Детская музыка середины XIX — начала XX веков

До 31 августа в концертном зале отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ открыта для ознакомления экспозиция «Музыка в жизни ребёнка. Выставка нот и книг по музыке для детей». О том, почему была выбрана эта тема и почему она так важна, рассказывает заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Алла Алексеевна Семенюк.

 

Ученики музыкальной школы имени В. И. Сафонова Ученики музыкальной школы имени В. И. Сафонова на торжественном открытии выставки

 

Детская музыка — тема «вечная». К созданию произведений для детей обращаются практически все композиторы. И это неудивительно, потому что музыка органично входит в мир ребенка с самого раннего детства. Достаточно вспомнить колыбельные песенки и музыкальные считалочки, музыкальные игры и сказки, детские оперы. Главный аспект тематики связан с образовательной и воспитательной функцией. Напомним, что музыкальное образование в России, начиная с древних времен, отличалось самобытным характером, и к нему всегда был интерес. В число учебных предметов, обязательных для индивидуального и группового обучения, входила музыка (пение). Однако, имея глубокие корни, статус самостоятельного и многопланового направления в искусстве детская тема получила сравнительно недавно.

В XIX веке, особенно в его второй половине, закладываются традиции детской музыки, получившие развитие в ХХ и начале XXI века: формируются образы, тематика, жанры детской музыки, музыкальный язык и так далее. Тогда же вопросы детской музыки и проблемы детского музыкального образования активно обсуждались на страницах музыкальной и педагогической прессы — «Русской музыкальной газеты», журналов «Музыка и жизнь», «Хоровое и регентское дело», «Народное образование», «Педагогический сборник». Там печатались статьи и заметки о состоянии музыкально-образовательного дела в российской средней школе.

Многие композиторы второй половины XIX века обратились к сочинению пьесок и песенок для детей и составлению сборников для разных ступеней образования. Эти же композиторы и составители сборников писали руководства и методики в помощь обучения детей музыке. Среди них — Алексей Николаевич Карасёв, Александр Андреевич Архангельский, Василий Фёдорович Комаров и многие другие.

В дореволюционной России весьма популярным было первоначальное домашнее обучение музыке детей самого малого возраста, поэтому наиболее любопытны издания — Школы игры, Сборники детских пьес и другие, которые служили руководством в первую очередь для матерей. Например, «Элементарная школа для фортепиано», составленная Брассером и Иотти, представлена как «Сокровище для матерей семейств» и посвящена государыне императрице Марии Александровне, супруге Александра II. Нельзя недооценивать роль Марии Александровны в проведении реформы образования. При ней заработали два высших учебных заведения, около 40 гимназий, более 150 образовательных учреждений низшей ступени; она не раз подчеркивала необходимость учить детей искусствам — умению рисовать, музицировать, сочинять стихи. В предисловии к изданию 1871 года (Москва, П. Юргенсон) можно прочитать следующие слова: «При составлении настоящей элементарной школы музыки и фортепиано, мы поставили себе задачей найти такой метод первоначального преподавания, по которому каждая мать семейства, знающая сколько-нибудь игру на фортепиано, в состоянии была сама учить детей своих музыке и таким образом быть первой руководительницей их в этом искусстве».



Нередко составители сборников особо подчеркивали предназначение своего труда такими ремарками, например, как «сборник детских пьес для поощрения любви к музыке и развития вкуса», «собрание легких пьесок для детей, составленных из любимых мотивов с целью возбудить в малютках охоту к музыке» или «посвящается добрым матерям, которые намерены сами учить своих детей первым началам фортепианной игры».

Также интересны предисловия в нотах, где авторы-составители дают свои рекомендации и методические разработки. Красной нитью в этих рекомендациях становятся слова «Игра на фортепиано должна быть для ребенка забавою, а не схоластическим занятием».
Эти надписи говорят нам о духе и культуре того времени.

Цель выставки — показать музыкальное окружение ребёнка, разнообразное по жанрам и яркое по звучанию, представить по возможности полную картину развития детской тематики в русской музыке второй половины XIX — начала XXI веков. В исторической последовательности в экспозиции представлены сборники песен, пьесок, музыкальных азбук, разнообразные учебные хрестоматии и методические издания, детские оперы, балеты, мюзиклы, книги, грампластинки, CD.

Впервые в РГБ демонстрируется уникальный и ценный экземпляр — «Новейшая полная школа игры или Самоучитель для гуслей» Федора Кушенова-Дмитревского (вторая половина XVIII — начало XIX века) «с изображенiемъ гравированнаго вида гуслей и руки для обозначенiя названiя пальцовъ», изданная в Санкт-Петербурге при Императорской академии наук в 1808 году. Гусли, которые нередко называют «лежачей арфой», — самый традиционный русский народный музыкальный инструмент. На Руси гусли звучали везде: на пирах, в крестьянских застольях, в повседневном быту, на торжественных церемониях и так далее. На гуслях играли русские богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, знаменитый новгородский гость Садко. В музыкальной жизни XVIII века и первой половины XIX большую роль в быту играло любительское музицирование именно на гуслях. Поэтому ноты для гуслей — изданные в 1802 году «Самоучитель игры на гуслях» Максима Померанцева и в 1808 году «Школа» Фёдора Кушенова-Дмитревского — были популярными изданиями и быстро распродавались.

В экспозиции представлен редкий сборник «Дети за фортепиано: собрание 25 маленьких пьес в 4 руки», аранжированных М. Бернардом (Санкт-Петербург, 1866). Матвей Иванович Бернард (1794—1871), известный музыкальный издатель, был также композитором и педагогом. Его музыкальная деятельность началась в Москве, с 1822 года он переселился в Петербург, где считался лучшим преподавателем игры на фортепиано. Здесь Бернард создал много романсов, фортепианных пьес, а также практические руководства для детей из серии «L’enfant pianistе» и юношества.

Помимо игры на музыкальных инструментах, дети обучались пению. Многие современные музыкально-педагогические исследования приводят историческую картину развития педагогических методов и проводят идею того, что музыкальное образование опиралось на одноголосное или хоровое пение a cappella как на прочный и надёжный фундамент, объединяющий теорию и практику. Об этом еще говорил князь Владимир Фёдорович Одоевский (1804—1869), считавший хоровое пение «основой музыкального просвещения». Известно, что Одоевский вошел в детскую литературу как создатель «Сказок дедушки Иринея» (дедушка Ириней — «детский» псевдоним писателя). Произведения для детей, вошедшие в сборники «Детские сказки дедушки Иринея» (1840) и «Детские песни дедушки Иринея» (1847), высоко ценил Виссарион Григорьевич Белинский. На выставке впервые демонстрируется первое издание литографированного сборника «Детских песен дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского, вышедшего в Санкт-Петербурге в 1847 году в типографии Карла Крайя.

 

Экспонаты выставки «Музыка в жизни ребёнка. Выставка нот и книг по музыке для детей. XIX—XXI века» Экспонаты выставки «Музыка в жизни ребёнка. Выставка нот и книг по музыке для детей. XIX—XXI века»

 

Основное внимание среди демонстрируемых нот XIX века привлекают сочинения для детского музыкального театра, который был одним из интереснейших направлений в музыкально-образовательном развитии маленького музыканта того времени. Возникновение детской оперы в России произошло на рубеже XIX и XX веков. Создателем русской классической детской оперы считается Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Однако в становлении жанра значительная роль принадлежит и менее известным музыкантам, в основном педагогам, чьи произведения были первыми образцами нового жанра, во многом определившими дальнейшую судьбу детского музыкального театра. Среди первых детских опер — произведения Николая Брянского («Кот, козёл и баран», «Музыканты»), Франца Абта («Красная шапочка», «Золушка», «Снегурочка»), Александра Бюхнера («Король Еловая шишка», «Грибной переполох», «Царь Ледыш»), а также сочинения Василия Орлова, ученика Петра Ильича Чайковского. Детские оперы Орлова связаны с сюжетами басен Ивана Андреевича Крылова и народных сказок — «Лисица и виноград», «Свинья под дубом», «Снегирь и ласточка», «Ворона вещунья» и другими. Создание всех этих опер относится к концу 80-х — 90-х годов XIX века. В операх в основном предполагалось детское исполнение, именно поэтому здесь наблюдается простой музыкальный язык и несложное изложение фортепианного сопровождения.

Либретто некоторых из опер связаны с именем Александра Александровича Федорова-Давыдова (1875—1936) — детского писателя, редактора, переводчика. Он был известным деятелем в области воспитания, издавал московские детские журналы «Светлячок» и «Дело и потеха». В приложении к «Светлячку» впервые увидели свет многие детские оперы. Из прессы того времени известно, что спектакли привлекали постоянное внимание учителей музыки в российских гимназиях.

В советское время в детскую музыку пришли замечательные композиторы — Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953), Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975), Исаак Осипович Дунаевский (1900—1955), Дмитрий Борисович Кабалевский (1904—1987) и многие другие. Музыкальному воспитанию подрастающего поколения советские композиторы уделяли большое внимание. Появляются новые жанры детской песни — шуточные, походные, лирические, детские балеты, мюзиклы, кантаты. Советскими композиторами написаны тысячи песен для детей. Жанр детской советской песни развивался стремительно. На выставке можно увидеть замечательные циклы песен, написанные на стихи любимых детских поэтов Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова. Среди лучших песен военных лет о юных героях, о труде в тылу, о дружбе выделяется сборник «Боевые песни ребят» (Москва, 1942). В него вошли песни Михаила Иорданского, Иосифа Ковнера, Михаила Красева.



В ХХ веке продолжают издаваться всевозможные учебно-образовательные нотные пособия — азбуки, буквари, начальные упражнения и т. д. Наибольший интерес представляет «Нотная азбука» Натальи Петровны Кончаловской (1903—1988), где в стихотворной форме рассказывается о нотах и музыкальных знаках. В оформлении «Азбуки» (Москва, 1946) принимал участие известный художник Кеш (настоящее имя Иннокентий Павлович Шапошников, 1901—1960), автор военных плакатов, художник журнала «Мурзилка» и многих детских книг и настольных игр.

Развитие учебно-образовательных программ в ХХ веке продолжает Дмитрий Борисович Кабалевский, сформировавший определённую систему воспитания личности через музыку: это и музыкальные викторины, и импровизационные концерты, и музыкальные кроссворды, и музыкальный калейдоскоп и многое другое. На выставке можно увидеть одно из последних изданий книги «Д. Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании (Москва, 2004).

Интересен цикл фортепианных пьес «Рояль в детской» композитора-футуриста Артура Лурье (1892—1966), который он посвятил своей четырехлетней дочке Анночке. Художником издания был Петр Васильевич Митурич (1887—1956). К каждой пьесе Митурич подобрал забавный рисунок, проникнутый детской искренностью и непосредственностью, художник взглянул на мир глазами ребенка и увидел столько интересных деталей, которые взрослые порой просто не замечают. Это одна из лучших работ художника в книге.

Экспозиция демонстрирует и детский балет. Это особенный жанр, где классические «па» сочетаются с пластикой бытового танца, где много юмора, гротеска и лирики. Именно таким получился балет Карэна Суреновича Хачатуряна (1920—2011) «Чиполлино», написанный по сказке Джанни Родари. За создание этого балета его авторы были удостоены Государственной премии СССР, а сам балет был поставлен во многих театрах Советского Союза и собирал полные залы детей и их родителей.

Развитие оперного жанра в советской России по праву связывают с именем замечательного детского композитора Михаила Ивановича Красева (1897—1954). Им написано 10 детских опер. Среди них на выставке можно увидеть оперы-сказки: «Морозко», «Маша и медведь», «Теремок» и др. Большой популярностью пользуется и опера-игра «Часы» Любови Штрейхер. В ней все зрители принимают участие, что дает детям широкий простор для проявления творческой инициативы, для воспитания чувства коллективизма.

 

Заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ Алла Алексеевна Семенюк рассказывает о выставке Заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ Алла Алексеевна Семенюк рассказывает о выставке

 

На выставке представлены звукозаписи популярных детских коллективов. Это Детский хор института художественного воспитания детей, которым руководил профессор Московской консерватории Владислав Соколов и знаменитый ансамбль песни и танца имени В.Локтева.

Некоторые ноты, вошедшие в экспозицию, выглядят довольно скромно, а некоторые украшены рисунками, связанными с содержанием музыкальных произведений. Большинство рисунков выполняли те гравёры, которые работали над нотным текстом, но иногда привлекались известные художники, о которых уже говорилось выше. Издания, отличавшиеся удачными приёмами оформления и продуманной концепцией, благодаря чему и создавался гармоничный визуальный облик, конечно же, привлекали внимание родителей и ребёнка.

На выставке, кроме нот и книг по музыке для детей, представлены грампластинки и CD-диски с записями знаменитых песен из детских художественных фильмов и мультфильмов. Каждый экземпляр индивидуален и интересен по-своему.

Благодаря выставке преподавателям, исследователям и всем, кому важна тема музыки для детей, предоставляется возможность познакомиться с лучшими и интереснейшими изданиями из фондов Российской государственной библиотеки.