Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Литературное наследие и жизненный путь М. А. Булгакова. К 130-летию со дня рождения писателя

с 10 марта по 30 апреля 2021 года
по читательскому билету

10 марта в Румянцевском зале Российской государственной библиотеки открывается выставка «Литературное наследие и жизненный путь Михаила Афанасьевича Булгакова», приуроченная к 130-летию со дня рождения писателя.


Надежда Шведе-Радлова. Портрет Михаила Афанасьевича Булгакова. Москва, 19 марта 1933 года

Весенняя выставка отдела рукописей посвящена одному из самых загадочных писателей XX века, чьё творчество неразрывно связано с историей нашей страны: трагическими событиями Гражданской войны, первыми шагами советской власти, становлением нового советского искусства.

На выставке представлены творческие рукописи писателя, которые соседствуют с книгами из его библиотеки, оригинальными иллюстрациями к произведениям, фотографиями родственников Булгакова.

  • Фотопортрет Михаила Булгакова. Киев, 1909. Пометы Михаила Булгакова на Справочнике по акушерству, 1910-е годы. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фотография Елены Афанасьевны Булгаковой (в замужестве Светлаевой), Киев, 1910-е годы. Михаил Булгаков. Белая гвардия (Дни Турбиных), Рига, 1927. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Михаил Булгаков. Торговый ренессанс (Москва в начале 1922 года). Москва, 1922. Автограф. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фотопортрет Любови Евгеньевны Белозерской-Булгаковой, 1933. Евгений Мазаев. Дружеский шарж на Михаила Булгакова. Москва, середина 1920-х годов. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Михаил Булгаков. Зойкина квартира. Пьеса в трёх актах. Начало третьей редакции. 1935. Автограф. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Групповая фотография. Михаил Афанасьевич Булгаков, Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова, Николай Николаевич Лямин. 1926. Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Первый раздел выставки посвящён киевскому периоду творчества писателя. Представлены медицинские справочники из библиотеки Булгакова-врача по акушерству, рецептуре и фармакопее с его пометами, которые хранились в Доме Булгакова на Андреевском спуске в Киеве. Отдельного внимания заслуживают первые издания произведений 1920-х годов: повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца», напечатанные в альманахе «Недра» в 1924 и 1925 годах, рассказ «Морфий» из «Записок юного врача», опубликованный в журнале «Медицинский работник» 1927 года, парижское издание «Дней Турбиных» 1929 года, автограф фельетона «Торговый ренессанс» 1922 года, описывающий Москву этого периода, фотографии сестёр Михаила Афанасьевича и его первой жены Татьяны.

  • Михаил Булгаков. Фотопортрет в гриме судьи (в спектакле МХАТа «Записки Пиквикского клуба», 1934.
    Михаил Булгаков. Кабала святош. Пьеса в четырёх актах. Первая редакция. Москва, 1929. Автограф. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Михаил Булгаков. Кабала святош. Пьеса в четырёх актах. Первая редакция. Москва, 1929. Автограф. Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

На выставке можно будет увидеть легендарный машинописный экземпляр с авторской правкой повести «Собачье сердце», с посвящением Любови Евгеньевне Белозерской, второй жене писателя; автограф первой редакции пьесы «Кабала святош» 1929 года; уникальную фотографию Михаила Афанасьевича Булгакова в роли судьи в спектакле «Записки Пиквикского клуба»; книгу Диккенса из библиотеки писателя с его пометами; черновые наброски реплик спектакля, характеризующие работу Михаила Афанасьевича над ролью.

  • Сергей Сергеевич Топленинов. Рисунок. Шаржированное воспроизведение вечеринки у В. М. Авилова с участием Михаила Булгакова. Москва, середина 1920-х годов. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Михаил Булгаков. Иван Васильевич. Комедия в трёх актах. Первая редакция и черновые наброски к ней. Москва, 1935. Автограф и рукою Е. С. Булгаковой. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Исаак Осипович Дунаевский. Эскиз польки для оперы «Рашель» (либретто Михаила Булгакова). 1938. Автограф.
    Михаил Булгаков. Рашель. Оперное либретто. Москва, 1938—1939. Машинопись. Адрес на титульном листе и дополнения рукой Е. С. Булгаковой. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Михаил Булгаков. Пометы на книге «Остроумно-изобретательный Идальго Дон-Кихот Ламанчский». Сочинение Мигеля де Сервантеса Сааведра. Изд. Ф. Павленкова, 1907. Вторая половина 1920-х годов. Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

«Михаил Афанасьевич Булгаков и театр» — одна из центральных тем выставки. Автографы и машинописные варианты пьес писателя «Иван Васильевич», «Адам и Ева» сопровождают иллюстрации Татьяны Владимировны Толстой и Юрия Алексеевича Маркова, пьесу «Дон Кихот» дополняет роман Сервантеса с пометами Михаила Афанасьевича. Оперные либретто «Минин и Пожарский», «Пётр Великий», «Рашель» — ещё одна грань последнего периода творчества писателя 1930-х годов, раскрываемая экспонатами выставки.

  • Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита. Четвёртая редакция романа. Вторая половина 1936—1937 годов. Автограф и рукою Е. С. Булгаковой. Иллюстрации к роману Александра Александровича Мелик-Пашаева. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита. Четвёртая редакция романа. Вторая половина 1936—1937 годов. Автограф и рукою Е. С. Булгаковой. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Иллюстрации к роману Александра Александровича Мелик-Пашаева. Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

«Мастер и Маргарита» — роман, захватывающий воображение читателей. Автографы нескольких эпизодов романа сопровождают иллюстрации Александра Александровича Мелик-Пашаева, сына друга Булгакова, композитора Александра Шамильевича Мелик-Пашаева.

Взаимоотношения Мастера с властью — тема, проходящая через всё творчество Булгакова. Автограф пьесы «Пастырь» («Батум»), книга из библиотеки писателя «Батумская демонстрация», письма Булгакова Правительству СССР также представлены на выставке.

  • Фотография Бутона - собаки Михаила Булгакова. 1920-е годы. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Шуточная визитная карточка Бутона. 1920-е годы. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Последняя витрина посвящена памяти писателя. Среди представленных документов — «Завещание» Михаила Афанасьевича Булгакова, «Воспоминания» Любови Евгеньевны Белозерской, фотографии любимых животных Михаила Афанасьевича, его последней квартиры, «Моя жизнь. Рассказ без вранья» — воспоминания Леонида Сергеевича Карума, мужа сестры Михаила Афанасьевича Булгакова Варвары, фотография племянницы Ирины.


Первая экскурсия по выставке. Фото: Мария Говтвань, РГБ

На выставке представлены малоизвестные широкому кругу читателей документы, позволяющие каждому посетителю открыть что-то новое в жизни и творчестве любимого писателя.

Куратор выставки — заведующая сектором хранения и учёта фонда рукописей Анна Родионова. Контакты: тел. 8 (499) 557-04-70 доб. 25-22.


Куратор выставки Анна Родионова. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие