20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024: читальные залы Дома Пашкова будут закрыты; читальные залы Центра восточной литературы и Музей книги будут работать в обычном режиме


В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее


С апреля 2024 года прекращён доступ ко всем ресурсам компании EBSCO Publishing. Где искать издания с этой платформы?


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Запад: Как средневековые крестьяне сделали Европу великой

Российская государственная библиотека и просветительский проект «Арзамас» открыли цикл лекций «Запад и Восток: история культур». Девятая лекция относится к циклу «Запад»: «Как средневековые крестьяне сделали Европу великой».

Лектор — Павел Юрьевич Уваров, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, заведующий отделом западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени Института всеобщей истории РАН, профессор Школы исторических наук НИУ ВШЭ, ответственный редактор журнала «Средние века».

Западное общество, сформировавшееся на рубеже X и XI веков, многие называют феодальным. Историки вкладывают в этот термин разные значения, а некоторые и вовсе предлагают от него отказаться — но практически все сходятся на том, что христианский мир Западной Европы вступил около тысячного года в период длительного демографического и экономического роста, причины которого по-прежнему вызывают споры.

Основные тезисы лекции:

  • Вокруг тысячного года в Западной Европе начались процессы, в результате которых возникло все то, что обычно ассоциируется у нас со Средневековьем. Это замки феодалов, сеньоры и вассалы, рыцари, турниры, гербы, трубадуры и менестрели, стихи о Прекрасной Даме. Это деревенские общины, населенные крестьянами, как правило, в той или иной степени зависимыми от сеньоров. Это белые одежды церквей, в которые оделся Запад вскоре после тысячного года от Рождества Христова, по словам клюнийского монаха Рауля Глабера. Это стремительное возвышение папства — и плотная сеть церковных приходов, накинутая на все пространство Европы. Это стремительный рост городов — и гордые городские коммуны, расцвет городской культуры, а также школ права, богословия, медицины, философии, риторики и грамматики, из которых вырастут средневековые университеты.
  • Но в то же время начинается период политической децентрализации, охватившей сперва западные земли, ранее входившие в состав империи Карла Великого, а потом — и восточную ее часть, где, казалось, вполне надежно укоренилась власть императоров Священной Римской империи. Политическая децентрализация — которую называют также феодальной раздробленностью — обычно связывается с губительными междоусобицами, неминуемо приводящими к краху государственности, который, в свою очередь, должен облегчать задачу потенциальных завоевателей.
  • Однако в данном случае никаких завоеваний не произошло. И даже наоборот: христианское западное общество само наступало на Балтийский регион, в Святую землю, на юг Пиренейского полуострова. Население Западной Европы с XI до XIII века удвоилось. Культура вступила в период своего подъема, который, как это ни странно, так и не сменился периодом упадка. Общество становилось все сложнее, а общественная жизнь — все интенсивнее. Чем можно объяснить эти неожиданные успехи? Одни говорят о технологических новшествах, другие — о благоприятных климатических изменениях, третьи — о социальных сдвигах. Кто-то вспоминает о выгодном географическом положении Запада, благоприятной для торговли открытости морю, кто-то — о богатом наследии античной эпохи, в особенности о традициях античных полисов. Говорят и об особой ментальности жителей Запада. Эти и многие другие гипотезы убедительны, но все они вызывают и не менее убедительные возражения. Понять причины европейской исключительности можно, лишь взглянув на латинский Запад в контексте развития всей ойкумены Старого Света.




К лекции «Конец единого западного христианства» сотрудники отдела рукописей Российской государственной библиотеки подготовили мини-выставку из своих фондов. Изображения сельской жизни и городские пейзажи встречаются на страницах средневековых рукописных книг — иллюминированные рукописи с миниатюрами на подобные сюжеты представлены и в собрании отдела рукописей РГБ. Наибольшее число таких манускриптов составляют, конечно, богослужебные книги, такие как часословы, миссалы, бревиарии.

Часослов. — Франция, последняя треть XV века
Шифр хранения отдела рукописей РГБ: Ф. 256, № 817

Часослов из собрания графа Николая Петровича Румянцева (1754–1826), украшенный многочисленными миниатюрами на сюжеты Ветхого и Нового Заветов, инициалами и орнаментальными бордюрами, выполненными в красках и золоте, представляет французскую школу книжной миниатюры последней трети XV века.

Типичным для этого типа средневековой рукописной книги является оформление календаря изображениями зодиакальных знаков, а также бытовых сюжетов, представляющих определённое время года, преимущественно сельскохозяйственных работ. Так, январю соответвует сцена обрезания виноградной лозы, июлю — изображение жнеца с серпом, октябрю — сеятеля в поле и т. д. На календарных миниатюрах представлен весь цикл полевых работ вплоть до сбора и обработки урожая — от посева до молотьбы и выпекания хлеба, представлено также виноделие и разведение скота.















Миссал. — Италия, XV век
Шифр хранения отдела рукописей РГБ: Ф. 183, № 1923

Этот иллюминированный миссал является прекрасным образцом североитальянской книжной миниатюры XV века. Рукопись ранее входила в собрание известного собирателя рукописных старопечатных книг генерала Петра Корниловича Сухтелена (1751–1836), в 1861 году была передана в дар историком Морицом Фёдоровичем Поссельтом (1804/05—1875) Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, а в 1937 году поступила в фонд отдела рукописей Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. На листе 47 в инициале «S[piritus]» показана сцена сошествия Святого Духа на апостолов, на бордюрах, обрамляющих лист представлены ангелы и святые, облачённые как священники, в молитвенных позах — мотив, повторяющийся и на других листах рукописи. Внизу изображён город, обнесённый крепостными стенами с башнями. Миниатюра выполнена на высоком художественном уровне. Изысканный розовый цвет городских стен, характерный для книжного искусства Италии, сочетается с насыщенным синим и различными оттенками зелёного. Перед открытыми городскими воротами — фигура святого с золотым нимбом. Как правило, город, представленный на страницах средневековой богослужебной книги, воплощает в себе образ Рая — Небесного Иерусалима, идеального города.













Леонардо Бруни Аретино (1370?—1444). Трактат о Первой Пунической войне. —
Франция, вторая половина XV века
Шифр хранения отдела рукописей РГБ: Ф. 256, № 793

Городские пейзажи встречались на страницах не только церковных, но и светских книг. Изображения города присутствуют и на страницах уникальной рукописи второй половины XV века из собрания отдела рукописей РГБ — «Трактата о Первой Пунической войне» Леонардо Бруни Аретино.

Манускрипт представляет собой перевод на французский язык сочинения знаменитого итальянского гуманиста. Особую ценность этому памятнику придают великолепные миниатюры, сопровождающие каждую главу книги. На многих миниатюрах, иллюстрирующих ключевые моменты повествования, изображены города. Французский художник XV века придал античным крепостям вид привычной ему архитектуры, и они выглядят как типичные средневековые замки.























Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться