Уважаемые читатели, в связи с переходом на новую версию сайта некоторые сервисы могут работать некорректно.
Чат с библиотекарем
пн-пт, с 9:00 до 17:00

Как вам это понравится. Советский театральный плакат

В читальном зале отдела изоизданий РГБ проходит выставка театральных плакатов — выразительная итоговая точка в череде мероприятий библиотеки, посвящённых Году театра. Об идее выставки «Как вам это понравится...» и её главной интриге рассказывает заведующая отделом ИЗО Любовь Родионова.

 


Слева: Таланты земли русской. Крепостное искусство. Из сокровищницы мировой музыкальной культуры. Москонцерт. Художник Е. С. Цвик. 1974
Справа: Портрет. Московский музыкально-драматический ансамбль. Москонцерт. Художник Е. С. Цвик. 1986

 

Первоначально в ходе выставки планировалось показать советский театральный плакат 70—80-х годов ХХ века. Мы хотели рассказать о сложности и разноплановости позднего зрелищного советского плаката. Именно в это время он сочетал в себе и традиционные реалистические тенденции, и возрождающийся формальный метод, построенный на образных метафорах и неожиданных ассоциациях. Но в ходе предвыставочного отбора нам не удалось отказаться от прекрасного в пользу шокирующего и удивляющего. Мы ограничились узким кругом мастеров.

Один из них, Ефим Цвик, является признанным мэтром отечественного зрелищного плаката. Наследуя традициям влиятельной польской плакатной школы, он создавал оригинальные и сложные образы театральной рекламы. Временами провокационные, его плакаты имеют свойство оставаться в памяти зрителя даже после кратковременного просмотра. Работы Ефима в последние годы незаслуженно редко демонстрируются на выставках, и наша цель — вернуть внимание к его творчеству.
 

 

 

О художниках, подписывавших свои работы «2·Андреев·2», неизвестно практически ничего. Все представленные на выставке работы были созданы для Саратовского театра оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского в 1974—1975 годы. Они удивительно интерпретируют оперные постановки театра классического репертуара: «Аида», «Кармен», «Женитьба Фигаро», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Русалка». Все плакаты выполнены в едином стиле, на высоком профессиональном уровне и в хорошем полиграфическом исполнении. Тем не менее о художниках нет информации. Как следует из их артистической подписи, они, вероятно, соотносили своё творчество с наследием великих конструктивистов братьев Георгия и Владимира Стенбергов, которые подписывали свои совместные работы «2Стенберг2». Удивительно, что плакаты напечатаны в технике шелкографии — дорогой и сложной технике печати, особенно для нестоличных театров.

Наши попытки найти информацию о художниках на просторах сети, выяснить подробности о них в Саратовском театре оперы и балета, в Театральном музее имени Бахрушина не увенчались успехом. Мы продолжим поиск, но, между тем, возлагаем определённую надежду на нашу любознательную и пытливую зрительскую аудиторию, в которой, возможно, найдутся более успешные исследователи и знатоки.

Если у вас есть информация о том, кто может скрываться под псевдонимом «2·Андреев·2», напишите, пожалуйста, в редакцию сайта по адресу paysoney@rsl.ru.

 


Слева: Аида. Саратовский театр оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского. Художник 2·Андреев·2. 1974
Справа: Наедине с судьбой. Бетховен. Московский музыкально-драматический ансамбль. Москонцерт. Художник Е. С. Цвик. 1986

 

 

 

Во время посещения данного сайта, Российская государственная библиотека может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.