20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024: читальные залы главного здания, Дома Пашкова будут закрыты; читальные залы Центра восточной литературы и Музей книги будут работать в обычном режиме


В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее


С апреля 2024 года прекращён доступ ко всем ресурсам компании EBSCO Publishing. Где искать издания с этой платформы?


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Лекция «Виктор Вазарели. Рождение оп-арта»

17 декабря в рамках фестиваля венгерской графики «illúzió» состоится лекция Мартона Ороса, доктора философии, директора Музея Вазарели и главного куратора коллекции фотографии и медиаискусств в Музее изобразительных искусств Будапешта. Лекция посвящена гению Виктора Вазарели и рождению оп-арта .


Виктор Вазарели. Зебра. 1937

14 декабря в Российской государственной библиотеке открывается фестиваль графики «illúzió. Венгерский вклад в мировую графическую культуру XX века» , организованный Российской государственной библиотекой совместно с Посольством Венгрии в РФ и Венгерским культурным центром в Москве. Фестиваль посвящён феноменам оптической иллюзии, перспективе и способам взаимодействия с графическим мировым наследием сегодня.

Первая лекция из насыщенной программы фестиваля посвящена истории зарождения оптического искусства ( оп-арт — сокращённый вариант от английского optical art — «оптическое искусство») — художественного течения второй половины XX века, использующего различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Виктор Вазарели (1906—1997) — французский художник венгерского происхождения, родоначальник стиля оп-арт. Одной из самых ранних его работ, созданных в этом стиле, считается картина «Зебра» (1937) — здесь чёрно-белые оптические контрасты порождают игру перестраивающихся конфигураций.

В 1930-х Вазарели начал писать первые геометрические работы, серия портретов свидетельствует об исканиях в духе посткубизма. Опыты схематизации объекта, его разложения на дискретные знаки продолжались до конца 1940-х , когда Вазарели, придя к заключению о наличии в природе внутренней геометрии, обратился к абстракционизму.

В его живописи 1950-х годов чёрно-белые фигуры, встроенные в решётчатую структуру, рождают иллюзии вспышек, скачкообразных перемещений, мерцаний, упругих толчков. Мастерство, с которым Вазарели вызывает ослепительные оптические вибрации, определило его ведущую роль в направлении оп-арта.

С 1960-х пластический язык Вазарели обогатился цветом — контрастные цвета создают иллюзию колебания поверхности.

«После будапештской выставки 1969 года почти все венгерские интеллектуалы украшали свои квартиры постерами Вазарели с выставки. Многие люди покупали домашний текстиль, шторы, ковры, сделанные в стиле оп-арт . Так что в Венгрии мечта художника исполнилась: его основной идеей была демократичность искусства, когда музей и жилище сливаются в единое целое. И в Венгрии произошло то, о чём он мечтал», — рассказывает Мартон Орос.


ВСЯ ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

Предварительная регистрация:

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться