Выставка к 200-летию нотного издателя Александра Гутхейля

6 ноября в отделе нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки открылась выставка, посвященная 200-летию со дня рождения Александра Богдановича Гутхейля (1818—1882), знаменитого нотного издателя XIX века.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

В 2017 году отдел нотных изданий и звукозаписей начал работу над проектом «Нотоиздательское дело в России второй половины XIX — начала ХХ века». Проект связан с учреждением Всероссийской научно-практической конференции «Юргенсоновские чтения». Тематика конференции была выбрана не случайно. Главная задача национальной библиотеки заключается не только в том, чтобы сохранить для поколений издания, поступающие в ее фонды, но и изучить историю главных издательских домов и их репертуар. В большой степени это касается отечественного нотоиздательского дела, где имеются лакуны в изучении.

Вторая половина XIX и начало XX века стали настоящим «бумом» на издания музыкальных произведений: музыка была не просто частью хорошего воспитания и образования — эпоха буквально дышала ею. В это время возникает целый ряд издательств, в исторической последовательности отразивших историю развития музыкальной культуры. В РГБ хранятся ценные нотные издания ведущих российских издательств этого времени — Фёдора Стелловского, Матвея Бернарда, Александра Гутхейля, Петра Юргенсона, Митрофана Беляева, Юлия Циммермана, Василия Бесселя и других. Ноты знакомят с сочинениями всемирно известных сегодня композиторов, а также с широким кругом имен композиторов и исполнителей необыкновенно популярных тогда и почти незнакомых или забытых в наши дни.
 

 

 

Русская нотоиздательская фирма «А. Гутхейль» играла важную роль в художественной жизни России конца XIX — начала XX века и была одной из самых известных и представительных. Об этом свидетельствует пожалованное издателю звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества и комиссионера Императорских театров», имеющее статус российского государственного бренда. Такое звание давало право использовать на своих изданиях герб России и исполнять заказы Двора. Фирма имела и другие знаки отличия: Большую золотую медаль политехнической выставки в Москве 1872 года, Медаль и Почетный диплом всемирной выставки в Чикаго.

Александр Богданович Гутхейль, 200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, прибыл со своим семейством из Германии в Москву, где и основал издательскую фирму. Издательство специализировалось в первую очередь на выпуске оперных клавиров западноевропейских композиторов. Кроме того, Гутхейль, изучая спросы и вкусы покупателей, большими тиражами печатал популярные песни, романсы, арии из опер, танцевальную музыку, что приносило немалый доход издательству.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Ноты были настолько хороши по внешнему оформлению, что привлекали не только покупателей, но и русских композиторов. Очень скоро у Гутхейля стали издаваться Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Сергей Рахманинов, Александр Гречанинов и другие композиторы. Издательство также в течение двух лет выпускало ежемесячный «Музыкальный журнал» и книги по музыке. Со дня основания было выпущено в свет более 12 тысяч названий.

В начале Первой мировой войны, когда накалились антинемецкие настроения, черносотенцы разгромили в Москве ряд магазинов и контор, владельцами которых были немцы и австрийцы. В 1915 году пострадало и издательство Гутхейля. Сын Александра Гутхейля, Карл Александрович, к которому перешло издательство, будучи немцем по происхождению и австрийским подданным, понимал весь трагизм своего положения. Он вынужден был срочно продать издательство и магазин Сергею Александровичу Кусевицкому, знаменитому музыканту и дирижеру, организовавшему в 1909 году новое «Российское музыкальное издательство», и навсегда покинуть Россию.
 

 

 

Экспозиция выставки знакомит с огромным пластом нотной продукции издательства, разнообразной по жанровому составу. Внешнее оформление нот демонстрирует эстетические и художественные вкусы того времени, стиль и моду эпохи: на титульных листах и обложках большинства изданий Гутхейля можно увидеть портреты композиторов и исполнителей, известных людей того времени, сюжетные картинки, изысканные виньетки и рамочки, обрамляющие текст. Великолепные переплёты, чёткая печать и графика нотных знаков, хорошая бумага дополняли образ «фирменных» нот. Издательство Гутхейля — яркая страница в музыкальной жизни предреволюционной России.

Выставка приурочена к Всероссийской научно-практической конференции «Вторые Юргенсоновские чтения», которая состоится в Российской государственной библиотеке 28—29 ноября 2018 года. Автор проекта — Алла Семенюк, заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей, куратор выставки — Людмила Лейченко, главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ