Расписание совместного лектория проекта «Арзамас» и РГБ

с 11 марта по 17 июня 2018 года
свободный

Как правильно разглядывать картины, фотографии, памятники и многое другое? Почему фотография — это искусство, и какие битвы происходят в музеях? В марте начинает работу совместный лекторий Российской государственной библиотеки и просветительского проекта «Арзамас» — «Искусство видеть».

 

 

Учёные из Санкт-Петербурга — сотрудники Государственного Эрмитажа и Европейского университета — будут приезжать в Москву и приходить по воскресеньям в конференц-зал РГБ, чтобы рассказать о картинах, гравюрах, фотографиях, домах — и не только.

Вот что говорит про лекторий Наталия Мазур, куратор курса «Искусство видеть»:

«Задача курса — напомнить слушателям, что такое искусство. Искусство — это не мёртвые предметы, хранящиеся в музеях, а часть повседневной жизни и составляющая множества культурных практик. Потребность в создании и восприятии изображений универсальна и заключена в самой природе человека.

Восприятие искусства не сводится к „чистому созерцанию“, а предполагает интеллектуальное и эмоциональное соучастие, наградой за которое становится ни с чем не сравнимое удовольствие от сопричастности к работе художника.

Зачем нужно ходить в музеи, как рассматривать пейзажи и портреты, гравюры и рисунки, о чём говорит с нами архитектура и где проходят границы искусства — обо всём этом расскажут те, кто изучает, хранит и экспонирует искусство и учит „науке видеть“ в Государственном Эрмитаже и на факультете истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге».

К каждой лекции сотрудники специализированных отделов РГБ будут готовить мини-выставки, перекликающиеся с темой выступления. Слушатели лектория получат возможность увидеть ценнейшие экспонаты, книги и рукописи, хранящиеся в фондах библиотеки.

Первый совместный лекторий РГБ и просветительского проекта «Арзамас» — цикл «Запад и Восток: история культур»  — вызвал большой интерес. Каждая лекция проекта собирала более 500 человек в стенах библиотеки и несколько тысяч просмотров интернет-трансляций.

Начало лекций — в 16:00. Вход свободный. Для всех лекций мы организуем прямую трансляцию в интернете, после окончания будут доступны видеозаписи.


РАСПИСАНИЕ ЛЕКТОРИЯ


Войны памяти и диалог культур в музейном пространстве

11 марта 2018
16:00


Лектор — Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа. 

Музей — это не тихая гавань, где предметы искусства надёжно спрятаны от бурь современной действительности, а посетителям запрещено даже раз­говаривать между собой в полный голос. Музей — это место, где на языке образов создается и демонстрируется концепция культуры и понимание истории. За такими, казалось бы, специальными вопросами, как состав экспозиции, принципы её расположения и содержание подписей под экспонатами, стоит целая картина мира. Как услышать разговоры между безмолвными экспонатами, их дружескую беседу или ожесточённые споры, объяснит Михаил Борисович Пиотровский.

Сотрудники РГБ специально к лекции подготовили мини-выставку уникальных экспонатов, связанных с историей музейных собраний конца XVIII — середины XIX века.

Подробности


О чём говорят пейзажи

25 марта 2018
16:00


Лектор — Наталия Мазур, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.
 

Многие думают, что пейзаж — это самый простой для понимания жанр живописи, ведь красота природы одинаково близка людям всех времен и народов. На самом деле пейзаж может быть насыщен знаками власти, капитала и статуса ничуть не меньше, чем парадный портрет. Что дороги, аллеи и дубы сообщают нам о жизненной позиции заказчика и художника? Почему в эпоху Ренессанса золотой фон в религиозной живописи сменился пейзажным, а картины не стали от этого дешевле? Где сидит Мона Лиза?

Обо всем этом и о многом другом расскажет на лекции Наталия Мазур.

К лекции научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) подготовили мини-выставку. Впервые широкой публике будут представлены итальянские пейзажи французского архитектора и рисовальщика Жана-Франсуа Тома де Томона (1760, Берн — 1813, Санкт-Петербург) из альбома «Souvenir d’Italie».

Подробности


Фотография — это искусство?

8 апреля 2018
16:00

 

Лектор — Мария Гурьева, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Вопрос о том, может ли фотография быть искусством, возник вместе с появ­лением самой фотографии. В середине XIX века выражались серьезные сомнения в том, что «машина» может заменить художника, а искусство может быть технологичным. В начале XXI века вопрос «является ли фотография искусством?» разворачивается уже по-другому: есть ли смысл в исканиях фотографа-художника, когда фотографическая технология доступна каждому и мир переполнен изображениями?

Почему фотографию сложно назвать искусством, что означает термин «художественная фотография», можно ли считать произведением искусства фотографию из семейного альбома, а также чем отличается «фотография художников» от «искусства фотографов» — об этом и многом другом расскажет Мария Гурьева.

К лекции «Фотография — это искусство?» сотрудники отдела изоизданий и отдела рукописей РГБ подготовили мини-выставку из фондов библиотеки.

Подробности


Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи

22 апреля 2018
16:00  


Лектор — Алексей Ларионов, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель рисунков старых мастеров.

Жанр аллегории, почти полностью забытый и вышедший из употребления в искусстве современной эпохи, некогда привлекал к себе крупнейших мастеров европейской живописи. Пользуясь языком иносказаний и символов, авторы аллегорических композиций говорили с современниками на самые важные и актуальные темы: выражали философские взгляды, формулировали нравственные принципы, декларировали политические идеи.
По каким законам строились аллегории? Каким образом отвлечённые идеи обретали в них зримую телесную форму? Как интеллектуальный ребус может оборачиваться высоким искусством? О чём повествуется в полотне Рубенса «Союз Земли и Воды»? Какое послание императору Рудольфу II зашифровал голландский художник Гольциус в своём знаменитом шедевре «Вакх, Венера и Церера» и почему это произведение считается непревзойденным образцом многозначной игры смыслов? Об этом — в лекции «Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи».

К лекции «Как читать скрытые смыслы и подтексты в живописи» сотрудники специализированных отделов РГБ подготовили мини-выставку.

Подробности


Как смотреть на дом — и куда именно смотреть

13 мая 2018
16:00

 

Лектор — Вадим Басс, историк архитектуры, доцент факультета истории искусств Европейского университета в Санкт‑Петербурге.

Здание — это не только крыша над головой, место для сна и работы, а также радость или раздражение для глаз. Это ещё и сообщение, а архитектура — это коммуникация. Что же здания хотят нам сказать — или хотят от нас скрыть?

Как именно здание работает в качестве источника информации, в качестве свидетельства? Что постройка сообщает о социуме, для которого она была создана? Куда и как нужно смотреть, чтобы прочитать это сообщение? Что определяет форму здания? Какие ценности сами архитекторы считали необходимым воплощать в своих работах и насаждать средствами своего искусства? О чём обычный московский, петербургский или нью-йоркский дом говорит со зрителем — планом и фасадом, внутренним устройством и внешним обликом, композицией и деталями, характером замысла и качеством исполнения? Об этом — в лекции 13 мая.

Подробности


Как смотреть портрет

20 мая 2018
16:00

 

Лектор — Илья Доронченков, кандидат искусствоведения, профессор факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге.

 

С восприятием портрета связано множество стереотипов. Глядя на него, мы часто забываем, что смотрим на изображение, а не на человека; мы пытаемся прочитать характер человека по его образу на холсте. Это есте­ственно: портрет ближе всего стоит к центральной проблеме европейского искусства — созданию эффекта жизнеподобия.

На лекции мы попробуем понять, как следует смотреть портреты разных эпох, чтобы верно прочитать их сообщения, как строится риторика портретного изображения, почему портрет в течение столетий — социальная привилегия и можно ли доверять «портретному сходству».

Подробности


Особенно гравюра

27 мая 2018
16:00

 

Лектор — Аркадий Ипполитов, российский искусствовед, писатель.

 

Гравюра — милое, старомодное слово. Произносишь «гравюра» и, само собою, подразумеваешь «старая». Когда-то же это было не так. Гравюра при своём рождении была самой авангардной техникой искусства. Её появление в Европе обычно связывают с революцией Гуттенберга — появлением печатного станка и печатной книги.

О двойственном характере этого искусства, о тайнах его рождения, о его специфике и ценности расскажет Аркадий Ипполитов — хранитель итальянской гравюры в Эрмитаже, искусствовед, куратор многих выставочных проектов, в том числе московской «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» в Третьяковской галерее, автор книг «Особенно Ломбардия» и «Только Венеция».

К лекции сотрудниками РГБ подготовлена тематическая мини-выставка, на которой будут экспонироваться эстампы из фонда отдела изоизданий Российской государственной библиотеки.

Подробности

 


Реформа взгляда: как фотография потеснила портрет, а самодержец стал человеком

17 июня 2018
16:00

 

Лектор — Юлия Сафронова, декан факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге.

 

В императорской России человек жил в окружении портретов монарха. Император взирал на подданного всюду, начиная от присутственных мест и заканчивая кабаками. Что происходит, когда новинка техники — фотография — начинает запечатлевать подлинный образ правителя? Превращает ли она Священную Особу в человека?

Первым самодержцем, кому пришлось столкнуться с новым способом видеть себя и демонстрировать себя подданным, стал Александр II. Из лекции можно будет узнать, как император обращался со своими фотографиями, каким он видел себя и как смотрел на фотографии своей возлюбленной Екатерины Долгоруковой. Была ли эпоха Великих реформ временем изменения в восприятии тела? Как в этом изменении преломлялись личные вкусы монарха?

Подробности