Образы Италии. Переменчивая вечность

14 декабря в Российской государственной библиотеке говорили о прекрасном. Встреча «Образы Италии. Переменчивая вечность» собрала знатоков культуры, искусства и архитектуры. Писатель, искусствовед Аркадий Ипполитов представил свою новую книгу «Просто Рим. Образы Италии XXI».

 

 

Отвечая на вопрос о названии книги, Аркадий Ипполитов сказал: «Потому что Рим это так сложно, что может быть только просто». И каждый, кто возьмётся читать новую книгу Ипполитова (а это только первый том из двух, посвящённых Риму), сразу поймёт, что простого там ничего нет. Глубокое погружение в историю, отсылка к произведениям искусства, известным даже не каждому знатоку, переплетающиеся вечность и современность, невозможность определить, к какому жанру относится книга. И язык, которым она написана — совершенно не академический, живой, но — абсолютно не простой.

Ведущая встречи, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Самойленко, напомнила собравшимся, что автор знаменитых «Образов Италии» Павел Муратов в 1906 году пришёл работать в Румянцевский музей. Он был хранителем отдела изящных искусств и классических древностей. Первые два тома «Образов Италии» вышли в 19111912 годах, третий том был выпущен в 1924 году.

Аркадий Ипполитов пришёл работать Эрмитаж в 1978 году. Сейчас он старший научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства, хранитель итальянской гравюры. Через сто лет после публикации первых томов «Образов Италии» Муратова увидела свет первая книга Ипполитова из серии «Образы Италии XXI» — «Особенно Ломбардия». В 2014 году — вторая: «Только Венеция». И вот в конце 2018 года вышел «Просто Рим». Аркадий Викторович говорит, что его книги — оммаж Павлу Муратову в «средневековом» понимании этого слова — воздавание почестей. «В какой-то мере я его ученик», — сказал на встрече Аркадий Ипполитов.
 

 

 

Какой представлялась Италия Павлу Муратову, и какой её видит наш современник — Аркадий Ипполитов? Должна ли книга цифровой эпохи отличаться от книги Серебряного века? Каков он — современный взгляд на итальянское искусство? Что такое «Просто Рим» — ироничная проза, путеводитель по Вечному городу или искусствоведческий труд? Об этом и о многом другом говорили директор Государственного института искусствознания Наталья Сиповская, заместитель директора по научной работе ГМИИ имени А. С. Пушкина Виктория Маркова, заслуженный архитектор Российской Федерации Максим Атаянц, профессор Высшей школы экономики Анна Качкаева и гости Российской государственной библиотеки. Книгу представила заместитель генерального директора Издательской группы «Азбука-Аттикус» Алла Мотина.

На встрече говорили и об открывшейся 19 ноября в Музеях Ватикана выставки «Русский путь. От Дионисия до Малевича». Куратор этой выставки, как и предшествующей ей «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», проходившей в 2016 году в Третьяковке, — Аркадий Ипполитов. Более пятидесяти произведений искусства — иконы, картины и скульптуры — были предоставлены российскими музеями. Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на встрече 14 декабря рассказала, что впервые на выставку было отправлено такое большое количество работ из постоянной экспозиции галереи. Среди шедевров — картина Александра Иванова «Явление Христа народу» (малый вариант), попавшая в Русский музей из коллекции Румянцевского музея.

 


Книга Аркадия Ипполитова «Просто Рим. Образы Италии XXI». Фото: Мария Говтвань, РГБ

   

 

Справка:

Аркадий Ипполитов — искусствовед, писатель. Куратор выставочных проектов в России и за рубежом, среди которых «Роберт Мэпплторп и классическая традиция. Искусство фотографии и гравюры маньеризма» в Эрмитаже, «Палладио в России: от барокко до модернизма» в венецианском музее Коррер, музее-заповеднике «Царицыно» и музее архитектуры имени А. В. Щусева, «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» в Государственной Третьяковской галерее и ответной выставки в Музеях Ватикана «Русский путь. От Дионисия до Малевича». Автор книг «Вчера, сегодня, никогда», «„Тюрьмы“ и власть. Миф Джованни Баттиста Пиранези», «Якопо да Понтормо. Художник извне и изнутри», «Ожидатели августа» и других.