Спросите библиотекаря

Выставка «Московский публичный и Румянцевский музеи»

с 19 апреля по 25 мая 2022 года
Часы работы:
понедельник—пятница — с 10:00 до 18:00
суббота, воскресенье — выходной
свободный

С 19 апреля по 25 мая в Российской государственной библиотеке проходит книжно-иллюстративная выставка, посвящённая 160-летию образования Московского публичного и Румянцевского музеев. В экспозиции представлены лучшие и наиболее ценные собрания книг, книжные коллекции и документы.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В истории Российской государственной библиотеки есть два значимых события — это основание Московского публичного музея, в структуре которого числилась Библиотека, и переезд Румянцевского музея из Санкт-Петербурга в Москву. Указом императора Александра II было создано единое общедоступное просветительское учреждение «Московский публичный музеум и Румянцевский музеум», совмещающее в себе функции музея и библиотеки.

Структура его была определена замечательной коллекцией государственного канцлера Российской империи графа Николая Петровича Румянцева, насчитывающей более 28 тысяч экземпляров книг, а также рукописей, скульптур, картин, минералов и этнографических материалов. Соответственно, были созданы отделения рукописей и редких книг, печатных книг, изящных искусств, христианских древностей, зоологическое, нумизматическое и этнографическое отделения, а также минералогический кабинет. В дальнейшем число отделений менялось.

  • Портреты Николая Петровича Румянцева и Сергея Петровича Румянцева. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Директора Московского публичного и Румянцевского музеев и и библиотеки. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Московский публичный и Румянцевский музеи. 1850-е. Литография. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Евангелие-тетр. Вторая треть XVI века. Полуустав. Из собрания графа Николая Петровича Румянцева. Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Приращение фондов музея шло чрезвычайно активно, особенно после того, как согласно «Положению о Московском публичном музеуме и Румянцевском музеуме» от 1862 года Библиотека стала получать один обязательный экземпляр всей печатной продукции России. Быстрому росту библиотечных фондов способствовали крупные и многочисленные дары, в числе которых есть очень большие собрания книг. Важную роль играли денежные пожертвования от частных лиц. Так, почётный гражданин Москвы Козьма Терентьевич Солдатёнков внёс единовременно 3000 рублей и в дальнейшем ежегодно вносил в Московский публичный и Румянцевский музеи по 1000 рублей, а издатель журнала «Русская беседа», коллежский советник Алексей Иванович Кошелёв пожертвовал 25 000 рублей с обязательством выплаты этой суммы в течение десяти лет только для приобретений в Библиотеку.

Император Александр II презентовал картинной галерее Музея полотно Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» и распорядился передать дублеты книг и эстампов из коллекций Эрмитажа. В 1862 году члены императорской семьи Романовых подарили книги из библиотек великой княгини Александры Николаевны и императрицы Александры Фёдоровны (старшей), супруги императора Николая I.

  • Из собрания Козьмы Солдатёнкова. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Из собрания Козьмы Солдатёнкова. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Из собрания Козьмы Солдатёнкова. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Из собрания Козьмы Солдатёнкова. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Евгений Фёдорович Корш. Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Затем следуют поступления при содействии правительства. Все министерства стали передавать в музей не только архивы, но и новые опубликованные издания и печатные материалы, выходящие в подведомственных им учреждениях. Развитию музея и библиотеки способствовали авторитет и активная творческая деятельность директоров Николая Васильевича Исакова (с 1862 года), Дмитрия Сергеевича Левшина (с 1864 года), Василия Андреевича Дашкова (с 1867 года), Михаила Алексеевича Веневитинова (с 1896 года), Ивана Владимировича Цветаева (с 1901 года), Василия Дмитриевича Голицына (с 1910 года).

По словам первого директора Румянцевского музея Николая Васильевича Исакова, «приступая к исчислению пожертвований частных лиц, во-первых, дóлжно упомянуть о том утешительном явлении, что в числе жертвователей, кроме многих пожелавших остаться неизвестными, находились лица почти всех сословий, начиная от временнообязанных крестьян до важных государственных сановников».

  • Архангельское Евангелие. 1092 год. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Эльзевиры из собрания графа Николая Петровича Румянцева. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Из собрания Михаила Юрьевича Виельгорского. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Шестодневец. Первая четверть XVII века. Из собрания Вукола Михайловича Ундольского. Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

С первых лет работы Библиотеки Румянцевского музея её фонды пополнились одними из лучших и наиболее ценных собраний книг: в 1863 году поступило собрание Авраама Сергеевича Норова (14 000 экземпляров) и в 1864 году — Сергея Дмитриевича Полторацкого (15 000 экземпляров). В дальнейшем в фонд Библиотеки влилось более 50 частных коллекций, среди которых книжные и рукописные собрания Владимира Фёдоровича Одоевского, Петра Яковлевича Чаадаева, Михаила Юрьевича Виельгорского, Петра Ивановича Севастьянова, Сергея Петровича Румянцева, Фёдора Васильевича Чижова, Константина Андриановича Скачкова, Козьмы Терентьевича Солдатёнкова и других.

С первого дня работы Московского публичного и Румянцевского музеумов началась их научная, информационная и издательская деятельность. Задача состояла в описании и классификации фондов и знакомстве с ними читателей и посетителей. Одним из направлений издательской деятельности была публикация уникальных книжных сокровищ, путеводителей по отделениям музея, каталогов фондов и выставок для получения дополнительных средств, которые употреблялись на дальнейшее формирование фондов.

  • Кристиан фон Мехель. Железная рука храброго немецкого рыцаря Гётца фон Берлихингена. 1815. Из собрания императрицы Александры Фёдоровны. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гартман Шедель. Всемирная хроника. Нюрнберг, 1493. Из собрания Николая Петровича Румянцева. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • «Книга для записывания имён посетителей Московского публичного и Румянцевского музея», на первом листе которой стоит автограф императора Александра II. Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Выставка открывается материалами из отдела хранения и использования документов РГБ, связанными с переводом Румянцевского музея из Санкт-Петербурга в Москву и перепиской о формировании фондов первого директора библиотеки Николая Васильевича Исакова. В связи со 160-летним юбилеем экспонируется «Книга для записывания имён посетителей Московского публичного и Румянцевского музея», на первом листе которой стоит автограф императора Александра II.

Особый интерес вызывают уникальные экспонаты из собраний Московского публичного и Румянцевского музеев: Евангелие XVI века с миниатюрами в красках с золотом, «Всемирная хроника» Гартмана Шеделя 1493 года, изданная в Нюрнберге (обе книги принадлежали Николаю Петровичу Румянцеву), и «Атлас российский...» 1745 года — первый общегеографический атлас Российской империи.

  • Журнал ботаники Пакстона и реестр цветковых растений. Из собрания императрицы Александры Фёдоровны. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Переплёт сборника очерков о природе и достопримечательностях Алжира. Из собрания императрицы Александры Фёдоровны. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Общегеографический атлас Российской империи. Из собрания императрицы Александры Фёдоровны. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Октоих двузнаменный. На крюковых и линейных нотах. Середина XIX века. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Малый атлас мира Герарда Меркатора, изданный Йодокусом Хондиусом. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Новая панорама Рейна от Майнца до Кёльна. 1850. Из собрания императрицы Александры Фёдоровны. Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

На выставке экспонируются также эльзевиры из коллекций Румянцева и Авраама Сергеевича Норова, «Шестодневец» XVII века келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына из собрания Вукола Михайловича Ундольского, роскошное издание «Ботанического атласа» 1834 года из книг императрицы Александры Фёдоровны, Октоих двузнаменный на крюковых и линейных нотах середины XIX века из собрания Владимира Фёдоровича Одоевского.

Органично включены в экспозицию гравюры XIX века, подлинные фотографии коллектива сотрудников Московского публичного и Румянцевского музеев и легендарная серия фотографий музея, созданная Торвальдом Оскаром Митрейтером (1881).


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие