8 и 9 февраля читальный зал РГБ в Еврейском музее и центре толерантности работает по сокращённому графику. Подробнее >>>

Спросите библиотекаря

Лекция «Старинные партитуры»

20 января в камерном зале отдела нотных изданий и звукозаписей состоялась лекция «Старинные партитуры», первая из цикла «Нотно-музыкальный отдел рассказывает».


Абрахам Босс. Музыканты. 1638

В первой лекции цикла, посвящённой старинным партитурам из нотного фонда Ленинки, были рассмотрены экземпляры французских опер XVII — начала XVIII столетия, которые относятся к особо редким и ценным изданиям. Это партитуры опер Жана-Батиста Люлли «Армида», Андре Кампра «Альцина» и Жана-Жозефа Муре «Празднества, или Триумф Талии».

Слушателям представилась уникальная возможность увидеть прижизненные издания опер и балетов времён правления Людовика XIV и Людовика XV, полистать страницы старинных партитур, которые, возможно, держали в руках зрители спектаклей в Королевской академии оперы. Примечательно, например, уведомление, адресованное зрителям Жаном-Жозефом Муре: он «добавил в партитуру новые номера и просил заранее перед представлением с ними ознакомиться, для того чтобы в процессе исполнения не отклоняться от основной линии спектакля».

На лекции была подробно рассмотрена деятельность Людовика XIV, в годы правления которого закладывались музыкальные традиции национального масштаба. Благодаря особому пристрастию короля к музыкальному театру в 1669 году была основана Королевская академия музыки (ныне Парижская национальная опера, или Гранд-опера).

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Главным композитором эпохи «короля-солнца» был Жан-Батист Люлли (1632—1687), итальянец по национальности, определивший стиль французского барокко. Опера Люлли «Армида», ноты которой демонстрировались слушателям лекции, написана в 1686 году по сюжету поэмы Торквато Тассо «Освобождённый Иерусалим». На её примере были показаны особенности музыкального стиля композитора, а также его новые «изобретения»: разработанная структура оперного цикла, строго установленный состав оркестра, жанр «французской увертюры».

Другое редкое издание, представленное на лекции, — партитура оперы-балета «Альцина» (1705) композитора Андре Кампра (1660—1744). Кампра был яркой фигурой музыкальной жизни Франции конца XVII — первой половины XVIII века. После смерти Люлли он считался главой школы французского барокко. В отличие от Люлли Андре Кампра никогда не состоял на королевской службе и никогда не имел придворной должности. В 1681 году, когда ему исполнился двадцать один год, Кампра принимает сан священника и посвящает себя духовной музыке, имея при этом тайное пристрастие к музыкальному театру. Лишь в 1700 году он становится дирижёром Королевской академии музыки и танца.

Его опера «Альцина» на сюжет поэмы Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд» написана в жанре музыкальной трагедии, как и сочинение Люлли. Первое исполнение «Альцины» оказалось провальным, а спустя пятьдесят лет после смерти композитора постановка оперы была восстановлена, что принесло ей заслуженный успех.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Ещё одним произведением, с которым познакомились слушатели, стала партитура оперы-балета «Празднества, или Триумф Талии» Жана-Жозефа Муре (1682—1738). Муре был одним из почитаемых парижских композиторов 1720—1730-х годов, его музыка пользовалась широкой популярностью. Партитура «Празднеств» была издана в 1714 году, сразу же после премьерного исполнения.

Самое пристальное внимание было уделено на лекции следующим особенностям старинных изданий:

  • формат — ин-фолио, ин-кварто;
  • обложка, чаще кожаная, с золотым тиснением или декоративным орнаментом;
  • оформление титульного листа — помимо названия произведения и перечисления всех регалий композитора указывались имена гравёра и издателя, адреса магазинов, цены партитуры без переплёта и в переплёте;
  • изысканные гравюры-иллюстрации, на которых можно увидеть события, происходящие на сцене среди дворцовых интерьеров, героев в театральных костюмах, а также музыкальную нотацию.

Вызывают интерес и размещённые в нотах королевские привилегии — они предоставляли собственнику музыкально-сценического произведения исключительные права на издание и постановку.

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Лекция сопровождалась презентацией, непосредственным знакомством со старинными нотами и прослушиванием фрагментов музыкальных сочинений. Присутствующие услышали такие произведения Жана-Батиста Люлли, как увертюра к опере «Армида», фрагмент мотета «Te Deum», сонаты для трубы и органа. Из произведений Андре Кампра прозвучали мотеты «Где Ты, Боже мой», «Благословен Господь» и фрагмент увертюры к опере-балету «Галантная Европа». Также звучали записи сочинений Жана-Жозефа Муре — фрагменты опер-балетов «Празднества, или Триумф Талии» и «Любовные страсти богов».

 

Следующая лекция из цикла «Нотно-музыкальный отдел рассказывает» состоится 19 мая. Её тема — «Автографы композиторов на страницах нот». Подробнее обо всём цикле

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться