Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Лекция «„Божественная комедия“ Данте в изданиях XV—XVI веков»

В Российской государственной библиотеке была прочитана шестая лекция второго сезона цикла «Беседы о редкостях в Музее книги». Об издательских перипетиях поэмы Данте «Божественная комедия» рассказал Артём Фадеев, библиограф научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) РГБ, ассистент кафедры вспомогательных исторических дисциплин и археографии Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.


Мария Говтвань, РГБ

Пожалуй, не найдётся человека, который никогда бы не слышал о Данте и его «Божественной комедии» — произведении столь культовом, что даже современная массовая культура прочно обросла образами и сюжетами из него. Уже для Италии XIV—XV веков гений Данте был бесспорен, и многие творцы и гуманисты обращались к его наследию. Казалось бы, оставалось лишь обессмертить его произведение через книжную культуру. Как нельзя кстати в это же время возникает книгопечатание, и многие печатники загорелись идеей предложить пока ещё немногочисленным, но крайне заинтересованным читателям «Божественную комедию». Так появилось издание, которое следовало за новыми веяниями в книжном искусстве.

Для каждого поколения читателей «Божественной комедии» она иная, и ничто так хорошо не иллюстрирует этот тезис, как история публикаций поэмы в первом столетии книгопечатания. На лекции были рассмотрены наиболее выдающиеся образцы изданий Данте XV—XVI веков, благодаря которым можно проследить, как менялась форма и содержание поэмы на глазах нескольких поколений читателей.

Изначально поэма Данте играла центральную роль в создании национальной итальянской литературы и языка. Первое иллюстрированное издание 1481 года с комментариями флорентийского гуманиста и патриота Кристофоро Ландино должно было закрепить статус Данте как поэта-классика и статус Флорентийской республики как центра всего итальянского Возрождения. Но если первое было принято обществом без возражений, то второе в условиях итальянских войн оспаривалось многократно. К сожалению, и замысел издания 1481 года не был реализован в совершенстве.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

На следующем этапе бытования «Божественной комедии» ей стремились придать текстовую и содержательную стройность, которой недоставало ранним опытам гуманистов и печатников. Благодаря лидирующему положению венецианской прессы и особенно деятельности круга Альда Мануция и Пьетро Бембо читатели получили возможность «напрямую общаться с Данте». Роскошные и тонкие гравюры в изданиях Франческо Марколини, Габриэле де Феррари и Сессо давали возможность прогуляться по каждому уголку космологии флорентийского визионера.

Новые исторические условия военных смут и церковных катаклизмов повлияли на комментарии тосканского учёного Алессандро Веллутелло к поэме, раскрывшие её острое политическое содержание. Историческая глубина неожиданным образом обнаружилась там, где до тех пор находили лишь образцы поэтического и философско-религиозного искусства.

После этого «Божественная комедия» пережила полное, хотя и не окончательное забвение. Пророческие претензии и религиозный пыл поэмы более не вызывали интереса у публики, предпочитавшей лирическую поэзию Петрарки и петраркистов, а в культуре героического и трагического не нашлось места «Комедии» как таковой. При этом комментарии Бернардино Даниэлло в позднем издании 1568 года практически не касаются социальных и религиозных вопросов, ведь в условиях Контрреформации такая трактовка могла привлечь внимание инквизиции.

Книжное собрание Музея книги РГБ хранит немало экземпляров ранних изданий «Божественной комедии», и каждый том рассказывает свою неповторимую историю возрождения интереса к Данте и его творческому наследию в XIX столетии.

 
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться