Смутное время в русской культуре

с 16 октября по 9 декабря 2018 года

О, сердце родины моей,
Как много в старине твоей
Святых былин, тяжёлых снов,
Глубоко нравственных основ!

А. А. Навроцкий. «Москва»
 

На Мраморной лестнице Российской государственной библиотеки проходит выставка «Смутное время в русской культуре». Экспонаты из фондов РГБ показывают, как события XVIII века нашли отражение в литературных, художественных и музыкальных произведениях. Выставка приурочена к Дню народного единства.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Экспонаты выставки из основного фонда РГБ, подсобного гуманитарного фонда третьего читального зала, отдела картографии, нотных изданий и изобразительных материалов включают уникальные произведения XIX — начала XX веков по литературе, художественной и музыкальной культуре, картографии. Экспонируются прижизненные издания Гавриила Романовича Державина, Ивана Ивановича Дмитриева, Михаила Николаевича Загоскина, Александра Николаевича Островского, Алексея Константиновича Толстого, Алексея Степановича Хомякова, Алексея Сергеевича Суворина. Особое место на выставке отдано многочисленной популярной просветительской литературе, акцентирующей внимание на исторических, поэтических, музыкальных знаниях для народного образования.

Бурные события начала XVII столетия, названные их современниками и отечественными историографами «Смутным временем», нашли широкое отражение в литературе, изобразительном искусстве, музыке, став важнейшей частью русской культуры.

Одним из самых критических для Российского государства был период смены правящих династий, когда, с кончиной Фёдора Иоанновича (1598), Рюриковичи уступили престол династии Романовых, получившей трон после избрания на царство Михаила Фёдоровича в 1613 году.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Русская литература сохранила историю этого периода в сказаниях, былинах, исторических песнях, фольклорных и авторских произведениях.

Важными темами в русском искусстве конца XVIII — начала XIX века стали освобождение Москвы от польских войск ополчением Минина и Пожарского в 1612 году, подвиг Ивана Сусанина и избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство. Драма Михаила Хераскова «Освобождение Москвы», стихотворения Гавриила Державина, Ивана Дмитриева, Павла Львова, Константина Рылеева прославляли героев как освободителей Отечества. В 1818 году на Красной площади в Москве был открыт бронзовый монумент Минину и Пожарскому скульптора Ивана Мартоса, ставший зримым непреходящим напоминанием «благодарной России» своим героям.

В 1829 году Василий Жуковский приветствовал появление романа Михаила Загоскина «Юрий Милославский или русские в 1612 году» словами: «Поздравляю публику с одним из лучших романов нашей эпохи!». Роман превратился в одно из самых читаемых, переиздаваемых, иллюстрируемых и переделываемых для учебных и просветительских целей произведение XIX — начала XX веков.
 

 

 

Начиная с трагедии Александра Сумарокова «Дмитрий Самозванец», в 30-е годы XIX века появляется большое число произведений о Борисе Годунове и Лжедмитрии I.

Исторические персонажи традиционно представлялись на парсунах, в иконографическом портрете и царских титулярниках. В 1803 году Петербургская Академия Художеств в числе тем, достойных для исполнения учениками Академии, в рубрике «Героические подвиги и патриотические добродетели» первым называет подвиг «Кузьмы Минина и князя Пожарского».

В 1838 году выходит «Живописный Карамзин» с литографиями Бориса Чорикова, в котором сюжетные картины отечественной истории повествуют и о событиях Смутного времени.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Шумный успех имела исполненная в первый раз в 1811 году оратория «Минин и Пожарский или Освобождение Москвы» Степана Дегтярёва на слова Николая Горчакова. 27 ноября 1836 года состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» на сцене Петербургского Большого театра.

В 1861 — 1862 годах Россия отмечала 250-летие исторических событий, связанных с борьбой русского народа с польско-литовской интервенцией в начале XVII века. В эти годы многие деятели искусств создают произведения на национальные исторические темы. Появляются драмы Александра Островского «Козьма Захарьин Минин-Сухорук», позже — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».
 

 

 

Трагедия Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» по праву относится к числу самых значительных произведений русской классической драматургии. Приверженность писателя к прошлому страны воплотилась в единой по замыслу трилогии, состоящей из трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1864), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1876).

Работу над оперой «Борис Годунов» Модест Мусоргский начал в октябре 1869 года, используя для либретто текст Пушкина и материалы «Истории» Николая Карамзина. Премьера состоялась 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра в Петербурге.

В 1904 году Алексей Суворин написал, издал и поставил на сцене в Петербурге пьесу «Дмитрий Самозванец и Ксения».

Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века представлена картинами живописцев, изображавших события Смутного времени — Михаила Пескова, Павла Чистякова, Николая Неврева, Константина Маковского, Михаила Нестерова, Аполлинария Васнецова, Василия Верещагина и других.

 


Фото: Мария Говтвань, РГБ