7 декабря читальный зал «Дубовый» будет доступен с 14:30 до 20:00.


Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться


Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

Выставка «Давид Бурлюк. Энергия футуризма в России»

с 9 августа по 30 сентября 2022 года
открытие состоится 9 августа в 15:00

9 августа в отделе рукописей РГБ открывается выставка, посвящённая Давиду Давидовичу Бурлюку, со дня рождения которого в этом году исполняется 140 лет. В экспозицию вошли рукописи произведений, записные книжки, письма, рисунки и редкие фото из архивов родоначальника футуризма в России, а также книги его последователей.

Портрет Давида Бурлюка. Фрагмент. Художник — Вацлав Фиала. Прага, 1957.
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) — художник и поэт, родоначальник футуризма как художественного направления в России. С 1956 года в Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина (ныне РГБ) начинают поступать творческие рукописи, дневники, письма Давида Бурлюка и его жены Марии Никифоровны. Передавал документы сам художник, который непрерывно поддерживал связь с родиной. Так в отделе рукописей сложился личный архивный фонд Бурлюка , насчитывающий 1050 единиц хранения.

Новая выставка в Румянцевском зале — иллюстрация яркой жизни Давида Давидовича, передающая через архивные документы энергию и очарование его творчества. В экспозиции представлены записные тетради со стихотворениями, рисунками и воспоминаниями нашего героя. В записные тетради вклеены автографы и рисунки самого Давида Давидовича, его друзей, фотографии родственников и знакомых, засушенные цветы и листья, газетные вырезки.

  • Мария и Давид Бурлюки. Фотография.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1932—1935 годы.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1932—1935.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1932—1935.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1932—1935.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1910—1920-е, 1940, 1960 годы. Автографы, списки рукой Давида Бурлюка.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1910—1920-е, 1940, 1960 годы. Автографы, списки рукой Давида Бурлюка.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1910—1920-е, 1940, 1960 годы. Автографы, списки рукой Давида Бурлюка.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фрагмент страницы из записной тетради Давида Бурлюка.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Давид Бурлюк в 1921 году в Японии написал повесть о художнике Павле Филонове. На выставке экспонируется рукопись повести, переписанная в 1953 году Марией Бурлюк и художественно оформленная рисунками и фотографиями автора.

Эпистолярное наследие Давида Давидовича представлено на выставке письмами Константина Циолковского, Сергея Прокофьева, Лили Брик, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Бенедикта Лившица и других современников. Изюминки этой части экспозиции — автограф Луи Арагона и рисунок Ильи Ильфа.

  • Луи Арагон. Автограф.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Рисунок Ильи Ильфа. 1936 год. С подписью-автографом.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Альбом с фотографиями членов семьи Давида Бурлюка. 1950-е годы.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Альбом с фотографиями членов семьи Давида Бурлюка. 1950-е годы.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Альбом с фотографиями членов семьи Давида Бурлюка. 1950-е годы.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Рукописные книги Алексея Кручёных.
    Слева: Замауль юбилейная. 10-летие футур-дел. 1919 год.
    Справа: Цоца. Сборник стихотворений. 1921 год. Обложка оформлена Александром Родченко.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Страницы книги Бенедикта Лившица «Гилея» (Нью-Йорк, 1931).
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Один из разделов выставки посвящён последователям художественного направления Давида Бурлюка и одному из его предшественников. На выставке можно увидеть книги создателя футуризма Филиппо Томмазо Маринетти «Футурист Мафарка» c его автографом — дарственной надписью Валерию Брюсову. Рядом размещены «Манифесты итальянского футуризма» в переводе Вадима Шершеневича, рукописные книги Алексея Кручёных «Замауль юбилейная. 10-летие футур-дел» 1919 года и «Цоца» 1921 года в обложке, оформленной Александром Родченко. Эта часть экспозиции дополнена изданиями стихов Владимира Маяковского из библиотеки Брюсова и книгой Бенедикта Лившица «Гилея»*, вышедшей в 1931 году в Америке в издательстве Марии Бурлюк.

* «Гилея» — название группы футуристов, созданной Давидом Бурлюком.

Впервые экспонируются редкие фотографии Давида и Марии Бурлюк, членов их семьи, Владимира Маяковского, Алексея Николаевича Толстого.

Выставка будет интересна всем любящим русскую литературу и искусство читателям и посетителям библиотеки.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться