Спросите библиотекаря

Научная фантастика Станислава Лема. К 100-летию со дня рождения писателя

12 сентября отмечается 100-летие со дня рождения одного из главных писателей-фантастов XX века, Станислава Лема (1921—2006). Футуролог, философ, эссеист и критик — Лем многогранен, его творчество ещё при жизни стало классикой, и он в почёте даже у тех, кто далёк от фантастики. На Мраморной лестнице открылась выставка, посвящённая творчеству писателя.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Литературное признание пришло к Лему с публикацией в 1951 году романа «Астронавты». Именно успех этого произведения убедил его оставить карьеру врача и полностью посвятить себя писательству. Последующие несколько лет стали пиком творческой активности Станислава Лема.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

С 1955 по 1968 год в свет вышло 17 его книг, среди которых были как научно-фантастические романы и сборники рассказов, так и философские трактаты и футурологические эссе: «Эдем», «Солярис», «Непобедимый», «Сказки роботов», «Кибериада», «Высокий замок», «Рассказы о пилоте Пирксе», «Звёздные дневники Ийона Тихого», «Глас Господа», «Диалоги», «Сумма технологий» и многие другие. Эти известные работы писателя представили его как разностороннего автора, способного не только размышлять о будущем человечества и предсказывать появление новых технологий, но и иронизировать над вполне обыденными вещами и проблемами из земной жизни.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Одна из главных часто встречающихся тем в научно-фантастических произведениях у Лема, впервые освещённая в его романе «Человек с Марса», — невозможность построения контакта между людьми и внеземными разумными существами, которые могут не иметь ничего общего с человеческим интеллектом и сознанием. Самый яркий такой пример — живой океан в романе «Солярис». Также вспоминаются и облако механических насекомых-микромашин («Непобедимый»), и своеобразно упорядоченные общества более человекоподобных существ («Фиаско» и «Эдем»).


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Ещё одной ключевой темой в работах Станислава Лема являются недостатки людей. В «Гласе Господа» Лем описывает неспособность человеческого разума расшифровать и по-настоящему понять очевидное послание из космоса. В то время как в двух близких по духу сериях рассказов, «Сказки роботов» и «Кибериада», Лем комментирует человечество через призму гротескных историй о механической вселенной, населённой роботами, которые время от времени контактируют с биологическими «слизнями» и человеческими «бледнолицыми». Кроме того, писатель часто подчёркивает неопределённость эволюции и, в частности, то, что ей может не соответствовать развитие разума.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

«Диалоги» и «Сумма технологий» — два наиболее известных философско-футурологических текста Лема. «Сумма» примечательна тем, что представляет собой уникальный анализ перспективных социальных, кибернетических и биологических достижений. В этом трактате Лем с философской точки зрения рассуждает о возможных последствиях технологий, которые в то время полностью относились ко сфере научной фантастики, но приобретают всё большее значение сегодня — например, виртуальная реальность и нанотехнологии.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Стоит отметить, что Лем не ограничивался фантастикой и футурологией. Среди его произведений есть и детективы («Расследование», «Насморк»), и автобиографический роман («Высокий замок»), и рецензии и предисловия к несуществующим книгам («Абсолютная пустота», «Мнимая величина» и «Библиотека XXI века»), и даже пьесы («Существуете ли вы, мистер Джонс?», «Верный робот»).


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Многие работы Станислава Лема были экранизированы, и, пожалуй, самой знаменитой является кинолента Андрея Тарковского «Солярис» (1972) по одноимённому роману. Также со страниц книг на экраны были перенесены такие произведения, как «Астронавты» («Безмолвная звезда», режиссёр Курт Метциг, 1960), «Магелланово облако» («Икар-1», режиссёр Йиндржих Полак, 1963) и «Футурологический конгресс» («Конгресс», режиссёр Ари Фольман, 2013). Однако почти ко всем экранизациям своих романов сам Лем относился скептически.

Мы вовсе не хотим завоёвывать космос, хотим только расширить Землю до его границ.

Станислав Лем, «Солярис»

Экспозиция, включающая в себя не только печатные издания Станислава Лема, но и дополнительный иллюстративный материал из отдела изоизданий, позволяет в полной мере познакомиться с творческим наследием великого польского писателя.

Куратор выставки — специалист по библиотечно-выставочной работе сектора художественно-исторических выставок Анастасия Ходенкова.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие