До 31 мая 2020 года РГБ переносит все массовые мероприятия, а также временно ограничивает обслуживание читателей. Подробнее...
Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Выставка «Обиход писца»

Три дня — с 23 по 25 мая — в Музее книги Российской государственной библиотеки «гостили» экспонаты из калужского музея «Вотчина».

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Сергей Иванович Нелюбов, офицер запаса, уполномоченный эксперт по культурным ценностям Министерства культуры Российской Федерации, председатель Калужского общества коллекционеров, создатель и директор Музея русского быта «Вотчина», привёз свои сокровища на выставку «Обиход писца», организованную Музеем книги и приуроченную ко Дню славянской письменности и культуры. Сергей Иванович встречал посетителей выставки, выступал перед участниками Книговедческих встреч и подробно рассказывал о предметах из своей коллекции — без его пояснений догадаться о назначении некоторых из них современному человеку практически невозможно.

Центром экспозиции мини-выставки — и, безусловно, центром притяжения для всех посетителей — стал «Стол писца». Друзья коллекционера нашли стол близ заброшенной деревни Вижево Пинежского района Архангельской области. Зная горячее желание коллекционера получить эту редкую вещь, с большими трудностями доставили в Калугу, а Сергей Иванович уже сам отреставрировал его и укомплектовал предметами из обихода писца. На это ушло пять лет. Уже только сам этот уникальный предмет с его наполнением мог бы стать отдельной выставкой.
 

Под крышкой и на столешнице расположились около 30 предметов — основные инструменты, принадлежности и утварь рабочего места. Здесь можно увидеть светец и мухоловку, аспидные и восковые таблички, писало и стилос, подвесную чернильницу из медного сплава и футляр для чернильных орешков, кружало (стальной циркуль) и колку (шило), карамсу — прибор для линования писчей бумаги, скобельник — металлическую лопаточку для зачистки ошибок в тексте, молоточек-кирочку для крепления книжных застёжек и несколько видов самих застёжек. Вот что сам Сергей Нелюбов говорит о некоторых предметах, вошедших в экспозицию:

 

«Найти кованые ножницы было очень трудно: то попадались сломанные, то не подходили по возрасту к другим предметам — были изготовлены или раньше, или позже, то не резали, а для меня было важно, чтобы этим инструментом можно было пользоваться... Если у старинной чернильницы потерялась крышечка, подобрать её невозможно: каждая делалась точно под конкретную чернильницу... Лощильный „зуб“ нужен был для разглаживания кож, бумаги, сусального золота. Его делали из медвежьего или волчьего клыка. Клык для этой лощилки добыл мой друг-охотник».

 


Деревянная скульптура «Калужский летописец». Автор Валерий Баранов, член Калужского отделения Союза художников России. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Особое внимание гости выставки уделили тонко выполненной деревянной скульптуре «Калужский летописец» авторства Валерия Баранова, члена Калужского отделения Союза художников России. Хотя, наверное, можно сказать, что авторов у этой работы двое: идея и образ родились у Сергея Ивановича, а воплотил их в жизнь художник.

Сергей Нелюбов ответил на несколько вопросов редактора сайта РГБ Евгении Пайсон:

— Сергей Иванович, почему для вас так важна тема славянской письменности?

— Когда делаешь какое-то серьёзное дело, особенно творческое, всегда обращаешься к истокам. Нельзя не знать, кто такие были Кирилл и Мефодий, как на Руси появилась письменность. Я считаю, что любой человек должен знать участок истории, посвящённый появлению письменности и русского языка. Это очень важно каждому русскому человеку.
 

 

— Что ещё включает ваша коллекция, кроме предметов для письма?

— Если перечислять всё, это будет очень долго! Я собираю старинные пуговицы, напёрстки, безмены, копоушки, русские игрушки... Но гордостью моей коллекции я считаю так называемую «Кунсткамеру» — предметы быта, чьё назначение невозможно угадать, просто глядя на него. Некоторые из них я привёз с собой.

Вот, например, мухоловка. Предмет из обихода писца. Точки, похожие на крошки, на страницах старых книг — это мушиный засид. Чтобы мухи не мешали работать, в блюдечко клали мёд, накрывали стеклянным колпаком причудливой формы, а в жёлоб наливали мыльную воду. Муха, привлечённая сладким, залетала под колпак, а выбраться не могла. Летала, жужжала — и падала, обессилев, в воду. Чиновники (а я считаю, что это люди довольно бесполезные, которые могли только перья чинить!) смотрели на эту мушиную гибель, как в телевизор.
 

 

Очень интересный предмет — венчик для шампанского. Небольшой стерженёк, из которого появляется пучок тонких проволочек. Некоторые дамы не любят, когда в шампанском пузырьки. Ложкой их не разогнать, а венчиком — очень легко и быстро. Подарок для человека, у которого всё есть — ложечка для костного мозга. А сырные кнопки позволяют отрезать кусок сыра от большой головки, не коснувшись восковой корки. Замок-головоломка-лошадка запирает стол писца — его невозможно открыть, если не решить эту головоломку. А крючок для надевания сапог, сделанный в Туле, близок мне как подполковнику запаса.

В моей кунсткамере больше тридцати необычных предметов, но один из самых любимых экспонатов — шахматные фигурки из кости, удивительная редкость! Это слон и ладья, изготовленные в Новгороде в XII веке. Шахматы древней Руси — памятники истории и культуры нашей страны.

 


Подвесная чернильница с надписью. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

— Интересуетесь ли вы историей предметов, которые к вам попадают, их прежними владельцами?

— Обязательно. На языке искусства это называется «провенанс». Как правило, такая история есть. Но бывает, что предмет найден при раскопках, в огороде, в лесу. Он привязан к местности, а не к конкретному человеку. Тогда приходится обращаться к источникам, искать, разбираться. Я эксперт, поэтому мне это очень интересно — найти корни, понять технику изготовления, узнать автора. Иногда всё остаётся на уровне предположения, но иногда удаётся узнать точно. Например, вот эта чернильница. На ней написано: «1718 году, сына Токалова Родиона Васильева». Это единственная в России чернильница, на которой написано само слово «чернильница» и указано точно, чья она и когда сделана.

— Чего ещё нет в вашей коллекции? Чему вы планируете уделить внимание в ближайшем будущем?

— Есть такое направление — виды письма: скоропись, славянская вязь. Меня это направление очень интересует, и вот этим я хотел бы заняться серьёзнее.
 

 

Музей книги Российской государственной библиотеки получил от Сергея Ивановича Нелюбова очень ценный подарок — две старинных чернильницы. Одна — синего кобальтового стекла конца XIX — начала XX века, а другая, подвесная, XVIII века, — из медного сплава, с изображением льва и единорога. Теперь они займут почётное место среди других сокровищ Музея книги.

Вписать мини-выставку «Обиход писца» в экспозицию Музея книги РГБ Сергею Ивановичу помогли сотрудники музея — главный хранитель фондов сектора музейной и выставочной работы Нина Викторовна Чаленко и заведующая сектором музейной и выставочной работы Мария Борисовна Золотова.

Коллекция Сергея Ивановича Нелюбова вызвала огромный интерес, а его увлечённость и научный подход — глубокое уважение и восхищение и у специалистов, и у посетителей выставки.

 


Сергей Иванович Нелюбов с главным хранителем фондов сектора музейной и выставочной работы Ниной Викторовной Чаленко. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

 


 

 


Справка:

О работе Сергея Иванович Нелюбова в качестве эксперта по культурным ценностям можно прочитать в материале «Медь, что паче злата».

О музее «Вотчина» — в материале «Калужская отчина».

Во время посещения данного сайта, Российская государственная библиотека может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.