Спросите библиотекаря

Давид Бурлюк. Энергия футуризма в России

с 9 августа по 30 сентября 2022 года
открытие состоится 9 августа в 15:00

9 августа в отделе рукописей РГБ открывается выставка, посвящённая Давиду Давидовичу Бурлюку, со дня рождения которого в этом году исполняется 140 лет. В экспозицию вошли рукописи произведений, записные книжки, письма, рисунки и редкие фото из архивов родоначальника футуризма в России, а также книги его последователей.

Портрет Давида Бурлюка. Фрагмент. Художник — Вацлав Фиала. Прага, 1957.
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Давид Давидович Бурлюк (1882—1967) — художник и поэт, родоначальник футуризма как художественного направления в России. С 1956 года в Государственную библиотеку СССР имени В. И. Ленина (ныне РГБ) начинают поступать творческие рукописи, дневники, письма Давида Бурлюка и его жены Марии Никифоровны. Передавал документы сам художник, который непрерывно поддерживал связь с родиной. Так в отделе рукописей сложился личный архивный фонд Бурлюка, насчитывающий 1050 единиц хранения.

Новая выставка в Румянцевском зале — иллюстрация яркой жизни Давида Давидовича, передающая через архивные документы энергию и очарование его творчества. В экспозиции представлены записные тетради со стихотворениями, рисунками и воспоминаниями нашего героя. В записные тетради вклеены автографы и рисунки самого Давида Давидовича, его друзей, фотографии родственников и знакомых, засушенные цветы и листья, газетные вырезки.

  • Мария и Давид Бурлюки. Фотография.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1932—1935 годы.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1932—1935.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1932—1935.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1932—1935.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1910—1920-е, 1940, 1960 годы. Автографы, списки рукой Давида Бурлюка.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1910—1920-е, 1940, 1960 годы. Автографы, списки рукой Давида Бурлюка.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Записная тетрадь Давида Бурлюка со стихотворениями и рисунками. 1910—1920-е, 1940, 1960 годы. Автографы, списки рукой Давида Бурлюка.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фрагмент страницы из записной тетради Давида Бурлюка.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Давид Бурлюк в 1921 году в Японии написал повесть о художнике Павле Николаевиче Филонове. На выставке экспонируется рукопись повести, переписанная в 1953 году Марией Бурлюк и художественно оформленная рисунками и фотографиями автора.

Эпистолярное наследие Давида Давидовича представлено на выставке письмами Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Сергеевича Прокофьева, Лили Юрьевны Брик, Наталии Сергеевны Гончаровой, Михаила Фёдоровича Ларионова, Аристарха Васильевича Лентулова, Бенедикта Константиновича Лившица и других современников. Изюминки этой части экспозиции — автограф Луи Арагона и рисунок Ильи Арнольдовича Ильфа.

  • Луи Арагон. Автограф.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Рисунок Ильи Ильфа. 1936 год. С подписью-автографом.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Альбом с фотографиями членов семьи Давида Бурлюка. 1950-е годы.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Альбом с фотографиями членов семьи Давида Бурлюка. 1950-е годы.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Альбом с фотографиями членов семьи Давида Бурлюка. 1950-е годы.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Рукописные книги Алексея Кручёных.
    Слева: Замауль юбилейная. 10-летие футур-дел. 1919 год.
    Справа: Цоца. Сборник стихотворений. 1921 год. Обложка оформлена Александром Родченко.
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Страницы книги Бенедикта Лившица «Гилея» (Нью-Йорк, 1931).
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Один из разделов выставки посвящён последователям художественного направления Давида Давидовича Бурлюка и одному из его предшественников. На выставке можно увидеть книги создателя футуризма Филиппо Томмазо Маринетти «Футурист Мафарка» c его автографом — дарственной надписью Валерию Яковлевичу Брюсову. Рядом размещены «Манифесты итальянского футуризма» в переводе Вадима Габриэлевича Шершеневича, рукописные книги Алексея Елисеевича Кручёных «Замауль юбилейная. 10-летие футур-дел» 1919 года и «Цоца» 1921 года в обложке, оформленной Александром Михайловичем Родченко. Эта часть экспозиции дополнена изданиями стихов Владимира Владимировича Маяковского из библиотеки Брюсова и книгой Бенедикта Лившица «Гилея»*, вышедшей в 1931 году в Америке в издательстве Марии Бурлюк.

*«Гилея» — название группы футуристов, созданной Давидом Бурлюком.

Впервые экспонируются редкие фотографии Давида и Марии Бурлюк, членов их семьи, Владимира Маяковского, Алексея Николаевича Толстого.

Выставка будет интересна всем любящим русскую литературу и искусство читателям и посетителям библиотеки.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие