Под сенью «девушки с веслом». Cоветский плакат 30—50-х годов

В Розовом зале Российской государственной библиотеки проходит выставка советских плакатов 30—50-х годов из фондов отдела изоизданий «Под сенью „девушки с веслом“», посвящённая культуре отдыха и спорта.

 

 

Период конца 1920-х — начала 1930-х годов явился временем активного культурного строительства, в котором не последнее место занимала система организации досуга советских людей. Парки культуры и отдыха были задуманы как место творческого времяпрепровождения трудящихся с целью не только развлечь, но и образовать. Проведение массовых гуляний и спортивных мероприятий должно было содействовать социализации граждан и формировать активный стиль жизни.

В Москве Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького (ЦПКиО) воспринимался как идеальная модель досугового «культурного комбината», по образцу которого создавались парки по всей стране. Помимо вполне традиционных зелёных насаждений — аллей для прогулок, газонов и клумб, в ЦПКиО действовали многочисленные аттракционы, кафе, спортивные и танцевальные площадки, читальни, театры и кино, а также ясли, аллея гамаков, обсерватория, детская железная дорога, и абсолютная новация на момент открытия — развлекательная парашютная вышка. Особое значение придавалось архитектурному облику парка, над планом и павильонами которого работали лучшие архитекторы.

Скульптурному убранству отводилась не менее грандиозная задача — воплотить идею нового совершенного человека в образах, вдохновлённых античными статуями. В 1934—1936 годах скульптор Иван Дмитриевич Шадр воплотил идеал раскрепощённой новой женщины в виде обнажённой девушки-спортсменки с веслом в правой руке. Скульптура была установлена в центре бассейна с фонтанами в ЦПКиО имени М. Горького и являлась своеобразной доминантой парка до разрушения в 1941 году в результате бомбёжки. Почти одновременно аналогичную художественную задачу решал в 1935—1936 годы Ромуальд Ромуальдович Иодко. Скульптор создал «Женщину с веслом» для стадиона «Электрик» в Черкизово и «Девушку с веслом» для водного стадиона «Динамо». В отличие от статуи Шадра, его спортсменки были одеты в летнюю физкультурную форму — трусы и футболки или купальный костюм. Вероятно, именно они стали образцом для тиражирования, среди пантеона других скульптур — атлетов, наследующих классическим образцам.

 

 

Скульптура спортсменки явилась символическим связующим звеном, скрепившим культурный «отдых» со спортивным — организация активного физкультурного досуга, строительство стадионов и проведение многочисленных соревнований стало важной задачей советского общества. В условиях блокады Советского Союза на международных соревнованиях особое значение приобретают спартакиады и спортивные смотры, пропаганда физкультуры и продвижение норм ГТО («Готов к труду и обороне»).

В плакате Александра Дейнеки «Работать, строить и не ныть!» наиболее чётко сформулирован основной принцип новой спортивной политики: «Спортсменом можешь ты не быть, но физкультурником обязан!». Плакаты, рекламирующие спортивные мероприятия и обучающие правилам и технике исполнения упражнений в разных видах спорта позволяют говорить о широкой информационной поддержке.

Неотъемлемыми спутниками беззаботной летней жизни оставались вполне традиционные формы «индустрии развлечений» городских жителей — эстрада, кино, фокусы — и азартные соревнования: бега и скачки, получившие полноценное воплощение в рекламных плакатах.

Особое значение отводилось культурно-массовым мероприятиям. В собрании РГБ сохранились плакаты, посвящённые как вполне нейтральным форматам «Открытия летнего сезона», так и радостно-бравурные «Встреча лета» и лирические с региональным оттенком — «Проводы белых ночей». Интересно, что в 30-е годы активно развивается такая разновидность празднования, как карнавал-маскарад, используемая в организации не только новогодних, но и первомайских и ноябрьских торжеств, но особенно популярных летом.


 

Политическая составляющая проявляется в «досуговых» плакатах неярко, и там, где она есть, она выражена неявно. Удивительным представляется плакат, посвящённый митингу в память Первой мировой войны, и близкий по теме и времени создания плакат «XXV МЮД», созданный в честь Молодёжного юношеского дня, отмечавшегося в целях мобилизации молодёжи на борьбу за мир, против империалистической войны.

Развитие внутреннего туризма отчасти перекликалось с идеями активной счастливой жизни. Плакаты сохранили наивный пафос отпускного путешествия: «Пассажир, запомни надолго: от вагонов до светлых кают в теплоходах на море, на Волге — стол накрыт и везде тебя ждут!».

Традиционное внимание уделялось детскому отдыху и разным формам организации досуговых мероприятий юношества и молодёжи. В значительной мере детская тема повторяла направления «взрослого» сегмента — специализированные зоны в парках отдыха, организация спортивных, туристических и развивающих мероприятий, что полноценно отразил плакат.

Отечественный плакат, посвящённый культуре досуга и спорта, интересен и разнообразен. Его полноценно сформировавшиеся в 1930-е годы направления, в силу исторических причин, приостановили своё развитие в начале и возродились в конце 1940-х, активно продолжили плодотворное развитие в 1950-е годы приходом новых мастеров, которые внесли свой вклад в формирование праздничной летней городской среды.

Вызывая в памяти «Девушку с веслом», воображение рисует залитые солнцем аллеи, аттракционы, фонтаны, бодрые спортивные марши и ярких героинь наивных советских комедий. Идеализированный образ активной, прекрасной женщины, лежавший в основе растиражированных гипсовых скульптур в парках, стадионах и пионерских лагерях, со временем перерос рамки типового паркового украшения, став ностальгическим символом эпохи и образа жизни периода 1930—1950-х годов.