Писатель-гражданин. Жизнь и творчество А. И. Солженицына

На площадке Мраморной лестницы открылась выставка «Писатель-гражданин. Жизнь и творчество А. И. Солженицына (1918—2008). Зарубежный период», приуроченная к 100-летию Александра Исаевича Солженицына. В экспозицию вошли материалы из фондов Российской государственной библиотеки.

 

 

В 2018 году отмечается 100-летний юбилей со дня рождения всемирно известного писателя Александра Исаевича Солженицына. Сейчас перипетии судьбы Александра Исаевича известны всем — благодаря изданиям его произведений. Выставка, открывшаяся в пространстве Мраморной лестницы, рассказывает о зарубежном периоде жизни писателя, который пришелся на 1974—1994 годы.

Уезжал Александр Исаевич Солженицын не по своей воле. К высылке привели многолетняя неприязнь властей к свободному выражению мнения писателя об окружающей действительности, его чувство собственного достоинства, его твёрдое убеждение, что «главные направления своей жизни всё-таки выбираем мы сами». После выхода «Архипелага ГУЛАГ» на заседании ЦК КПСС обсуждались два варианта — арест и ссылка или высылка из страны. Арест лауреата Нобелевской премии очень сильно ударил бы по имиджу СССР. Выслать опального писателя предложил Юрий Владимирович Андропов. 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован, обвинён в измене Родине и лишён советского гражданства. 13 февраля он был выслан из СССР.

Вот как Солженицын писал о первой встрече с зарубежными журналистами в книге автобиографических очерков «Бодался телёнок с дубом»: «Всю жизнь я мучился невозможностью громко говорить правду. Вся жизнь моя состояла в прорезании к этой открытой публичной правде. И вот, наконец, я стал свободен как никогда, без топора над головою, и десятки микрофонов крупнейших всемирных агентств были протянуты к моему рту — говори! и даже неестественно не говорить! сейчас можно сделать самые важные заявления — и их разнесут, разнесут, разнесут — ...А внутри меня что-то пресеклось. От быстроты пересадки, не успел даже в себе разобраться, не то что подготовиться говорить? И это. Но больше — вдруг показалось малодостойно: браниться из безопасности, там говорить, где и все говорят, где дозволено. И вышло из меня само: — Я — достаточно говорил, пока был в Советском Союзе. А теперь — помолчу».

Разумеется, это «помолчу» относилось только к общению с прессой. Журналисты получили сенсацию, но, не имея достаточной информации, щедро добавляли к фактам домыслы. Травля писателя разворачивалась не только в СССР, но и за рубежом. Александр Исаевич принял для себя решение, что вступать в полемику с каждым бесполезно. Нужно делать своё дело — заниматься литературной работой.

 
 

В годы эмиграции Александр Исаевич Солженицын много и продуктивно писал. Шла работа над эпопеей «Красное колесо», над мемуарами «Бодался телёнок с дубом», в которых Александр Исаевич старался максимально точно зафиксировать то, что с ним происходило. Важной частью деятельности стала работа над собранием сочинений писателя: книги, выходящие в самиздатовской редакции, переписанные от руки или перепечатанные на машинке, теряли какие-то фрагменты или приобретали новые — бывает трудно удержаться и не вставить в чужое произведение несколько собственных строк. Наталья Дмитриевна Солженицына работала над текстами собрания сочинений, выверяя их и возвращая к оригинальному виду, готовя к публикации в авторской редакции.

Благодаря Александру Солженицыну увидел свет мощный корпус изданий, связанных с публикацией русских архивов, — Всероссийская Мемуарная Библиотека. Основанная им книжная серия начала выходить в Париже, а с 1996 года стала издаваться в России.

Возвращению писателя в Россию предшествовали события, без которых сам он считал своё возвращение невозможным: издание «Архипелага ГУЛАГ» и написанного в изгнании «Красного колеса», прекращение возбуждённого в 1974 году против Солженицына дела об измене родине за отсутствием состава преступления. Ранее в книге «Бодался телёнок с дубом» Александр Исаевич написал: «Я верил, что лучшие времена будут и даже суждено мне до них дожить, что ещё наступит время полной публичности».

Выставка максимально полно показывает деятельность Александра Исаевича Солженицына в эмиграции. В неё вошли и собрание сочинений, и «Красное колесо», и книги Всероссийской Мемуарной Библиотеки. На витринах выставки — и интервью, которые давал Солженицын в этот период, и статьи, показывающие, как разворачивалась травля писателя, и конструктивная критика его произведений. В экспозицию вошёл большой спектр критико-биографических изданий о нём — книги из фондов РГБ, изданные в период жизни писателя за рубежом.