Сад орхидей

В читальном зале отдела изоизданий Российской государственной библиотеки открылась выставка «Сад орхидей». В экспозиции — удивительные работы Ирины Петровны Маковеевой, графика-анималиста, члена Союза художников, Заслуженного художника России. В день открытия выставки Ирина Петровна рассказала о себе и своей работе.

 

 

Ирина Петровна, расскажите, пожалуйста, почему анималистика? Чем вас привлекает эта тема?

Так сложилась жизнь. На самом деле, никогда особо не любила ни зоологию, ни биологию, но родители привили любовь к природе. Папа с мамой очень любили лес, были специалистами по лесу, и всегда семья проводила все выходные обязательно на природе. Первым, кто заметил мою наблюдательность, был первый учитель рисования, когда мне было 6 лет. А уже в институте я попала в хорошие руки, к педагогу Михаилу Максимовичу Кукунову. Я благодарна ему, он сделал мою судьбу. Он заметил какие-то свойства, которыми должен обладать художник-анималист, стал меня привлекать, чтобы я ходила с ним раз в неделю рисовать в зоопарк. Конечно, это была школа, потому что я сидела рядом с учителем, который делал гениальные рисунки. Я пробовала потом делать и портреты, и натюрморты, а Михаил Максимович возвращал меня к анималистике: «У тебя так хорошо получается, ты уже столько наработала». Он увидел результат, оценил, научил и показал путь, а дальше я уже двигалась сама.

На протяжении жизни у меня были такие «бирки»: сначала я была девочка с птичками, потом я была девушка с собаками, потом я стала тётенька с тиграми, а теперь бабушка с крокодилами.

 

 

Кто ваша любимая «модель»? Почему?

Я поняла, что они все любимые. Когда начинаешь вникать, наблюдать, познавать, в конце концов любить их начинаешь, только после этого может что-то получиться нарисовать. По-другому — никак, у меня, во всяком случае. Я оформляю много книг, и бывает необходимость изобразить каких-нибудь неизвестных зверьков, которых я никогда не видела и не знала, что они существуют. Так было, например, с плащеносной ящерицей, у которой дыбом становится воротник. Пока я её изучала — по видео и фотоматериалам — я её боялась. Пришлось её полюбить, найти какой-то ход, чтобы её нарисовать. Получается — кого делаю, того люблю. Но устойчиво восхищена амурским тигром, сразу, как только его увидела, ещё в старом зоопарке. Это самая красивая кошка на Земле, она самая большая, и наше счастье, что она в России живёт.

В начале 2000-х зоопарк привлёк меня к участию в благотворительном Фонде по спасению тигра. Амурских тигров тогда было 200, а дальневосточных леопардов, они самые уязвимые, их было всего 20 особей! Шли годы, фонды возникали, помогали, умирали, потом появлялись новые фонды, но в результате этой деятельности за 15 лет тигров сейчас более 500 и около 100 дальневосточных леопардов.

 

 

В какой технике вы сейчас работаете?

Это не первая моя выставка в ваших замечательных залах. У меня наработана большая коллекция печатной графики, я занималась «сухой иглой» и меццо-тинто. Но меня пригласили в проект, в ходе которого я посетила Таиланд, Сингапур, Бруней, Камбоджу. Это была подготовка к саммиту АСЕАН, который проходил в Сочи. Русские художники проехали эти страны. Путешествия произвели на меня неизгладимое впечатление. Открылся другой мир, очень богатый впечатлениями. Задача была максимально работать на пленэре, но так заканчивать работу, чтобы в конце поездки её можно было уже показывать. В этих поездках у меня собралось 50 больших листов. Технику использовала самую простую. Я поняла, что надо в Таиланд брать монохромную гуашь. Там такое яркое солнце, что практически цвета не видно. Чтобы отличаться от живописцев, стала работать в чёрно-белом варианте гризайли, то есть выбрала малую цветность. Я поняла, что это было правильное решение. Именно такая графика хорошо «выстрелила». Моя поездка в Индокитай показала, насколько растения, животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, люди, — как это всё перемешивается и объединяется в некое пространство.

Расскажите, пожалуйста, о работах, представленных на выставке.

Выставка основана на книге «Земля слонов». В неё вошли работы, связанные с орхидеями, цветами и природой. Мне эта серия очень дорога, потому что её оценила Академия художеств, и за книгу и эту серию — не все 50 листов, которые я сделала по Индокитаю, а за 25 листов, которые я представляла на выставке в Академии, — была присуждена Серебряная медаль Академии художеств. Поэтому с удовольствием вам их показываю.