22 февраля — короткий день. 23 — все читальные залы закрыты. 24 — Библиотека работает по обычному расписанию, 25 — выходной, 26 — санитарный день. Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

22 февраля — короткий день. 23 и 26 февраля библиотека закрыта. Подробнее
Спросите библиотекаря

Лекция «Румянцевский музей и становление отечественного искусствознания»

Российская государственная библиотека продолжает лекционный цикл «Исчезнувший музей», рассказывающий о судьбе Румянцевского музея. В новом сезоне вновь состоятся встречи с нынешними хранителями его коллекций и исследователями, в сфере интересов которых оказалась история музея.

Первая лекция будет посвящена людям Румянцевского музея, которые стояли у истоков российского искусствознания. Принципиально важно, что их научная и преподавательская деятельность была изначально связана с изучением музейных коллекций и организацией музейного дела в первом публичном музее Москвы. Карл Карлович Гёрц (1820—1883) и Николай Ильич Романов (1867—1948) возглавляли Отделение изящных искусств и классических древностей Румянцевского музея. С лекции Карла Гёрца «О значении истории искусства», прочитанной 5 октября 1857 года в стенах Московского университета, ведёт своё начало Отделение истории искусства МГУ. Ученики Николая Романова составили в ХХ веке славу этого отделения, а разработанные им курсы легли в основу искусствоведческого образования.

Профессор Московского университета Фёдор Иванович Буслаев (1818—1897), который заложил основы исторического изучения древнерусского искусства, не служил в Румянцевском музее, но имел к нему самое непосредственное отношение как первый секретарь Общества древнерусского искусства, возникшего при Музее в 1864 году.

Помощником хранителя Отделения изящных искусств был в 1910-х годах Павел Павлович Муратов (1881—1950), написавший «Образы Италии» — одну из лучших книг об искусстве на русском языке, которая переиздается до сих пор.

Если с именами Карла Гёрца и Фёдора Буслаева связано становление Московского публичного и Румянцевского музеев, то с именами Николая Романова и Павла Муратова связана драматическая история его расформирования. В 1923 году Николай Романов, вложивший много сил в создание Картинной галереи Румянцевского музея, открывшейся в 1915 году, становится директором Государственного музея изящных искусств, как назывался тогда Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

 

Лектор — Наталья Самойленко, советник генерального директора РГБ.
Гость встречи — Екатерина Игошина, заведующая Научной библиотекой ГМИИ имени А. С. Пушкина.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться