Заработала единая точка входа для всех подписных ресурсов Библиотеки, доступных дистанционно, без посещения. Как воспользоваться


Экспозиция Музея книги закрыта в связи с началом реставрационных работ.


В связи с проведением ремонтных работ в помещениях хранения отдела диссертаций временно не выдаются оригиналы диссертаций за 2014–2019, 2024 годы.

Спросите библиотекаря

История в плакатах «Аэрофлота»

Государственный центральный музей современной истории России
c 7 февраля 2008 года по 1 января 1970 года (03:00)

В создании выставки приняли участие Российская государственная библиотека, Российский государственный архив социально-политической истории, Музей «Аэрофлота», художественный фонд «Новая галерея», издательство «Контакт-Культура».

Это событие приурочено к 85-летию гражданской авиации России — Дню «Аэрофлота», который по традиции отмечается 9 февраля, в день подписания декрета о возложении надзора за авиаперевозками на Главное управление воздушного флота. В 20-е годы отечественный воздушный флот сменил несколько названий — «Добролет», «Росавиахим», «Авиахим», пока в 1932 не было введено всем знакомое «Аэрофлот».

Становление «Аэрофлота» началось именно с «Добролета» — первого советского авиационного акционерного общества. Рекламные плакаты, призывающие население покупать акции — работа идеолога русского авангарда, конструктивиста Александра Родченко, который часто работал в дуэте с Владимиром Маяковским. Реклама отличалась агрессивностью: «Тот не гражданин СССР, кто не "Добролета" акционер». Капитал общества за год вырос с 2 до 5 миллионов рублей. В 2007 году акции «Аэрофлота» были в числе самых доходных, принеся своим акционерам более 60 % годовых.

Первая конкурентная схватка Добролета с украинскими коллегами из Укрвоздухпуть за прибыльные крымские рейсы также нашла отражение в плакатной графике 1927 года. Рекламный слоган призывает облететь Крым за 40 минут вместо 6 часов наземным транспортом. И авто на гидродром для авиапассажиров бесплатно.

В 1960-е годы появился легендарный слоган «Летайте самолетами "Аэрофлота"». Сейчас многие ухмыляются, мол, а чем еще летать. Но ведь на самом деле «Аэрофлот» в те годы жестко конкурировал с железными дорогами. На отдельных направлениях, например в Адлер, перевес был на стороне авиаторов.

Новый поворот, новые тенденции в рекламном плакате появились в годы оттепели. На плакатах, на обложках «Огонька» членов политбюро потеснила красивая русская девушка в форме стюардессы. Она игриво смотрит в камеру, держа у лица букет фиалок. Стюардессы тогда были особой кастой и не только за свою неземную красоту. Вот диалог американского журналиста и стюардессы «Аэрофлота»: «Какой у вас разрез на юбке! Куда он ведет?» «Как куда, в космос». «А можно запустить туда спутник?» «Конечно, можно, но только американский спутник слишком мал и быстро падает. Я знаю, как они у вас сгорают в атмосфере...»

История в плакатах Аэрофлота, это почти вековая история нашей страны, это яркие эпизоды становления авиации, это расцвет графики, это красивые лица, это позитивные эмоции. Организаторы выставки собрали экспозицию из более 60 плакатов. Многие из них сохранились в архивах в единственном экземпляре. Плакаты сопровождаются кратким описанием наиболее ярких событий того времени.

На церемонии открытия присутствовали руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии М. Е. Швыдкой и генеральный директор компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» В. М. Окулов.

Выставка проходит в Государственном центральном музее современной истории России (бывший Музей революции, ул. Тверская, 21) с 7 по 24 февраля 2008 года.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться