Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Лекция «Виктор Вазарели. Рождение оп-арта»

17 декабря в рамках фестиваля венгерской графики «illúzió» состоится лекция Мартона Ороса, доктора философии, директора Музея Вазарели и главного куратора коллекции фотографии и медиаискусств в Музее изобразительных искусств Будапешта. Лекция посвящена гению Виктора Вазарели и рождению оп-арта.

 


Виктор Вазарели. Зебра. 1937

 

14 декабря в Российской государственной библиотеке открывается фестиваль графики «illúzió. Венгерский вклад в мировую графическую культуру XX века», организованный Российской государственной библиотекой совместно с Посольством Венгрии в РФ и Венгерским культурным центром в Москве. Фестиваль посвящён феноменам оптической иллюзии, перспективе и способам взаимодействия с графическим мировым наследием сегодня.

Первая лекция из насыщенной программы фестиваля посвящена истории зарождения оптического искусства (оп-арт — сокращённый вариант от английского optical art — «оптическое искусство») — художественного течения второй половины XX века, использующего различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Виктор Вазарели (1906—1997) — французский художник венгерского происхождения, родоначальник стиля оп-арт. Одной из самых ранних его работ, созданных в этом стиле, считается картина «Зебра» (1937) — здесь чёрно-белые оптические контрасты порождают игру перестраивающихся конфигураций.

В 1930-х Вазарели начал писать первые геометрические работы, серия портретов свидетельствует об исканиях в духе посткубизма. Опыты схематизации объекта, его разложения на дискретные знаки продолжались до конца 1940-х, когда Вазарели, придя к заключению о наличии в природе внутренней геометрии, обратился к абстракционизму.

В его живописи 1950-х годов чёрно-белые фигуры, встроенные в решётчатую структуру, рождают иллюзии вспышек, скачкообразных перемещений, мерцаний, упругих толчков. Мастерство, с которым Вазарели вызывает ослепительные оптические вибрации, определило его ведущую роль в направлении оп-арта.

С 1960-х пластический язык Вазарели обогатился цветом — контрастные цвета создают иллюзию колебания поверхности.

«После будапештской выставки 1969 года почти все венгерские интеллектуалы украшали свои квартиры постерами Вазарели с выставки. Многие люди покупали домашний текстиль, шторы, ковры, сделанные в стиле оп-арт. Так что в Венгрии мечта художника исполнилась: его основной идеей была демократичность искусства, когда музей и жилище сливаются в единое целое. И в Венгрии произошло то, о чём он мечтал», — рассказывает Мартон Орос.

 



 

 

Предварительная регистрация:

 

 

 

Во время посещения данного сайта может использоваться общеотраслевая технология, называемая cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на Вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие