Спросите библиотекаря

Выставка «Музыкальный фольклор народов стран Содружества»

Наступивший 2022 год объявлен в Содружестве Независимых Государств Годом народного творчества и культурного наследия, в связи с чем в странах СНГ пройдут многочисленные мероприятия, посвящённые народному искусству и фольклору. Одно из них — выставка «Музыкальный фольклор народов стран Содружества», которая будет открыта весь месяц, с 26 января по 22 февраля, в камерном зале отдела нотных изданий и звукозаписей Дома Пашкова.

Репортаж об открытии выставки


Фото: Мария Говтвань, РГБ

На выставке экспонируются наиболее яркие образцы музыкального фольклора народов стран Содружества — русского, белорусского, армянского, казахского, туркменского, украинского, молдавского, азербайджанского, таджикского, киргизского, узбекского. Традиционное наследие народов в экспозиции представлено редкими нотными изданиями и грамзаписями, раскрывающими особенности музыкальной культуры каждого народа.

Фольклор (в переводе с английского folklore — «народная мудрость») является важнейшей областью художественной культуры каждого народа. История музыкального фольклора каждого народа имеет черты сходства: многовековое развитие, многожанровость, богатство инструментария и так далее. При этом каждая культура обладает ярко выраженными самобытными особенностями. Доказательством служат дошедшие до нас из глубины веков народные песни и плясовые мелодии, которые, благодаря их тематическому разнообразию, интонационному богатству и сегодня не потеряли своей жизненности и высокой художественной ценности.

Азербайджанская народная музыка

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

На протяжении многих веков азербайджанская народная музыка бытовала в рамках фольклорного искусства. Она отличается разнообразием жанров: песня, танец, ашугское творчество, мугам. Богатое песенное творчество включает песни трудовые («Песня косаря», «Лучи труда»), исторические («Гачаг Наби»), лирические, обрядовые и другие. На выставке представлены отдельные азербайджанские народные песни в переложении для голоса и для смешанного хора. Большой интерес представляет сборник «50 азербайджанских песен» (Баку, 1938), опубликованный Научно-исследовательским кабинетом музыки Азербайджана. Песни сначала были записаны на фоновалики (в 1934 году) с напева Джаббара Карягды, а затем положены на ноты композитором Сеидом Рустамовым. В сборник «Азербайджан. Народные песни» вошли песни, записанные Фикретом Амировым и Тофиком Кулиевым (Баку, 1997). В оформлении обложки издания «Азербайджанские тюркские народные песни» использован рисунок художника Мориса Фабри (Москва, 1927). 

Армянская народная музыка

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Великий армянский композитор Комитас (Согомон Согомонян, 1869—1935) говорил, что народ является единственным творцом, к которому надо идти и у которого надо учиться. Армянский народ создал самобытную и многообразную музыкальную культуру. Сокровища народного творчества — трудовые, бытовые, обрядовые, любовные, лирические, шуточные и другие песни и пляски — запоминаются своими яркими мелодиями, ритмами, глубоким содержанием. На выставке можно увидеть сборники народных песен и плясок в обработке таких выдающихся представителей песенной культуры Армении, как Христофор Кара-Мурза, Александр Спендиаров, Татул Алтунян и другие.

Белорусская народная музыка

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

В истории белорусского народа на протяжении долгого времени одно из ведущих мест принадлежало фольклору. Песни и танцы создавали разные образы народной жизни — от трудовых до шуточных, бытовых. Характерные мелодические обороты отражались и в инструментальной народной музыке. На выставке представлены сборники белорусских народных песен в обработке российских, белорусских композиторов. Среди знакомых и любимых — такие песни, как «Ой ты, красная калина», «Перепёлка», «Свою пашню хлопец пашет», «Ой да берёза, берёза» и многие другие. Они часто записывались ведущими исполнителями белорусской народной песни. В экспозиции представлена малотиражная грампластинка среднего формата с записями Марии Адамейко и вокального квартета «Купалинка».

Казахская и киргизская народная музыка

Особое значение имеет знакомство с казахским и киргизским фольклором. Открывателем музыки Средней Азии считается известный российский фольклорист Александр Затаевич (1869—1936). Его труды имеют колоссальное культурно-историческое значение: он записал более 2600 образцов музыкального творчества киргизов, казахов и других народов Средней Азии и Сибири. Известны его сборники «1000 песен и кюев» (1925) и «500 песен и кюев» (1931).

Большое значение для изучения казахской народной музыки имели записи казахских народных песен. Как и некоторым другим народам, казахам очень долго были известны только формы сольного пения, основу которого составляли два пласта — речитативный и распевный. Основными формами народного музыкального творчества были песни трудовые, лирические бытовые и обрядовые, песни на исторические и эпические сюжеты. Известен казахский эпос «Кыз-Жибек».

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

На выставке можно познакомиться с изданиями «Казахские народные песни в переложении для баяна» (Алма-Ата, 1953), «Казахские народные песни Синьцзяна» (Алма-Ата, 1959), «Казахские народные песни, собранные Латыфом Хамиди» (Алма-Ата, 1958) и другими.

Не менее интересен киргизский музыкальный фольклор. На выставке представлено два сборника Александра Затаевича. Первый — «Киргизские инструментальные пьесы и напевы» (Москва, 1971) — снабжён богатым научным комментарием, большим количеством музыкальных образцов, фотографиями. И второй — «250 киргизских инструментальных пьес и напевов» (Москва, 1934), в котором 125 образцов представляют собой лишь одни мелодии без текста. Представлены также некоторые отдельно изданные песни — «Киргизска», «Киргизские песни, переложенные на фортепиано», сборник «Народная музыка Киргизии в обработке для аккордеона». Большой интерес представляет сборник «Киргизский музыкальный фольклор» (Москва, 1939), включивший образцы творчества ряда лучших мастеров-исполнителей Киргизии: певца-акына Алымкула Усенбаева, певца-сказителя Саякбая Каралаева, виртуоза-инструменталиста Мураталы Куренкеева, известного певца-комузиста Атая Огонбаева, ученика выдающегося Токтогула Сатылганова. В сборнике публикуются расшифровки записей, произведённых аппаратом «Telefunken», граммофонных записей и пьесы для комуза в исполнении прославленного киргизского народного певца Токтогула Сатылганова.

Молдавская народная музыка


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Трудно охарактеризовать все многогранные художественные признаки молдавской народной музыки. Это — живой темперамент, яркие тона и краски, упругая мелодия, стремительные ритмы. Плавная кантилена неожиданно украшается вычурными узорами, стремительно сменяется зажигательной пляской и вновь обретает покой...

В сборник «Молдавские народные песни» (Москва, 1954) включены песни, записанные в левобережной Молдавии. Они дают представление о цельности стиля песенного творчества, о широком диапазоне художественных средств молдавской народной музыки. Среди песен — такие известные, как «Под горой Дунай течёт», «Виноград в листве темнеет», «Листья блещут под луной» и другие. Особое место занимают исторические песни, отражающие борьбу народа с турецкими завоевателями. Яркий протест с наибольшей силой звучит в гайдуцких песнях. Гайдук считался народным героем, воплотившем в себе идею освобождения. Сюда включены также песни танцевального характера («Весёлая компания»), шуточные («Повстречался с жабой рак»), песни любовно-лирического содержания («Крошка Мариора», «Марица») и другие. Душой молдавской народной музыки считается «дойна» — самая популярная вокальная и инструментальная форма. Дойну исполняют на флуэре (пастушеская свирель) или скрипке.

На выставке представлены сборники народных песен и танцев российских и молдавских издательств ХХ века. Выделяется издание «Две молдавские народные песни» в обработке Михаила Феркельмана (Москва, 1945). Тексты к мелодиям были напечатаны в 1945 году тиражом в 300 экземпляров. Они были написаны Всеволодом Рождественским. Интересны также сборники «Твои глаза» (Кишинёв, 1982), «Пой, моя скрипка: народные песни и танцы для тарафа» (Кишинёв, 1973) и многие другие.

Таджикская народная музыка

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Истоки таджикской музыкальной культуры уходят в глубь веков, о чём свидетельствуют археологические и литературные памятники, дошедшие до нас трактаты по музыке, а также сохранившиеся настенные росписи, терракотовые фигурки, изображения музыкантов и музыкальных инструментов на серебряных блюдах и чашах. Таджикская музыка одноголосна. Она развивалась в двух руслах — народном и профессиональном. Распространённым было сольное вокальное исполнительство и исполнительство с аккомпанементом одного инструмента или ансамбля. Богата и многообразна метроритмика народной музыки, во многом определяющая разнообразие напева. Музыкальный фольклор включает все виды и жанры песен: эпические, трудовые, обрядовые. Народные музыканты исполняют лирические песни и инструментальные пьесы, танцы. Большое значение в народной музыкальной культуре имеет героический эпос «Гуругли», пронизанный высокой гражданственностью.

На выставке представлены сборники и отдельные записанные песни и танцы: «Таджикские народные песни» (Душанбе, 1966—1978), «Таджикский танец» Александра Емельянова (Москва, 1964) и другие.

Туркменская народная музыка

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Яркая и самобытная туркменская музыкальная культура уходит своими корнями в глубокую древность. В туркменском фольклоре сохранились легенды, связанные с древнегреческими мифами и историческими личностями. Народная музыка Туркмении включает обрядовые, календарные, трудовые, лирические песни. Среди её жанров — колыбельные (хувди), девичьи лирические (ляле), свадебные (яр-яр) и другие. Хорошо известен оригинальный вокально-танцевальный жанр — зикр. Бытуют струнно-щипковые (дутар, гиджак) и духовые инструменты. Отличительный момент: в туркменской музыке нет ударных инструментов. Характерно искусство бахши — певцов, аккомпанирующих себе на дутаре. Они исполняют сказания (дестаны) на классические темы из восточной и национальной поэзии. Самые известные — «Кёр-оглы», «Лейли и Меджнун», «Шасенем и Гариб». На выставке представлены сборники туркменских народных мелодий в обработке Климентия Корчмарёва (Москва, 1946), «Туркменские песни», составленные Григорием Лобачёвым (Москва, 1937), «Хрестоматия для дутара» Нурмухаммеда Мередова (Ашхабад, 1988), сборник «Народная музыка Туркмении в обработке аккордеона или баяна» (Москва, 1979) и другие.

Узбекская народная музыка

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Узбекская музыкальная культура зародилась, как и у других народов, в глубокой древности, свидетельством чему являются сохранившиеся памятники материальной культуры. В музыкальном наследии узбекского народа, так же как и многих других народов Востока, различаются два пласта — фольклор (собственно народное творчество) и профессиональное искусство устной традиции (макомы). Самый известный Бухарский цикл макомов — «Шашмаком». Он содержит шесть макомов: «Бузрук», «Рост», «Наво», «Дугох», «Сегох», «Игрок» — и исполняется на тексты классиков восточной поэзии Хафиза, Алишера Навои, Абдуррахмана Джами и других. Богат и разнообразен музыкальный инструментарий Узбекистана. Вот только некоторые инструменты: струнно-смычковые — гиджак, кобуз; струнно-щипковые — домбра, дутар, уд; струнно-ударные — чанг; духовые — сурнай, кошнай и другие.

На выставке представлен «Сборник узбекской музыки. Хорезмские (хивинские), ферганские кюи в нотной записи» (составитель — Шариф Рамазанов, Ташкент, 1933) и другие сборники с напевами узбекских народных песен.

Украинская народная музыка

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

В истории музыки украинского народа особое место занимает богатый песенный фольклор. На выставке показаны сборники украинских народных песен, среди которых — календарно-обрядовые, бытовые, лирические, любовные, патриотические и другие. Представляет интерес издание украинских народных песен в записях Николая Лысенко (Киев, 1990). В книге описан творческий путь украинского музыканта, фольклориста, композитора, перечислены его теоретические труды по изучению украинского фольклора и приведены народные песни в его обработке. Обращает на себя внимание оригинальная серия открыток с нотами «Украинские народные песни на слова Т. Г. Шевченко» (Киев, 1963), вышедшая к 150-летию со дня рождения писателя.

Российские издания музыки народов СССР

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Особое место занимают российские издания нотных сборников и грампластинок, объединяющих в себе творчество всех народов стран Содружества. Уникальным является альбом из пятнадцати пластинок малого формата «Песни и танцы народов СССР» (Москва, 1967), подготовленный Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия». Музыкальное наполнение каждой пластинки следующее: открывается грампластинка характерным для каждой народности инструментальным наигрышем, затем звучат народные песни и инструментальные пьесы в исполнении прославленных народных и профессиональных музыкантов — солистов и участников ансамблей и народных оркестров. Здесь также много образцов танцевальной музыки. Цель альбома — дать слушателю представление об общем национальном колорите музыки разных народов.

На грампластинках, демонстрируемых на выставке, среди исполнителей выделяются звукозаписи таких народных певцов и профессиональных музыкантов, как ансамбль фольклорной музыки «Мурагер», Рахия Койшыбаева (Казахстан), комузист Алымкул Усенбаев, Кошаалы Кыскараев (Киргизия), Шаберды бакши Балтаев, Фаттаххан Мамадалиев (Узбекистан), Курбан Примов, Маис Салманов (Азербайджан), Баллы Матгельдыев, Турсынбек Алмаганбетов (Туркмения), Зафар Назымов, Рустам Абдурахимов (Таджикистан), Мария Адамейко, Дмитрий Гнатюк, Белла Руденко (Украина), квартет «Купалинка» (Белоруссия), Любомир Йорга, Николай Глиб (Молдавия), Мелания Абовян, Офелия Амбарцумян (Армения) и многие другие.


  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
 

Музыкальный фольклор представляет большой интерес для изучения, что нашло отражение в трудах этнографов, фольклористов, музыковедов, филологов. На выставке демонстрируются книги и учебные материалы для обучения игре на различных народных инструментах. Представлены также отдельные диссертации, посвящённые разным областям народного творчества. Среди них: «Ударные и духовые народные музыкальные инструменты в Армении» (автор — Арам Кочарян; Ереван, 1965), «Киргизские музыкальные инструменты в эволюции традиционных форм музицирования» (автор — Саганалы Субалиев; Ленинград, 1982), «Азербайджанские народные музыкальные инструменты» (автор — Саадет Абдуллаева; Баку, 1967), «Народные музыкальные инструменты дореволюционного Казахстана» (автор — Болат Сарыбаев; Алма-Ата, 1970) и некоторые другие.

Помимо нот, грампластинок и диссертаций, на выставке можно увидеть иллюстративный материал — плакаты (художественные и музыкальные), открытки, а также художественные изделия, раскрывающие и подчёркивающие особенности каждого народа.

 

Экспозиция подготовлена международным отделом и отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ. 

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие