Портретная галерея в нотах XVII — XIX веков

11 февраля в 16:00 в концертном зале отдела нотных изданий и звукозаписей откроется выставка «Портретная галерея в нотах XVII — XIX веков».

 
Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

 

Отдел нотных изданий приглашает посетить выставку «Портретная галерея в нотах XVII — XIX веков», где впервые будут представлены экземпляры нотных изданий из редкого фонда с портретами. Рассматривая ноты в качестве памятников музыкальной культуры, нельзя забывать о том, что многие из них являются памятниками и художественной культуры. Портрет чаще всего рассчитан на общение с запечатлённым образом с близкого расстояния. Ноты, как вид издания, очень подходят к этому определению: они находятся на «близком расстоянии» от вас, их можно взять в руки и внимательно рассмотреть обложку и титульный лист.

На выставке демонстрируется около 50 портретов. В галерее нашли место портреты двух категорий: композиторов и исполнителей, а также лиц, которым посвящены произведения — членам царской династии, генералам, изобретателям, духовным лицам, общественным деятелям.
 

 

 

XVII—XIX века представлены иностранными нотами (нотопечатание в Европе началось гораздо раньше, чем в России), где размещение портретов было почти нормой. В первую очередь, это были портреты композиторов и исполнителей. Отличительной чертой некоторых портретов является «парадность», выраженная в «постановочной» позе, нарядной одежде, иногда — в наличии классического антуража в виде возвышающих декоративных фонов, шкафов с фолиантами, раскрытых свитков нот. Таковы были обычаи прошлых веков. В круг «музыкальных» вошли портреты Иоганна Себастьяна Баха, Вольфганга Моцарта, Георга Генделя, Йозефа Гайдна, Луиджи Боккерини, Андреаса Ромберга, Гаспаре Спонтини, Муцио Клементи, Николо Паганини, Фредерика Шопена, Генриха Эрнста, Ференца Листа, Иоганнеса Брамса и других композиторов.

Заслуживает внимания, например, редкий портрет немецкого (родился в Германии) и английского (долго жил в Англии) композитора Георга Генделя (1685—1759), гравированный Якобом Хубракеном из Амстердама по по картине Ф. Кайта в 1742 году: красиво уложенный изысканный парик — Гендель выглядит очень парадно.

 

 

Любопытен портрет Вольфганга Моцарта (1756—1791) в одном из первых посмертных изданий Квартетов для двух скрипок, альта и виолончели (1792). На шмуцтитуле помещен портрет великого австрийского композитора, запечатлённый в известной гравюре Йозефа Мансфельда. Гравюра была выполнена в 1789 году по барельефу Леонарда Поша. Портрет композитора расположен в центре медальона, вокруг него размещены ветви дуба, лавра, символизирующие славу, и предметы музыкальной атрибутики (лира, ноты).

Парадное само по себе в полиграфическом исполнении издание оперы Гаспаре Спонтини (1774—1851), итальянского композитора, члена Прусской и Парижской академий искусств, украшено не менее великолепными гравюрами портретов: Спонтини — литография Обри-Лекомта (Aubry-Lecomte) c портрета Жана Герена (Jean Guerin) 1823 года и сценическим портретом исполнительницы роли Статиры в его опере «Олимпия» госпожи Милдер.

В российском нотоиздательском деле в XIX веке было также принято размещать портреты на титульных листах. Это издания с портретами, например, Михаила Глинки, Михаила Высотского, Алексея Верстовского, Алексея Львова, Александра Бородина и многих других.
 

 

 

Отметим издание знаменитого гимна (молитвы) русского народа А. Львова «Боже, царя храни!» (Санкт-Петербург, 1858). Представленный на выставке экземпляр принадлежал Великому князю Владимиру Александровичу, сыну Александра III. Здесь имеются портреты поэта Василия Жуковского и композитора Алексея Львова (оба — литография Ю. Краузольда).

Не оставит равнодушным оформление «Кантаты памяти Александра Первого», написанной широко известной своими музыкальными и литературными вечерами блистательной княгиней Зинаидой Александровной Волконской (1789—1862), где она выступила как автор слов и музыки. Издание прекрасно оформлено обложкой и многоцветным титульным листом на французском и русском языках, а также великолепной гравюрой М. Майера портрета Зинаиды Александровны с утраченной акварели Карла Брюллова, написанной им в Риме в 1830 году. Оба экземпляра, хранящиеся в РГБ, изданы в 1865 году в Карлсруэ и имеют дарственные надписи от сына княгини Александра: первый — графу Норову Аврааму Сергеевичу, члену Государственного Совета, второй — одному из князей Долгоруковых (Долгоруких); вероятнее всего, князю Павлу Ивановичу, известному музыканту, сочинившему несколько маршей на различные события Отечественной войны 1812 года.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Особенностью русской части выставки стали издания, посвящённые особам Императорского дома. Здесь можно увидеть портреты Петра I, Екатерины II, целую серию романсов композитора А. А. Полубояринова, изданных с портретами Александра I, Александра II, Николая II, Александры Фёдоровны (младшей), Марии Фёдоровны. Примеры можно продолжить.

Цель настоящей выставки — привлечение широкого круга пользователей к знакомству с ценными и редкими фондами Российской государственной библиотеки. Выставка будет интересна музыковедам, историкам мировой культуры, библиографам, издателям, исполнителям и всем, кому не чуждо прекрасное.

Куратор выставки — Алла Алексеевна Семенюк, заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей.

Выставка открыта до 4 апреля. Вход по читательским билетам.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ