9 августа в отделе рукописей РГБ открывается выставка, посвящённая Давиду Давидовичу Бурлюку, со дня рождения которого в этом году исполняется 140 лет. В экспозицию вошли рукописи произведений, записные книжки, письма, рисунки и редкие фото из архивов родоначальника футуризма в России, а также книги его последователей.
Портрет Давида Бурлюка. Фрагмент. Художник — Вацлав Фиала. Прага, 1957.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Давид Давидович Бурлюк
(1882—1967) —
художник и поэт, родоначальник футуризма как художественного направления в России. С 1956 года в Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина (ныне РГБ) начинают поступать творческие рукописи, дневники, письма Давида Бурлюка и его жены Марии Никифоровны. Передавал документы сам художник, который непрерывно поддерживал связь с родиной. Так в отделе рукописей сложился
личный архивный фонд Бурлюка
, насчитывающий 1050 единиц хранения.
Новая выставка в Румянцевском зале — иллюстрация яркой жизни Давида Давидовича, передающая через архивные документы энергию и очарование его творчества. В экспозиции представлены записные тетради со стихотворениями, рисунками и воспоминаниями нашего героя. В записные тетради вклеены автографы и рисунки самого Давида Давидовича, его друзей, фотографии родственников и знакомых, засушенные цветы и листья, газетные вырезки.
-
Мария и Давид Бурлюки. Фотография.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками.
1932—1935 годы.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками.
1932—1935.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками.
1932—1935.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками.
1932—1935.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками.
1910—1920-е, 1940, 1960 годы.
Автографы, списки рукой Давида Бурлюка.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками.
1910—1920-е, 1940, 1960 годы.
Автографы, списки рукой Давида Бурлюка.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками.
1910—1920-е, 1940, 1960 годы.
Автографы, списки рукой Давида Бурлюка.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фрагмент страницы из записной тетради Давида Бурлюка.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Давид Бурлюк в 1921 году в Японии написал повесть о художнике Павле Филонове. На выставке экспонируется рукопись повести, переписанная в 1953 году Марией Бурлюк и художественно оформленная рисунками и фотографиями автора.
Эпистолярное наследие Давида Давидовича представлено на выставке письмами Константина Циолковского, Сергея Прокофьева, Лили Брик, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Аристарха Лентулова, Бенедикта Лившица и других современников. Изюминки этой части экспозиции — автограф Луи Арагона и рисунок Ильи Ильфа.
-
Луи Арагон. Автограф.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Рисунок Ильи Ильфа. 1936 год.
С подписью-автографом.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Альбом с фотографиями членов семьи Давида Бурлюка.
1950-е годы.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Альбом с фотографиями членов семьи Давида Бурлюка.
1950-е годы.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Альбом с фотографиями членов семьи Давида Бурлюка.
1950-е годы.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Рукописные книги Алексея Кручёных.
Слева: Замауль юбилейная.
10-летие
футур-дел.
1919 год.
Справа: Цоца. Сборник стихотворений. 1921 год. Обложка оформлена Александром Родченко.
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Фото: Мария Говтвань, РГБ
-
Страницы книги Бенедикта Лившица «Гилея»
(Нью-Йорк, 1931).
Фото: Мария Говтвань, РГБ
Один из разделов выставки посвящён последователям художественного направления Давида Бурлюка и одному из его предшественников. На выставке можно увидеть книги создателя футуризма Филиппо Томмазо Маринетти «Футурист Мафарка» c его автографом — дарственной надписью Валерию Брюсову. Рядом размещены
«Манифесты итальянского футуризма»
в переводе Вадима Шершеневича, рукописные книги Алексея Кручёных «Замауль юбилейная.
10-летие
футур-дел»
1919 года и «Цоца» 1921 года в обложке, оформленной Александром Родченко. Эта часть экспозиции дополнена изданиями стихов Владимира Маяковского из библиотеки Брюсова и книгой Бенедикта Лившица «Гилея»*, вышедшей в 1931 году в Америке в издательстве Марии Бурлюк.
* «Гилея» — название группы футуристов, созданной Давидом Бурлюком.
Впервые экспонируются редкие фотографии Давида и Марии Бурлюк, членов их семьи, Владимира Маяковского, Алексея Николаевича Толстого.
Выставка будет интересна всем любящим русскую литературу и искусство читателям и посетителям библиотеки.