Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Цикл онлайн-лекций «Кино — это запечатлённое время»

18 августа 2020 года (19:00)

Российская государственная библиотека проводит цикл онлайн-лекций киноведа и редактора Александра Семенюка. Трансляции проходят на youtube-канале РГБ. Начало всех лекций в 19:00. 18 августа речь пойдёт о скрытых смыслах и подтекстах в киноискусстве.


Андрей Тарковский и кинооператор Свен Нюквист на съёмках фильма «Жертвоприношение», 1986. Источник

Тема первой лекции дала название всему циклу: «Кино — это запечатлённое время». Александр Семенюк расскажет, как кино стало воплощением синтеза искусств. Слушатели узнают об особенностях киноязыка, смогут обсудить принципы психологии восприятия кино. На примерах любимых и популярных фильмов можно будет проследить эффект воздействия на массовую аудиторию и способы моделирования в общественном сознании картины мира с помощью киноискусства.

В эпоху глобальных трансформаций неизбежно происходят изменения привычной, укоренённой в массовом сознании, картины мира. Этому процессу сопутствует смена мировоззренческих установок, общественных идеалов. Наиболее ярко и быстро подобный процесс отображается в самом массовом из искусств — кинематографе, который транслирует мир идей через мир образов. Не случайно кинорежиссёр Андрей Тарковский любил повторять: «Кино — это запечатлённое время». В этом смысле киноискусство фиксирует духовную, политико-идеологическую, социокультурную картину эпохи. Одновременно с этим кинематограф в символической форме моделирует образы будущего, причём задолго до их воплощения.

Слушатели лекции смогут анализировать, расшифровывать форму и интерпретировать содержание фильмов на концептуально-художественном уровне, обсуждать способы влияния кино на массовое сознание.

Александр Семенюк

Закончил киноведческий факультет Всесоюзного государственного института кинематографии и аспирантуру Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (кафедра социологии культуры). Автор 23 документальных телефильмов и четырёх телепрограмм. Член жюри кинофорума «Золотой Витязь» и кинофестиваля экологических фильмов «Меридиан надежды». Более 10 лет ведёт киноклуб.


Расписание цикла

7 июля 19:00 — «Кино — это запечатлённое время»

Феномен киноискусства как синтеза искусств. Особенности киноязыка. Психология восприятия кино. Отображение кинематографом в символической, образной форме картины мира.


Видеозапись первой лекции

21 июля 19:00 — «Пространство и время в фильмах Андрея Тарковского и Кристофера Нолана»

Хронотоп — пространство и время в искусстве кино: важнейшая категория, без которой режиссёрам невозможно создавать «миры» своих фильмов. Хронотоп позволяет вмещать в полтора-два часа экранного времени события веков и тысячелетий. В киноискусстве пространство-время может сжиматься и растягиваться, показывать не только прошлое и настоящее, но и будущее, транслировать, наряду с видимой, физической реальностью также и духовную, метафизическую.


Видеозапись второй лекции

4 августа 19:00 — «Экранизация литературы»

Экранизация литературы — всегда интерпретация, причём многоуровневая, наподобие вложенных друг в друга матрёшек. Невозможно буквально переложить литературный текст на язык кино, механически заместить прозу драмой, заменить звукозрительным кинообразом (в исполнении актёра) литературный мыслеобраз героя, представление о котором у писателя и каждого читателя — свои. В ходе лекции участники обсудят, возможно ли сохранить авторские замысел и смыслы литературного первоисточника при экранизации.

Алексанр Семенюк поговорит со своими слушателями о том, как классическая литература передана в фильмах:

  • «Анна Каренина» Александра Зархи (1967), «Анна Каренина» Сергея Соловьёва (2009), «Анна Каренина» Джо Райта (2012), сериале «Анна Каренина. История Вронского» Карен Шахназарова (2017)
  • «Вий» Константина Ершова (1967), «Вий» Олега Степченко (2014), «Гоголь. «Вий» Егора Баранова (2018)
  • «Жестокий романс» Эльдара Рязанова (1984), «Бесприданница» Якова Протазанова (1936)
  • «Гроза» Григория Константинопольского (2019), «Гроза» Владимира Петрова (1933)


Видеозапись третьей лекции

18 августа 19:00 — «Скрытые смыслы, подтексты в киноискусстве»

Кино оказывает влияние на зрителей через повествование — нарратив. Но наиболее мощное воздействие происходит через скрытые, «зашифрованные» авторские подтексты, которые оформляют основной смысловой контекст всякого фильма — дискурс. О скрытых смыслах и их выражении пойдёт речь на лекции.


Трансляция начнётся 18 августа в 19:00

1 сентября 19:00 — «Будущее мирового кинематографа: зрительские ожидания»

Мировой кинопроцесс замер в ожидании. Что будет доминировать в кинематографе после пандемии: радость бытия или апокалиптический дискурс, новый тип героя или ностальгия по прошлому, обращение к художественной традиции или постмодернистский кошмар?

15 сентября 19:00 — «Телесериал: генезис, цели, перспективы»

Современный телесериал как социокультурный феномен. Манипулятивные функции сериала. Особенности его экранного дискурса: язык, эстетика, драматургия, образный строй. Отличие современного российского телесериала от зарубежных аналогов. Интернет-платформа как транслятор сериалов: новые — формат, идеология, свойства инстанции героя.

29 сентября 19:00 — «Образ героя в современном российском кино»

Без инстанции героя невозможно написать сценарий и снять фильм. Герой фильма — собирательный образ-символ, состоящий из множества психотипов — социальных, национальных, религиозных, психологических, профессиональных. О герое нашего времени — персонифицированном «портрете» картины мира эпохи — пойдёт речь на лекции.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие