«Лёгкое дыхание» Серебряного века в поэзии и живописи

Фоторепортаж (Flickr)

 

Выставка приурочена к юбилеям поэтов Серебряного века — к 130-летию со дня рождения Елизаветы Дмитриевой (Черубины де Габриак) (1887–1928), со дня рождения Игоря Северянина (1887–1941) и к 140-летию со дня рождения Максимилиана Волошина (1877–1932).

 


Выставку открывают заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности Наталья Юрьевна Самойленко и Виктор Фёдорович Молчанов, заведующий отделом рукописей.

 

На открытии выставки Виктор Фёдорович Молчанов, заведующий отделом рукописей, напомнил, что, несмотря на громкое название, «век» длился около 25 лет. Но это время — время поисков смысла жизни и новых форм — дало миру прекрасных поэтов, которых не забыли и сейчас. Декаденты и младосимволисты, акмеисты и футуристы, имажинисты и новокрестьянские поэты — каждому нашлось место на небосклоне. Но их время — беспощадная эпоха перемен — не оставило многим из них шанса на долгую творческую жизнь. Остались только письма, рисунки, дневники, нечёткие фотографии — и, конечно, стихи. И выставка «Лёгкое дыхание Серебряного века» показывает эти артефакты ушедшей эпохи, напоминая нам, что обычная бумага может быть прочнее и долговечнее каменных стен.

Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности, напомнила про большую выставку «Москва,1917. Взгляд с Ваганьковского холма», проходившую в Ивановском зале библиотеки. «Лёгкое дыхание Серебряного века» продолжает тему судеб людей, живущих на переломе эпох.

 


Куратор выставки Анна Евгеньевна Родионова.

 

В фокусе выставки — три поэта: таинственная Черубина де Габриак, человек широкой души, создавший настоящее «творческое гнездо» в своём доме в Коктебеле, Максимилиан Волошин и эгофутурист, воспевающий любовь к себе «гений Игорь Северянин».

Появлением Черубины де Габриак любители поэзии обязаны Максимилиану Волошину. Елизавета Дмитриева, надев маску восемнадцатилетней испанской графини, воспитывавшейся в монастыре и подчиняющейся деспоту-отцу, влюбляла в себя одним звучанием своего голоса. Черубина де Габриак была музой Сергея Маковского, из-за неё стрелялись на дуэли Николай Гумилёв и Максимилиан Волошин.

 

Царицей призрачного трона
Меня поставила судьба...
Венчает гордый выгиб лба
Червонных кос моих корона.

Но спят в угаснувших веках
Все те, что были бы любимы,
Как я, печалию томимы,
Как я, одни в своих мечтах.

И я умру в степях чужбины,
Не разомкну заклятый круг.
К чему так нежны кисти рук,
Так тонко имя Черубины?

 


М. А. Волошин «Иверни». Избранные стихотворения. 1918, Москва. С дарственной надписью В. Я. Брюсову 

 

Максимилиан Волошин полностью подтверждает сентенцию «Талантливый человек талантлив во всём» — поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик. Дом Волошина в Коктебеле был центром творческой жизни России: здесь собирались и подолгу жили поэты, писатели, художники. Первый сборник Волошина «Стихотворения. 1900–1910» вышел в Москве в 1910 году. В 1914 году вышла книга избранных статей о культуре — «Лики творчества». В 1915 — книга стихотворений об ужасе войны — «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). Тому же времени принадлежат тонкие акварельные пейзажи Крыма, которые пользовались большим успехом на выставках «Мира искусства».

 

И будут огоньками роз
Цвести шиповники, алея,
И под ногами млеть откос
Лиловым запахом шалфея,
А в глубине мерцать залив
Чешуйным блеском хлябей сонных,
В седой оправе пенных грив 
И в рыжей раме гор сожженных...

 


М. А. Волошин. Виды Крыма. Коктебель.

 

Игорь Северянин, необычный и яркий, держался несколько в отдалении от окружения Максимилиана Волошина и его поэтического «гнезда» в Коктебеле. Он стал создателем поэтического течения — эгофутуризма. Характерные особенности течения — как об этом писал сам Северянин: «Я прибавил к этому слову [футуризм] приставку „эго“ и в скобках „вселенский“... Лозунгами моего эгофутуризма были: 1. Душа — единственная истина. 2. Самоутверждение личности. 3. Поиски нового без отвергания старого. 4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы. 6. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“. 7. Разнообразие метров». Течение просуществовало недолго, с 1911 по 1914 годы. И стихи Игоря-Северянина (так он подписывал свои «поэзы») — единственное, что дошло до наших дней.

 

Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!

От Баязета к Порт-Артуру
Черту упорную провел.
Я покорил литературу!
Взорлил, гремящий, на престол!..

 


Игорь Северянин. «Моему народу». 8 марта 1917 года.

 

В Российской государственной библиотеке долго не было отдельного фонда Игоря Северянина. Но 22 июля 2005 года Людмила Александровна Путина передала в дар отделу рукописей РГБ документы из архива поэта. Некоторые из них вошли в экспозицию выставки «Лёгкое дыхание Серебряного века».

На выставке в Румянцевском читальном зале отдела рукописей представлены автографы лучших стихотворений, прижизненные издания поэтов из библиотеки Валерия Брюсова с дарственными надписями авторов, корректурные экземпляры поэтических сборников с авторской правкой, переписка поэтов с Валерием Яковлевичем Брюсовым, Вячеславом Ивановичем Ивановым, Лидией Дмитриевной Зиновьевой-Аннибал, Михаилом Осиповичем Гершензоном, блестящие акварели и рисунки Максимилиана Волошина. Настоящим украшением экспозиции стали рисунки художников начала XX века, оформителей поэтических сборников, из издательского портфеля Соломона Абрамова.

Куратор выставки Анна Евгеньевна Родионова и её коллеги, помогавшие подбирать экспонаты, сумели передать ощущение лёгкости и яркости Серебряного века русской поэзии. Экспозиция цепляет, заставляет вглядываться и вчитываться, возвращаться, уже отойдя от витрин. Выставка будет интересна всем, кто любит и ценит поэзию.



Анна Евгеньевна Родионова проводит первую экскурсию по выставке.