна, многие из которых стали основой современной визуальной культуры. На полях большинства — надписи и отметки карандашом, в некоторые вложены рукописные заметки. Собирание и чтение книг было частью творческого процесса Эйзенштейна, а его коллекция — одним из его произведений.

  • Тани Бунтё. Приёмы рисования школы Тани Бунтё. [Токио, 1919?].
    Фото: Арина Галеева
  • Сикитэй Самба. Сибай киммо дзуй (Собрание изображений театральных представлений) : в 8 т. : в 5 кн. : ксилография. — Эдо (Токио) : [б. и.], [1805].
    Фото: Арина Галеева
  • Кобаяси Масару. Кабуки кумадори гайдан (Сценический грим кумадори в традиционном японском театре кабуки). — Киото, 1931.
    Фото: Арина Галеева
  • Edmund Spenser. The Faerie Queene. — London, 1751 (Эдмунд Спенсер. Королева фей. — Лондон, 1751).
    Фото: Арина Галеева
  • Theodor Dreiser. The Hand of the Potter. — New York, 1926 (Теодор Драйзер. Рука гончара. — Нью-Йорк, 1926).
    Фото: Арина Галеева
  • Theodor Dreiser. The Hand of the Potter. — New York, 1926 (Теодор Драйзер. Рука гончара. — Нью-Йорк, 1926).
    Фото: Арина Галеева
  • Afrikanische Märchen. — Jena, 1917 (Африканские сказки. — Йена, 1917).
    Фото: Арина Галеева
  • Afrikanische Märchen. — Jena, 1917 (Африканские сказки. — Йена, 1917).
    Фото: Арина Галеева
  • Пометки Сергея Эйзенштейна.
    Фото: Ксения Филатова
  • Пометки Сергея Эйзенштейна.
    Фото: Ксения Филатова

Марина Честных, главный хранитель фондов РГБ: «Мы в начале большого пути по выявлению книг Сергея Эйзенштейна в наших богатых коллекциях. Сложная исследовательская история связана с привлечением документов о поступлении книг в фонды, сопоставлением этих данных с событиями жизни вдовы Сергея Михайловича, Перы Моисеевны Аташевой, и с воспоминаниями современников, участников процесса».

Выставка в Голубом зале будет работать:

28 августа — вход по регистрации , в остальные дни — свободный.

1, 3 и 6 сентября
с 9:00 до 17:00
2 сентября
с 12:00 до 20:00

Расписание Ночи кино

28 августа кинопоказ и лекция Наума Клеймана пройдут в конференц-зале РГБ .

  • 16:00—17:00 — сбор гостей «Ночи кино»
  • 17:00 — торжественное открытие
  • 17:30 — показ фильма «Дом мастера», I серия
  • 18:30 — перерыв
  • 19:00 — показ фильма «Дом мастера», II серия
  • 20:00 — сессия вопросов и ответов с Наумом Клейманом

Вход 28 августа по регистрации


О спикере

Наум Ихильевич Клейман Наум Ихильевич Клейман — историк кино, выпускник киноведческого факультета ВГИК (мастерская Н. А. Лебедева и Е. М. Смирновой). Главный редактор журнала «Киноведческие записки», руководитель регионального общественного фонда «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры». Заслуженный деятель искусств РФ, член Европейской академии кино (EFA) и Берлинской академии искусств, Doctor Honoris Causa Университета Нанси-2 (Франция), Университета кино «Конрад Вольф» в Бабельсберге (Германия), Тбилисского университета (Грузия).

Наум Клейман об Эйзенштейне:

«Среди разных дарований Эйзенштейна — его талант библиофила. Он был не просто создателем одного из самых оригинальных собраний литературы на разных языках (часть его хранится ныне в РГБ, другие части — в Музее кино, РГАЛИ, СТД). Сын крупного рижского архитектора, Сергей Михайлович с детства свободно владел, кроме русского, немецким, французским и английским, в юности изучал японский, во время съёмок в Мексике начал читать и говорить по-испански. Книги были для него не просто предметом коллекционирования (он ценил редкие и уникальные издания) — они были его собеседниками по самым разным вопросам: философии и искусствознания, истории и психологии, математики, этнографии, лингвистики...

Для всей недолгой жизни и всего творчества Эйзенштейна характерна „всемирная отзывчивость“ — свойство гения Пушкина, которое Достоевский отметил как родовую традицию, обогащающую развитие русской культуры. В XXI веке в России и во всём мире продолжается открытие его творческого и теоретического наследия, растёт влияние его произведений и идей».

О фонде

Наум Ихильевич Клейман Региональный общественный фонд «Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры» способствует развитию отечественной науки о кино, готовит к публикации и издаёт теоретические труды классиков мирового кино и современных исследователей, выпускает журнал «Киноведческие записки» , участвует в организации научных конференций, ретроспектив, выставок, учебных курсов и семинаров.

О фильме

Наум Ихильевич Клейман «Дом мастера» — документальный фильм, посвящённый 100-летию со дня рождения кинорежиссёра Сергея Эйзенштейна и 50-летию со дня его смерти. Фильм был показан на Международном кинофестивале в Сан-Франциско (США) в 1998 году, а в 1999 году удостоен российской национальной телевизионной премии «ТЭФИ» в номинации «Лучший документальный фильм».

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться