Выставка «Мастер слова»

10 октября на Мраморной лестнице Российской государственной библиотеки открылась выставка «Мастер слова», посвящённая 250-летию писателя, баснописца, журналиста и драматурга Ивана Андреевича Крылова.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

2019 год в литературном мире России отмечается как год 250-летия со дня рождения Ивана Андреевича Крылова (1769—1844), гениального баснописца, преуспевшего также в области драматургии и критической журналистики.

Российская государственная библиотека посвящает этому значимому событию обширную выставку, которая погружает читателей и посетителей библиотеки в удивительный мир книг, журналов и иллюстраций, привлекающих своей раритетностью и многообразием.

Иван Андреевич Крылов родился 2(13) февраля в Москве, детство и отрочество провёл с семьей на Урале, затем в Оренбурге и Твери. После кончины отца — Андрея Прохоровича, Крылов с матерью — Марией Алексеевной, и братом Львом в 1782 году переехал в Санкт-Петербург, где, пройдя в начале жизни через многие увлечения и литературные пристрастия, был увенчан как баснописец всеобщим признанием в России и за рубежом. Иван Андреевич Крылов скончался 9(21) ноября 1844 года и был похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.

 


Сборник лучших басен Крылова, Хемницера, Дмитриева и Измайлова. 1865. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Выставка ориентирует посетителей в событиях жизни и творчества Крылова с помощью помещённого в разделах их хронологического изложения, выверенного биографами: Михаилом Евстафьевичем Лобановым, Петром Александровичем Плетневым, Владимиром Владимировичем Каллашем, Серафимом Матвеевичем Бабинцевым, Николаем Леонидовичем Степановым и другими.

Увлечение театром (1783—1807), для которого Крылов пишет несколько пьес и комических опер, их трудный путь на сцену, и, наконец, признанный успех «Модной лавки» и «Урока дочкам» сделали Крылова известным у театральной публики, в петербургских литературных кружках и салонах.

 


Драматический вестник и другие издания. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

На выставке представлены театральные произведения, опубликованные в III томе Полного собрания сочинений Крылова — первого посмертного издания, осуществлённого в 1847 году. Особый интерес представляют два издания пьесы «Подщипа», или «Триумф», которая была запрещена к печати в России и вышла впервые в 1859 году в Берлине. Только в 1871 году пьеса опубликована в «Русской старине».

Свои мысли и взгляды Крылов решает доносить до читателя через журнальные публикации, и в 1789 году им начинает издаваться ежемесячный журнал «Почта духов». Затем появляются журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1792—1793). Для издания журналов Крылов в 1791 году основывает свою типографию «И. Крылов с товарищи» на паях с писателем Александром Ивановичем Клушиным, актёром Иваном Афанасьевичем Дмитревским и актёром и драматургом Петром Алексеевичем Плавильщиковым.

На выставке экспонируется раритетный экземпляр журнала «Почта духов», вышедший 2-м изданием в 1802 году.

 


«Почта духов», или учёная, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами. 1802. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Поворотным моментом в творчестве Крылова стала его встреча в 1805 году в Москве с поэтом Иваном Ивановичем Дмитриевым, которому он показал свой перевод трёх басен Лафонтена. Поэт увидел в них истинное предназначение творчества Крылова и передал басни в журнал «Московский зритель», опубликовавший их в 1806 году.

В журнале князя Александра Александровича Шаховского «Драматический вестник» в Санкт-Петербурге в 1808 году были напечатаны 17 новых басен Крылова. Журнальные публикации предшествовали появлению первого сборника «Басен Крылова» в 1809 году. Книга содержала 23 басни и была отредактирована самим Крыловым, также как и все остальные прижизненные издания басен, включая последнее издание 1843 года.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Посетители выставки могут увидеть эти действительно судьбоносные публикации в «Московском зрителе» и «Драматическом вестнике», также как первую положительную рецензию на «Басни Крылова» 1809 года Василия Андреевича Жуковского в «Вестнике Европы».

В разделе находится 2-е издание басен 1811 года и первое иллюстрированное издание басен Крылова 1815 года с рисунками Ивана Алексеевича Иванова и виньетками Алексея Николаевича Оленина.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Важным событием культурной жизни России второго десятилетия XIX века была деятельность в Санкт-Петербурге литературного общества «Беседа любителей русского слова» (1811—1816). Заседания «Беседы» проходили в доме Гавриила Романовича Державина, который вместе с адмиралом Александром Семёновичем Шишковым был одним из его организаторов. Общество издавало «Чтения», в которых Крыловым были опубликованы 22 басни.

В 1812 году страна пережила Отечественную войну. За шесть месяцев, пока продолжалась военная компания, Крылов откликнулся на события, написав пять басен: «Раздел», «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и курица», «Щука и кот», опубликованные в журнале «Сын Отечества». По воспоминаниям современников, Михаил Илларионович Кутузов читал басню «Волк на псарне» перед своими офицерами, будучи в действующих войсках.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

В экспозиции представлены первые публикации басен в «Чтениях. Беседы любителей русского слова» (1811) и «Сыне Отечества» (1812), а также помещены тексты басен о войне 1812 года с иллюстрациями Андрея Петровича Сапожникова, Адольфа Иосифовича Шарлеманя, Георгия Ивановича Нарбута, Евгения Михайловича Рачева.

В январе 1812 года Крылов поступает на службу в Императорскую Публичную библиотеку, возглавляемую Алексеем Николаевичем Олениным. В Библиотеке работает над каталогизацией книг и библиографическими указателями. С 1816 года занимает квартиру в здании Библиотеки, где безвыездно живет до марта 1841 года.

 


Издания литературного общества «Беседа любителей русского слова». Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

19 февраля 1832 года Иван Андреевич Крылов присутствует на обеде у издателя Александра Филипповича Смирдина вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным, Василием Андреевичем Жуковским и другими писателями по случаю переезда его книжной лавки на Невский проспект. Каждый из присутствующих литераторов дарит Смирдину по случаю события свои произведения для публикации в альманахе «Новоселье». В нём напечатаны пять новых басен Крылова.

На выставке можно познакомиться с «Запиской И. А. Крылова о каталогизации книг Императорской Публичной библиотеки» (1818), сохранившейся в архиве библиотеки (ныне — Российская Национальная библиотека) и альманахом «Новоселье», изданным Александром Филипповичем Смирдиным.

 


"Новоселье". Альманах. 1833. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Российская государственная библиотека со времени образования Московского Публичного и Румянцевского музеев обладает правом «обязательного экземпляра» для формирования своих фондов.

Это в очередной раз позволило экспонировать на выставке важнейшие прижизненные издания басен Ивана Андреевича Крылова: издания 1811, 1815, 1819, 1825, 1834, 1840 и 1843 годов на русском языке и уникальный экземпляр басен 1825 года, изданный в Париже на трёх языках.

Имя Крылова было широко известно как в России, так и за рубежом. Весьма способствовало его славе издание басен на трёх языках: русском, французском и итальянском, предпринятое в Париже графом Григорием Владимировичем Орловым в 1825 году.

 


Прижизненные издания басен Ивана Андреевича Крылова 18191843 годов под его редакцией. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

В парижском салоне Орловых над переводами басен «русского Лафонтена» трудилось до 80 поэтов. В Италии во время своего путешествия граф Орлов собрал итальянские переводы басен.

В издании опубликовано 89 переводов басен Крылова и приложен портрет автора. Основная часть тиража этого издания была быстро распродана и в Россию попало малое количество экземпляров. В этом же году в Петербурге вышло второе иллюстрированное издание «Басен Крылова» в 7 книгах с рисунками Ивана Алексеевича Иванова. Книга содержала 165 басен, из которых Крылов, редактируя, отметил 34 как заимствованные по сюжету или переведенные.

 


Крылов И. А. Басни в 9 книгах. С биографиею, написанною П. А. Плетнёвым. Рисунки академика К. А. Трутовского. 1864. Содержит 197 басен. 67 иллюстраций раскрывают басенные аллегории применительно к русской жизни 50-60-х годов XIX века. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

В 1828 году Крылов продает право издания басен на 10 лет издателю и книгопродавцу Александру Филипповичу Смирдину за 40 000 рублей. Наибольшую известность приобрело издание Смирдина 1834 года с 93 иллюстрациями к 186 басням художника Андрея Петровича Сапожникова. Позже эти иллюстрации воспроизводились неоднократно в других изданиях басен. Последнее издание Смирдина вышло в 1840 году с пометой издателя «сороковая тысяча». Книга украшена иллюстрациями французского художника Гранвиля, которые Смирдин заимствовал из парижского издания басен Лафонтена.

Последнее издание басен 1843 года Иван Андреевич Крылов отредактировал и издал сам. Предчувствуя свой уход из жизни, он задержал тираж на складе, и в последние дни своей болезни отдал распоряжение разослать экземпляры друзьям, как его последний подарок.

 


Басни Ивана Крылова. Сороковая тысяча. 1840. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Юбилейная выставка позволяет окунуться в мир эстетических предпочтений и художественных особенностей произведений, которые были созданы Иваном Андреевичем Крыловым более двух веков назад и ещё при его жизни вышли тиражом в 77 тысяч экземпляров. Его басни привлекали внимание своими сюжетами, моралью и вневременным существованием человеческих истин все слои российского общества, литераторов, учёных и таких знаменитых художников как Иван Алексеевич Иванов, Андрей Петрович Сапожников, Адольф Иосифович Шарлемань, Константин Александрович Трутовский, Георгий Иванович Нарбут, Василий Порфирьевич Тиморев, Александр Александрович Дейнека, Андрей Дмитриевич Гончаров, Иван Семёнович Ефимов, Валерий Вильямович Каррик, Евгений Михайлович Рачев и многие другие.

Выставка подготовлена специалистами отдела выставочной деятельности РГБ Светланой Викторовной Завадской и Татьяной Ивановной Новокрещёновой. Оформление Михаила Анатольевича Полохова. В экспозиции использованы материалы основного фонда (ФБ), подсобного фонда № 3 и отдела ИЗО РГБ.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ