Как вам это понравится. Советский театральный плакат

В читальном зале отдела изоизданий РГБ проходит выставка театральных плакатов — выразительная итоговая точка в череде мероприятий библиотеки, посвящённых Году театра. Об идее выставки «Как вам это понравится...» и её главной интриге рассказывает заведующая отделом ИЗО Любовь Родионова.

 


Слева: Таланты земли русской. Крепостное искусство. Из сокровищницы мировой музыкальной культуры. Москонцерт. Художник Е. С. Цвик. 1974
Справа: Портрет. Московский музыкально-драматический ансамбль. Москонцерт. Художник Е. С. Цвик. 1986

 

Первоначально в ходе выставки планировалось показать советский театральный плакат 70—80-х годов ХХ века. Мы хотели рассказать о сложности и разноплановости позднего зрелищного советского плаката. Именно в это время он сочетал в себе и традиционные реалистические тенденции, и возрождающийся формальный метод, построенный на образных метафорах и неожиданных ассоциациях. Но в ходе предвыставочного отбора нам не удалось отказаться от прекрасного в пользу шокирующего и удивляющего. Мы ограничились узким кругом мастеров.

Один из них, Ефим Цвик, является признанным мэтром отечественного зрелищного плаката. Наследуя традициям влиятельной польской плакатной школы, он создавал оригинальные и сложные образы театральной рекламы. Временами провокационные, его плакаты имеют свойство оставаться в памяти зрителя даже после кратковременного просмотра. Работы Ефима в последние годы незаслуженно редко демонстрируются на выставках, и наша цель — вернуть внимание к его творчеству.
 

 

 

О художниках, подписывавших свои работы «2·Андреев·2», неизвестно практически ничего. Все представленные на выставке работы были созданы для Саратовского театра оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского в 1974—1975 годы. Они удивительно интерпретируют оперные постановки театра классического репертуара: «Аида», «Кармен», «Женитьба Фигаро», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Русалка». Все плакаты выполнены в едином стиле, на высоком профессиональном уровне и в хорошем полиграфическом исполнении. Тем не менее о художниках нет информации. Как следует из их артистической подписи, они, вероятно, соотносили своё творчество с наследием великих конструктивистов братьев Георгия и Владимира Стенбергов, которые подписывали свои совместные работы «2Стенберг2». Удивительно, что плакаты напечатаны в технике шелкографии — дорогой и сложной технике печати, особенно для нестоличных театров.

Наши попытки найти информацию о художниках на просторах сети, выяснить подробности о них в Саратовском театре оперы и балета, в Театральном музее имени Бахрушина не увенчались успехом. Мы продолжим поиск, но, между тем, возлагаем определённую надежду на нашу любознательную и пытливую зрительскую аудиторию, в которой, возможно, найдутся более успешные исследователи и знатоки.

Если у вас есть информация о том, кто может скрываться под псевдонимом «2·Андреев·2», напишите, пожалуйста, в редакцию сайта по адресу paysoney@rsl.ru.

 


Слева: Аида. Саратовский театр оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского. Художник 2·Андреев·2. 1974
Справа: Наедине с судьбой. Бетховен. Московский музыкально-драматический ансамбль. Москонцерт. Художник Е. С. Цвик. 1986