Ритуальные практики коренных жителей Чукотки

3 апреля в конференц-зале Российской государственной библиотеки в рамках выставки «Культура и быт населения России в диссертационных исследованиях» прошла лекция «Вариативность современного ритуального пространства сёл Чукотки. Новое Чаплино и Сиреники». Дмитрий Опарин рассказал о ритуальных практиках коренных жителей Чукотки.

 

 

Дмитрий Опарин — кандидат исторических наук, антрополог, старший преподаватель исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, научный сотрудник Высшей школы экономики, научный сотрудник музея М. А. Булгакова. Ведёт полевую работу на Чукотке и в Ханты-Мансийском автономном округе, автор научных статей по истории и культуре коренных народов Сибири. Его кандидатская диссертация «Вариативность современного ритуального пространства Нового Чаплино и Сиреников, Чукотка» хранится в фондах РГБ, а сейчас представлена на выставке «Культура и быт населения России в диссертационных исследованиях», проходящей в Голубом зале библиотеки.

Новое Чаплино — национальное село в бухте Ткачен, к северу от районного центра, посёлка городского типа Провидения, — было основано в 1958 году на месте старых чукотских кочевий. Большая часть жителей Нового Чаплина — выходцы из закрытого в 1958 году эскимосского села Старое Чаплино и их потомки, а также янракыннотские чукчи и чукчи, кочевавшие в районе бухты Ткачен. Старое Чаплино было самым крупным поселением азиатских эскимосов в первой половине XX века, важнейшей точкой соприкосновения жителей Чукотского полуострова и Аляски.

Сиреники (Сиг’инык) — единственное древнее эскимосское село, в котором продолжают жить люди. Оно расположено в 50 км к югу от Провидения, на берегу открытого моря. Большая часть жителей Сиреников — выходцы из закрытого в 1930-е годы села Имтук, а также чукчи из Курупканской тундры.

В работе, выполненной в 2011—2012 годах, Дмитрий Опарин описал похоронно-поминальные, охотничьи ритуальные практики, кормление духов, микро-ритуалы и ритуальные предметы, показал сложность и динамичность анимистических представлений коренных жителей Чукотки.