Спросите библиотекаря

Фандрайзинг и краудфандинг в библиотеках

В отделе литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению проходит тематическая книжная выставка, посвящённая фандрайзингу и краудфандингу в библиотеках.


Экспонат выставки
Фото: Мария Говтвань, РГБ

На выставке представлена литература, дающая представление о том, как именно зарубежные и российские библиотеки применяют фандрайзинг и краудфандинг для привлечения средств на развитие своей деятельности.

Зачем библиотеке фандрайзинг и краудфандинг

В последние десятилетия концепция библиотеки претерпевала трансформацию. Теперь это не только хранилище книг и читальные залы, но ещё и «третье место» следом за домом и работой. В современном мире библиотека — это коммуникационная площадка, место для реализации креативных идей и творческих проектов, различных коллабораций, публичных мероприятий и отдыха.

В связи с развитием функций библиотеки закономерным образом для её руководителей вопрос о поиске дополнительного финансирования приобретает дополнительную остроту. Поскольку библиотеки нужны каждому городу, а выживают они в основном за счёт государственного бюджета, на внедрение дополнительных функций так, как того хотелось бы, средств не хватает. С особенной очевидностью проблема нехватки финансирования стоит на периферии: именно в провинции, где библиотека часто является единственным местом для досуга, люди ощущают острую потребность в качественной литературе.


Экспонаты выставки
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Понятия фандрайзинга и краудфандинга появились во многом благодаря неравнодушным гражданам, оказывающим поддержку проектам. Кто-то привлекает гранты на реализацию проектов, связанных с развитием учреждения, другие готовы пожертвовать некоторую сумму денег, третьи участвуют в пополнении фондов библиотеки, передавая в дар хорошие книги.

Термины фандрайзинг и краудфандинг обозначают сбор или привлечение средств извне на развитие организации. Отличие между этими двумя понятиями заключается в типе участия.

Фандрайзинг (от английского fund — фонд и raising — сбор) представляет из себя поиск и привлечение денежных и других ресурсов на образовательные, социальные и культурные проекты. При этом фандрайзинг — это полноценное партнёрство, в котором обе стороны — как даритель, так и получатель — преследуют общую цель.

Краудфандинг (от английского crowd — толпа и funding — финансирование) — это добровольная коллаборация множества людей, объединяющих собственные средства в целях поддержки различных проектов, организаций, других людей и так далее. Чаще всего этот процесс осуществляется посредством сбора денег на различных интернет-площадках, включая социальные сети.


Экспонаты выставки
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Наряду с различными культурными институциями, творческими индивидами и некоммерческими сообществами эти практики опробовали и библиотеки из разных уголков мира.

На выставке представлены издания, в которых работающими советами охотно делятся не только библиотечные специалисты, но и сотрудники других организаций в сфере культуры, образования, торговли. Об опыте успешной интеграции фандрайзинга и краудфандинга в библиотечную практику рассказывают коллеги из разных точек России. Некоторые издания на экспозиции организаторы выставки представляют подробнее в этом анонсе.

Опыт библиотек


Экспонаты выставки
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Garczynski, J. V. Fundraising: how to raise money for your library using social media / J. V. Garczynski. — Cambridge, MA ; Kidlington, OX : Chandos publ., cop. 2018. — VII, 168 с. — (Chandos information professional series).

Из книги «Фандрайзинг: как заработать деньги для вашей библиотеки, используя социальные медиа»  можно узнать об использовании социальных сетей для сбора средств библиотеками: это успешные кампании для разных площадок, эффективные стратегии, передовой опыт, сильные стороны и подводные камни.

Jennings, K. N. Fundraising for academic libraries: a practical guide for librarians / K. N. Jennings, J. Garczynski. — Lanham [etc.] : Rowman & Littlefield, cop. 2020. — XIV, 143 с. — (Practical guides for librarians № 65).

Издание «Фандрайзинг для академических библиотек: практическое руководство для библиотекарей» на английском языке будет полезно университетским библиотекам. Вузы также страдают от нехватки финансирования, и сбор внебюджетных средств давно превратился для них в необходимость. Для этой особой среды предлагаются шаблоны, схемы и инструкции для выявления потенциальных спонсоров, сбора пожертвований, участия в конкурсах для получения грантов, составления списков необходимых приобретений, долгосрочного сотрудничества с меценатами.

Подари библиотеке новую книгу: методические рекомендации по проведению акции, или практический фандрайзинг / Самарская областная универсальная научная библиотека, Отдел корпоративного комплектования ; [cоставители: Г. М. Коновалова и др.]. — Самара : Самарская обл. универ. науч. б-ка, 2008. — 44 с.

Самарская областная универсальная научная библиотека ежегодно проводит областную благотворительную акцию дарения книг и издаёт методические рекомендации для пополнения книжных фондов библиотек. Издание раскрывает вопросы организации и проведения благотворительных акций и иных мероприятий.


Экспонаты выставки
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Новикова, М. И. Возможности использования социальной технологии коллективного финансирования в деятельности библиотек / М. И. Новикова // Научно-техническая информация. Серия 1 : Организация и методика информационной работы. — 2014. — № 10. — С. 15—18.

В статье автор рассказывает о двух популярных в России видах краудфандинга: Donation Crowdfunding (безвозмездный) и Rewards Crowdfunding (за вознаграждение), а также о популярных краудфандинговых платформах Kickstarter и Boomstarter.

Козловская, Н. Как получить дополнительные средства с помощью краудфандинга / Н. Козловская // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2018. — № 3. — С. 62—69.

Автор анализирует проблемы, с которыми обычно сталкивается учреждение культуры в процессе краудфандинга, и предлагает пути их решения. По мнению автора, прислушиваясь к рекомендациям практиков, можно повысить успех проекта в несколько раз, а благотворителей совершенно необходимо поощрять — это гарант долгосрочного сотрудничества.

Карпанина, Е. Как планировать фандрайзинг: календарный план кампании / Е. Карпанина // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2020. — № 1. — С. 62—69.

Автор предлагает рассмотреть календарный план фандрайзинговой кампании: это определение цели и длительность акции, формирование команды, отбор необходимых инструментов, согласование формы отчётности, составление поэтапного плана по каждому направлению, назначение ответственных и определение контрольных временных точек.


Экспонат выставки
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Двуреченская, Т. Н. И тогда «нам года не беда»: реализация проекта «Золотой возраст» / Т. Н. Двуреченская // Библиотечное дело. — 2008. — № 4. — С. 31—33.

Библиотечно-информационный центр № 3 МУ «Централизованная библиотечная система» в Липецке смог реализовать проект «Золотой возраст», направленный на улучшение качества организации культурного досуга пожилых людей и вовлечение их в творческую деятельность. Это стало возможным благодаря программе предоставления муниципальных социальных грантов «Липецк — наш общий дом». Об успехах проекта рассказала руководитель Центра Т. Н. Двуреченская в № 4 журнала «Библиотековедение» за 2008 год.

Куценко, Е. Фандрайзинг, или Где найти средства?: новые источники финансирования / Е. Куценко // Библиотека. — 2010. — № 10. — С. 43—46.

Е. Куценко в 10 номере издания «Библиотека» за 2010 год рассказывает об опыте Тарской централизованной библиотечной системы (Омская область). Одним из источников дополнительного финансирования сотрудники библиотеки выбрали торговлю. Они устраивают лотереи, проводят благотворительные акции, продают поделки детского клуба декоративно-прикладного творчества и авторские сценарии для мероприятий. Библиотека применяет технологию фандрайзинга на взаимовыгодных условиях, при которых деньги не всегда являются основным ресурсом. Например, у неё есть партнёры, которые помогают с техническим обслуживанием оборудования, со стройматериалами, с ремонтом зданий и мебели. Библиотека не платит за покос травы на прилегающей к зданию территории, его осуществляют партнёры-фермеры, которые заинтересованы в получении скошенной травы на корм скоту и птице.


Экспонат выставки
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Мочалова, Е. В. Библиотечный фандрайзинг: опыт применения / Е. В. Мочалова // Современная библиотека. — 2017. — № 2. — С. 28—31.

В библиотеке Центральной библиотечной системы города Белово Кемеровской области фандрайзинг реализован в виде спонсорской партнёрской поддержки программы «PROЧТИ», нацеленной на продвижение книги и чтения. По словам Е. В. Мочаловой, программа объединила разных людей: от простых школьников до победителей престижных литературных премий. Среди партнёров — учебные заведения, литературные общества, издательства, СМИ.

Литвиненко, И. Д. Фандрайзинг: теоретическое осмысление и опыт интеграции в библиотечную практику / И. Д. Литвиненко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 4 (42). — С. 227—230.

Автор описывает теорию библиотечного фандрайзинга и опыт его внедрения. Сотрудничество библиотек с творческими организациями и частными лицами в таких сферах, как, например, живопись, поэзия, художественная фотография и различные ремёсла, способно привлечь не только дополнительные деньги, но и новых читателей.


Экспонаты выставки
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Соколов, С. В. Фандрайзинг в немецких библиотеках / С. В. Соколов // Библиография и книговедение. — 2019. — № 3 (422). — С. 139—146.

Автор статьи обращается к зарубежному опыту. В Германии существуют специализированные фонды по финансированию учреждений культуры, их вклад в развитие библиотек можно проследить по годовым отчётам. Это спонсирование выставок, лекций, исследовательских и других проектов, а также приобретение литературы и различных электронных продуктов. Созданное в 1989 году «Общество книги — друзей Немецкой национальной библиотеки», функционирующее как отдельное подразделение библиотеки, существует на ежегодные пожертвования от частных и юридических лиц. Автор считает, что в библиотеках России необходимо развивать подобные координирующие структуры, основанные на некоммерческом партнёрстве.

Берёзкина, Н. Ю. Дополнительные источники финансирования библиотек Республики Беларусь / Н. Ю. Березкина // Материалы вторых социально-экономических библиотечных чтений: 20—21 ноября 2019 года, Ханты-Мансийск / Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа — Югры [и др.] ; составитель С. Ю. Волженина. — Челябинск : ЧГИК, 2020. — С. 62—68.

Из статьи можно узнать, что в Республике Белоруссии спонсорская помощь реализуется в виде приобретения оборудования и информационных ресурсов, финансирования издательской деятельности, поддержки программ и проектов, проведения образовательных, научных, информационных и иных мероприятий, формирования современного библиотечного пространства. Среди спонсоров — различные общества, благотворительные организации, банки, государственные гранты. Много среди них и иностранных.

Захаренко, М. П. Рабочая программа дисциплины «Краудфандинг и краудсорсинг в практике библиотеки»: приложение № 16 / М. П. Захаренко, В. К. Клюев // Библиотека и закон. — 2018. — № 44. — С. 281—289.

На выставке представлены учебные пособия по инвестициям в сфере культуры и искусства, экономике и финансам учреждений культуры, а также методические рекомендации и рабочие программы. «Краудфандинг и краудсорсинг в практике библиотеки» входит в вариативную часть учебного плана, разработанного на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Библиотечно-инфомационная деятельность» общего профиля по квалификации «Бакалавр». Программа нашла отражение на страницах 44 выпуска профессионального издания «Библиотека и закон», её авторы — широко известные в профессиональных кругах М. П. Захаренко и В. К. Клюев.

 

Все эти издания представлены на выставке. В экспозицию вошли и электронные ресурсы, доступ к ним обеспечен посредством QR-кодов.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Библиотеки крайне заинтересованы в высококвалифицированных кадрах и особенно в сотрудниках, которые умеют привлекать дополнительные средства в организацию и грамотно ими распоряжаться. Поэтому дисциплины, охватывающие теорию фандрайзинга и краудфандинга, непременно должны присутствовать в программах образования и повышения квалификации для профессионалов библиотечного дела.

Недавно на официальном сайте Российской государственной библиотеки появилась кнопка «Поддержать Ленинку», предоставляющая неравнодушным гражданам возможность пожертвования посильных средств в Фонд развития Ленинки. Любой, даже самый малый вклад в развитие главной библиотеки России, безусловно, важен, и такая помощь необходима и всей остальной библиотечной сети страны, в которой, по экспертным оценкам, насчитывается более 100 тысяч библиотек. Представленные в книжной экспозиции теоретические и практические издания по фандрайзингу и краудфандингу обладают потенциальной ценностью для библиотек всех уровней и видов.

Для ознакомления с электронными ресурсами посетители выставки могут воспользоваться QR-кодами. Среди таких ресурсов, например, «Сайт сообщества профессионалов по привлечению ресурсов», объединяющий русскоязычных специалистов в области фандрайзинга.


Куратор выставки Ольга Фирстова
Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Куратор выставки — ведущий библиотекарь отдела литературы по библиотековедению, библиографоведению и книговедению РГБ Ольга Фирстова.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться