До 31 мая 2020 года РГБ переносит все массовые мероприятия, а также временно ограничивает обслуживание читателей. Подробнее...
Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Просветительский проект «Арзамас»: цикл лекций «Искусство видеть»

с 11 марта по 17 июня 2018 года
свободный

Как правильно разглядывать картины, фотографии, памятники и многое другое? Почему фотография — это искусство, и какие битвы происходят в музеях? С марта по июнь проходил совместный лекторий РГБ и просветительского проекта «Арзамас» — «Искусство видеть».

 

 

Учёные из Санкт-Петербурга — сотрудники Государственного Эрмитажа и Европейского университета — приезжали в Москву и приходили по воскресеньям в конференц-зал РГБ, чтобы рассказать о картинах, гравюрах, фотографиях, домах — и не только.

Вот что говорит про лекторий Наталия Мазур, куратор курса «Искусство видеть»:

«Задача курса — напомнить слушателям, что такое искусство. Искусство — это не мёртвые предметы, хранящиеся в музеях, а часть повседневной жизни и составляющая множества культурных практик. Потребность в создании и восприятии изображений универсальна и заключена в самой природе человека.

Восприятие искусства не сводится к „чистому созерцанию“, а предполагает интеллектуальное и эмоциональное соучастие, наградой за которое становится ни с чем не сравнимое удовольствие от сопричастности к работе художника.

Зачем нужно ходить в музеи, как рассматривать пейзажи и портреты, гравюры и рисунки, о чём говорит с нами архитектура и где проходят границы искусства — обо всём этом расскажут те, кто изучает, хранит и экспонирует искусство и учит „науке видеть“ в Государственном Эрмитаже и на факультете истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге».

К каждой лекции сотрудники специализированных отделов РГБ были подготовлены мини-выставки, перекликающиеся с темой выступления. Слушатели лектория получили возможность увидеть ценнейшие экспонаты, книги и рукописи, хранящиеся в фондах библиотеки.

Первый совместный лекторий РГБ и просветительского проекта «Арзамас» — цикл «Запад и Восток: история культур»  — вызвал большой интерес. Каждая лекция проекта собирала более 500 человек в стенах библиотеки и несколько тысяч просмотров интернет-трансляций.

Для всех лекций была организована прямая трансляция в интернете, по каждой из них доступны видеозаписи.


РАСПИСАНИЕ ЛЕКТОРИЯ


Войны памяти и диалог культур в музейном пространстве

11 марта 2018
16:00


Лектор — Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. 

Музей — это не тихая гавань, где предметы искусства надёжно спрятаны от бурь современной действительности, а посетителям запрещено даже раз­говаривать между собой в полный голос. Музей — это место, где на языке образов создается и демонстрируется концепция культуры и понимание истории. За такими, казалось бы, специальными вопросами, как состав экспозиции, принципы её расположения и содержание подписей под экспонатами, стоит целая картина мира. Как услышать разговоры между безмолвными экспонатами, их дружескую беседу или ожесточённые споры, объяснит Михаил Борисович Пиотровский.

Сотрудники РГБ специально к лекции подготовили мини-выставку уникальных экспонатов, связанных с историей музейных собраний конца XVIII — середины XIX века.

Доступна видеозапись


О чём говорят пейзажи

25 марта 2018
16:00


Лектор — Наталия Мазур, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.
 

Многие думают, что пейзаж — это самый простой для понимания жанр живописи, ведь красота природы одинаково близка людям всех времен и народов. На самом деле пейзаж может быть насыщен знаками власти, капитала и статуса ничуть не меньше, чем парадный портрет. Что дороги, аллеи и дубы сообщают нам о жизненной позиции заказчика и художника? Почему в эпоху Ренессанса золотой фон в религиозной живописи сменился пейзажным, а картины не стали от этого дешевле? Где сидит Мона Лиза?

Обо всем этом и о многом другом расскажет на лекции Наталия Мазур.

К лекции научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) подготовили мини-выставку. Впервые широкой публике будут представлены итальянские пейзажи французского архитектора и рисовальщика Жана-Франсуа Тома де Томона (1760, Берн — 1813, Санкт-Петербург) из альбома «Souvenir d’Italie».

Доступна видеозапись


Фотография — это искусство?

8 апреля 2018
16:00

 

Лектор — Мария Гурьева, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Вопрос о том, может ли фотография быть искусством, возник вместе с появ­лением самой фотографии. В середине XIX века выражались серьезные сомнения в том, что «машина» может заменить художника, а искусство может быть технологичным. В начале XXI века вопрос «является ли фотография искусством?» разворачивается уже по-другому: есть ли смысл в исканиях фотографа-художника, когда фотографическая технология доступна каждому и мир переполнен изображениями?

Почему фотографию сложно назвать искусством, что означает термин «художественная фотография», можно ли считать произведением искусства фотографию из семейного альбома, а также чем отличается «фотография художников» от «искусства фотографов» — об этом и многом другом расскажет Мария Гурьева.

К лекции «Фотография — это искусство?» сотрудники отдела изоизданий и отдела рукописей РГБ подготовили мини-выставку из фондов библиотеки.

Доступна видеозапись


Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи

22 апреля 2018
16:00  


Лектор — Алексей Ларионов, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель рисунков старых мастеров.

Жанр аллегории, почти полностью забытый и вышедший из употребления в искусстве современной эпохи, некогда привлекал к себе крупнейших мастеров европейской живописи. Пользуясь языком иносказаний и символов, авторы аллегорических композиций говорили с современниками на самые важные и актуальные темы: выражали философские взгляды, формулировали нравственные принципы, декларировали политические идеи.
По каким законам строились аллегории? Каким образом отвлечённые идеи обретали в них зримую телесную форму? Как интеллектуальный ребус может оборачиваться высоким искусством? О чём повествуется в полотне Рубенса «Союз Земли и Воды»? Какое послание императору Рудольфу II зашифровал голландский художник Гольциус в своём знаменитом шедевре «Вакх, Венера и Церера» и почему это произведение считается непревзойденным образцом многозначной игры смыслов? Об этом — в лекции «Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи».

К лекции «Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи» сотрудники специализированных отделов РГБ подготовили мини-выставку.

Доступна видеозапись


Как смотреть на дом — и куда именно смотреть

13 мая 2018
16:00

 

Лектор — Вадим Басс, историк архитектуры, доцент факультета истории искусств Европейского университета в Санкт‑Петербурге.

Здание — это не только крыша над головой, место для сна и работы, а также радость или раздражение для глаз. Это ещё и сообщение, а архитектура — это коммуникация. Что же здания хотят нам сказать — или хотят от нас скрыть?

Как именно здание работает в качестве источника информации, в качестве свидетельства? Что постройка сообщает о социуме, для которого она была создана? Куда и как нужно смотреть, чтобы прочитать это сообщение? Что определяет форму здания? Какие ценности сами архитекторы считали необходимым воплощать в своих работах и насаждать средствами своего искусства? О чём обычный московский, петербургский или нью-йоркский дом говорит со зрителем — планом и фасадом, внутренним устройством и внешним обликом, композицией и деталями, характером замысла и качеством исполнения? Об этом — в лекции 13 мая.

Доступна видеозапись


Как смотреть портрет

20 мая 2018
16:00

 

Лектор — Илья Доронченков, кандидат искусствоведения, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.

 

С восприятием портрета связано множество стереотипов. Глядя на него, мы часто забываем, что смотрим на изображение, а не на человека; мы пытаемся прочитать характер человека по его образу на холсте. Это есте­ственно: портрет ближе всего стоит к центральной проблеме европейского искусства — созданию эффекта жизнеподобия.

На лекции мы попробуем понять, как следует смотреть портреты разных эпох, чтобы верно прочитать их сообщения, как строится риторика портретного изображения, почему портрет в течение столетий — социальная привилегия и можно ли доверять «портретному сходству».

Доступна видеозапись


Особенно гравюра

27 мая 2018
16:00

 

Лектор — Аркадий Ипполитов, российский искусствовед, писатель.

 

Гравюра — милое, старомодное слово. Произносишь «гравюра» и, само собою, подразумеваешь «старая». Когда-то же это было не так. Гравюра при своём рождении была самой авангардной техникой искусства. Её появление в Европе обычно связывают с революцией Гуттенберга — появлением печатного станка и печатной книги.

О двойственном характере этого искусства, о тайнах его рождения, о его специфике и ценности расскажет Аркадий Ипполитов — хранитель итальянской гравюры в Эрмитаже, искусствовед, куратор многих выставочных проектов, в том числе московской «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» в Третьяковской галерее, автор книг «Особенно Ломбардия» и «Только Венеция».

К лекции сотрудниками РГБ подготовлена тематическая мини-выставка, на которой будут экспонироваться эстампы из фонда отдела изоизданий Российской государственной библиотеки.

Доступна видеозапись

 


Реформа взгляда: как фотография потеснила портрет, а самодержец стал человеком

17 июня 2018
16:00

 

Лектор — Юлия Сафронова, декан факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге.

 

В императорской России человек жил в окружении портретов монарха. Император взирал на подданного всюду, начиная от присутственных мест и заканчивая кабаками. Что происходит, когда новинка техники — фотография — начинает запечатлевать подлинный образ правителя? Превращает ли она Священную Особу в человека?

Первым самодержцем, кому пришлось столкнуться с новым способом видеть себя и демонстрировать себя подданным, стал Александр II. Из лекции можно будет узнать, как император обращался со своими фотографиями, каким он видел себя и как смотрел на фотографии своей возлюбленной Екатерины Долгоруковой. Была ли эпоха Великих реформ временем изменения в восприятии тела? Как в этом изменении преломлялись личные вкусы монарха?

Доступна видеозапись

 



 

 

Во время посещения данного сайта, Российская государственная библиотека может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.