Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Выставка «Мэйсюэ: слово о красоте»

с 27 мая по 29 июня 2024 года
связаться с организаторами можно по почте cvl_event@rsl.ru или по телефону +7 (495) 695-88-12

Репортаж об открытии выставки

В рамках Дней культуры Китая Центр восточной литературы Российской государственной библиотеки приглашает на выставку, посвящённую китайскому искусству каллиграфии и живописи. Она проводится в рамках перекрёстных годов культуры «Россия — Китай / 2024—2025» и приурочена 75-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.

Соорганизаторы выставки — Общество российско-китайской дружбы и Институт Китая и современной Азии Российской академии наук.


Анна Донченко. Журавли. 2021. Бумага, тушь, краски
Фото: Мария Говтвань, РГБ

О выставке

Экспозиция, словно классический китайский трактат об эстетике, наглядно рассказывает, как на протяжении столетий формировались китайская каллиграфия, живопись и книга.

Искусство каллиграфии и живописи зародились еще в Древнем Китае, их традиции и стиль развивались с течением времени.

Иероглифическая письменность и живопись неразрывно связаны. Каждый китайский иероглиф сохраняет изобразительность, эстетику и сложность, а живописные техники во многом созвучны графике. И каллиграфы, и художники используют одинаковые инструменты.

Каллиграфия и живопись нашли отражение и в традиционной китайской книге, в тиражном искусстве.

Выставка состоит из трёх частей-«цзюаней» — по названию разделов в традиционной китайской книге.

I цзюань. Слово о живописи

  • Анна Донченко. Мышки. 2021. Бумага, тушь, краски
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Анна Донченко. Тропинка среди скал (фрагмент). 2023. Бумага, тушь, краски
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Анна Донченко. Тропинка среди скал (фрагмент). 2023. Бумага, тушь, краски
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Анна Донченко. Закат в уезде Уюань. 2019. Бумага, тушь, краски
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Анна Донченко. Пара сорок. 2023. Бумага, тушь, краски
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Анна Донченко. Сосна. 2021. Бумага, тушь, краски
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Анна Донченко. Эскиз. Бумага, тушь, краски
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Анна Донченко. Снежная сказка. 2021. Бумага, тушь, краски
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Первый раздел выставки вызывает ассоциацию со «Словом о живописи из Сада с горчичное зерно» — одним из самых известных учебных пособий по традиционной китайской живописи. Посетители прикоснутся к главным сюжетам и образам китайского искусства на примере работ художницы Анны Донченко.

Анна Донченко — член Центрального правления Общества российско-китайской дружбы, участник более 30 персональных выставок в России и Китае. Она занимается исследованием современного изобразительного искусства Китая и является ученицей известного китайского художника Гу Дамина. Её работы находятся в музеях России и КНР.

II цзюань. Слово о каллиграфии

Вторая часть экспозиции посвящена каллиграфии — жемчужине китайского визуального искусства. На выставке представлены работы Гао Чжуанфэя — выдающегося каллиграфа, чьи работы вошли в сборник каллиграфии «100 лучших мастеров Китая».


Работы Гао Чжуанфэя
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Гао — известный мастер тайцзи стиля У (吴), представитель пятого поколения адептов школы. Внесён во «Всемирный каталог выдающихся специалистов» (世界优秀专家人才名典).

Каллиграфию Гао Чжуанфэя предоставил из собственной коллекции китаист, старший научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Китая ИКСА РАН Александр Пиковер.

III цзюань. Слово о книге

Третий раздел выставки включает уникальные издания о китайском искусстве каллиграфии и живописи. Представлены различные техники книгопечатания: эстампаж — способ перенесения рельефного изображения с каменных, бронзовых и других твёрдых монументальных объектов на бумагу, зародившийся во II веке нашей эры в Китае; ксилография — более поздняя техника, способ гравирования по дереву и получения оттиска на бумаге с деревянной печатной формы.

Одним из важнейших достижений китайского книжного искусства можно по праву назвать технику цветной ксилографии. На выставке экспонируется «Собрание живописи и каллиграфии из Кабинета Десяти бамбуков» («Шичжучжай хуа пу») Ху Чжэнъяня, вышедшее в Китае предположительно в 1627 году. Это издание — важная веха в истории китайского книгопечатания, так как стало первым образцом развитой пятицветной ксилографии. Альбом состоит из более чем 160 гравюр, выполненных в самой трудоёмкой и прогрессивной технике своего времени. Для каждой цветной иллюстрации гравировали несколько деревянных досок, с которых печатали поочерёдно.

  • «Тысячесловие» в трёх почерках. Токио, 1897
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Ху Чжэнъянь. Руководство по живописи и каллиграфии. Китай, [1627]
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фрагмент гравюры из книги: Ван Фу. Сочинение о «Каталоге гор и морей». Шанхай, 1895
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Китайская грамматика. Санкт-Петербург, 1835
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Представляет интерес и ксилография «Учение Шакьямуни о райских обитателях [Будды Абиды]» (1585). Особое место занимают издания, посвящённые обучению иероглифике: «Произношение китайских иероглифов» (Сайгон, 1875), «Китайская грамматика» (Санкт-Петербург, 1835).

 

Кураторы выставки — Даниил Огнев и Валерия Пашковская.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться