Взгляд коллекционера. В честь 10-летия Sotheby’s в России

Официальный пресс-релиз

По случаю десятилетия начала работы представительства Sotheby’s в Москве аукционный дом провел масштабную выставку, на которой было представлено около 70 произведений искусства. Выставка прошла в Ивановском зале Российской государственной библиотеки. В экспозиции можно было увидеть произведения, приобретённые отечественными коллекционерами на аукционах Sotheby’s прошлых лет, а также топ-лоты предстоящих торгов.

 

 

Среди топ-лотов предстоящих летних торгов русского искусства в Лондоне — полотна Ильи Репина, Константина Юона, Ивана Похитонова, изделия прославленной ювелирной фирмы Карла Фаберже. Также на выставке были представлены книги из собрания РГБ, посвящённые истории коллекционирования и меценатства в России. Учитывая широкий диапазон художественных вкусов современных российских коллекционеров, в экспозицию также был включён ряд произведений африканского искусства и искусства стран Океании из предстоящих парижских аукционов, а также живопись старых мастеров. Сегодня российские коллекционеры активно принимают участие в пятидесяти различных категориях торгов на международных площадках Sotheby’s.

История Sotheby’s в России началась в 1988 году с первых торгов произведений художников-авангардистов и советского современного искусства в Москве. Это был первый международный аукцион, прошедший в Советском Союзе. Два десятилетия спустя — в мае 2007 года — Sotheby’s стал первым международным аукционным домом, открывшим своё представительство в России. Отмечая десятую годовщину этого знаменательного события, аукционный дом представил около сорока произведений искусства, приобретённых российскими коллекционерами на торгах Sotheby’s, а также топ-лоты предстоящих аукционов. Выставка предоставила зрителям уникальную возможность познакомиться с частными собраниями искусства, формирующимися в настоящее время в России.

Предваряя выставку, Ирина Степанова, генеральный директор российского представительства Sotheby’s, отметила: «Впервые за десять лет мы показываем произведения искусства из частных коллекций вместе с топ-лотами предстоящих аукционов. Мы долго мечтали об этой выставке. И я очень благодарна российским коллекционерам, откликнувшимся на нашу просьбу и любезно предоставившим работы из своих собраний. Без их поддержки эта выставка не могла бы состояться. Благодаря предоставленным произведениям мы сможем показать глубокие знания и понимание предмета отечественными коллекционерами, а также широту их интересов к различным жанрам и направлениям».

 

 


Для справки: Sotheby’s — это старейшая компания на Нью-Йоркской фондовой бирже (BID), которая владеет международной сетью из 90 офисов в 40 странах мира. Sotheby’s предлагает коллекционерам художественные произведения с 1744 года. Sotheby’s стал первым аукционным домом международного масштаба, открыв отделение не только в Лондоне, но и в Нью-Йорке (1955), первым провёл торги в Гонконге (1973) и Франции (2001) и первым стал проводить аукционы изобразительного искусства в Китае (2012). Сегодня Sotheby’s проводит торги в десяти аукционных залах в таких городах, как Нью-Йорк, Лондон, Гонконг и Париж, а программа Sotheby’s BIDnow (онлайн-трансляции торгов в реальном времени) позволяет покупателям наблюдать за ходом торгов через интернет и участвовать в аукционе, находясь в любой точке мира. Коллекционеры могут воспользоваться финансовой службой Sotheby’s, единственной в мире предоставляющей полный спектр финансовых услуг в области искусства. Также коллекционерам предлагаются возможности частных продаж более чем в 70 категориях.
 


 

СМИ о выставке

 


ПОДРОБНЕЕ О НЕКОТОРЫХ ЭКСПОНАТАХ

 

Илья Репин. Портрет Юрия Репина на фоне Неаполитанского залива. 1894
Холст, масло. 178 х 92 см
Эстимейт £ 750 000—1 000 000

В декабре 1893 года Илья Репин приехал в Неаполь в качестве профессора Неапольской академии. В поездке его сопровождал шестнадцатилетний сын Юрий. Изначально не рассчитывая оставаться там дольше месяца, в итоге они пробыли в Неаполе до конца 1894 года. Балкон их квартиры на Санта-Лючии выходил на гору Везувий и полуостров Сорренто с левой стороны, а по центру открывался вид на средневековый замок Кастель-дель-Ово, который виден на заднем плане картины. Репин был пленён Неаполем.

Портрет Юрия Репина на фоне Неаполитанского залива был в числе четырёх работ, которые Репин представил на академической выставке 1894 года, всего через полгода после своего возвращения на родину. Судя по рецензиям, опубликованным в 1894 году, портрет не был принят с тем энтузиазмом, которого ожидал художник: консервативные критики обвинили работу Репина в незавершённости. Игорь Эммануилович Грабарь и Илья Самойлович Зильберштейн предполагали, что сдержанные отзывы заставили Репина основательно поработать над портретом, что в результате привело к необычному решению художника выставить его повторно в 1901 году на XXIX Передвижной выставке.

В 1907 году картина была приобретена Г. И. Зиминым на выставке портретов и этюдов Репина в художественном салоне Жана Батиста Аванцо (B. Avanzo) на Кузнецком Мосту в Москве. В советские годы картина была обнаружена в частной коллекции в Нью-Йорке. В 1848 году Грабарь и Зильберштейн смогли впервые её опубликовать в своей монографии. Чёрно-белая фотография была предоставлена Николаем Харитоновым, студентом Репина, который иммигрировал в Нью-Йорк в 1923 году.

 


 

Питер Брейгель Младший (1564—1636). Поклонение волхвов. Зимний пейзаж
Дерево, масло. 36 х 57 см

Эстимейт € 400 000—600 000

Живописец, как уже было сказано, в большей степени специализировался на создании многочисленных копий с наиболее известных работ своего отца. Сам же Питер Брейгель-младший писал пейзажи, картины на религиозные сюжеты и жанровые деревенские сцены. Его имя и работы были забыты в XVIII и XIX веках, пока он не был заново открыт в первой половине XX столетия. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/245461/breygel-piter-mladshiy-biografiya-i-kartinyi

Питер Брейгель Младший в основном известен по многочисленным копиям произведений своего отца, Питера Брейгеля Старшего. Большое количество копий готовилось для продажи на родине, но также копии расходились и за границей, что способствовало международному признанию картин его отца. Сам же Питер Брейгель Младший писал пейзажи, картины на религиозные сюжеты и жанровые деревенские сцены. Его имя и работы были забыты в XVIII и XIX веках, пока он не был заново открыт в первой половине XX столетия.

«Поклонение волхвов» — это копия картины Брейгеля Старшего, изображающей маленькую деревушку, в которой под сумрачным зимним небом люди заняты своей будничной жизнью. Но на площади появились мулы, покрытые разукрашенными попонами, и это заставляет народ обратить внимание на малозаметное здание, которое находится слева. На картине Брейгеля-сына Мария с младенцем почти незаметны. Волхвы одеты совершенно буднично. Главное — это повседневная жизнь, которая бурлит, суетится. Она полна необходимой деятельности и связывает в единое целое человека и мироздание.

 


 

 

Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927)

С июня по август 1919 года Кустодиев работал над эскизами декораций и костюмов для оперы Александра Николаевича Серова «Вражья сила» в пяти актах, созданной по мотивам пьесы Александра Николаевича Островского «Не так живи, как хочется» (1871). Постановкой 1920 года занимался Фёдор Иванович Шаляпин, который также исполнил партию кузнеца Ерёмки. Именно Шаляпин был владельцем представленных двух лотов.

Сюжет «Вражьей силы» разворачивается в Москве XVII—XVIII веков на фоне масляничных гуляний. На одном из эскизов изображена Даша, молодая жена московского купца Петра. Отвергнутая неверным супругом, даша хочет уйти от него и вернуться жить к своим родителям. 

 


 

Александр Алексанрович Дейнека (1899—1969). Окно в мастерской. 1947
Холст, масло. 65,5 х 90 см

Эстимейт £ 200 000—250  000  

В 1947 году Дейнека стал полноправным членом Академии художеств СССР, но послевоенный период был тяжёлым для художника, как и для всей страны. «Не надо думать, — писал он, — что дни мои идут гладко и усеяны розами, нет, ноя стараюсь в мастерской перед холстом забывать о том, что меня раздражало на улице или в разговоре с ненужным человеком. Я думаю — как в картине мы, компонуя, многое обтбрасываем, так и хочется поступать в жизни».

Год создания этой работы ознаменовался восстановлением соцреализма членом Политбюро Андреем Ждановым, последовавшим после относительной творческой свободы военного периода. Несмотря на страдания Дейнеки, его друг и наставник, бывший ректор ВХУТЕМАСа Владимир Фаворский был уволен из Московского художественного института искусств по обвинению в формализме. Дейнека отреагировал на это тем, что отстранился от полемических сюжетов, ища утешение как в изображении красот природы на даче под Ригой, куцда он брал своих студентов, так и в серии натюрмортов, которые он писал в своей маосковской студии.

 


 

Константин ЮОН. Ликующий день, Измайлово. 1952
Холст, масло. 65 х 100 см
Эстимейт £ 120 000—180 000

После революции Юон принял новые, официально утверждённые темы, создавая крупномасштбаные картины парадов на Красной площади, портреты Ленина и героические образы рабочих. Картина «Ликующий день. Измайлово», изображающая запряжённые лошадьми сани, едущие по заснеженному берёзовому лесу, отдаёт дань уважения художника старой дореволюционной России, нетронутой индустриализацией, которая последовала за событиями 1917 года. Эта ностальгическая работа отсылает к ранним снежным пейзажам Юона, таким как «Мартовское солнце» в Третьяковской галерее. В этом блеске торжества русской зимы можно встретить характерную сентиментальность и оптимизм, которые побудили Сергея Герасимова окрестить Юона певцом России, воспевшего в своих полотнах красоты русской природы.

Картина была подарена советским правительством видному деятелю британской консервативной партии Рэбу Батлеру, скорее всего, во время официального визита Никиты Хрущёва в Великобританию в апреле 1956 года. Это произошло всего через два месяца после «секретного доклада», осуждавшего сталинские репрессии и ознаменовавшего собой начало процесса десталинизации. Советская делигация прибыла в Великобританию на боевых кораблях и провела в стране восемь дней, три из которых заняли переговоры на Даунинг-стрит и посещение Чеккерс. Будучи лордом-хранителем печати и неофициальным заместителем премьер-министра Энтони Идена, Батлер сыграл ключевую роль в этом важном визите.

 


 

Константин Юон (1875—1958). Ночь в Кремле накануне коронования царя Михаила Фёдоровича. 1914.
Холст, масло. 81 х 116,5 см

Эстимейт £ 400 000—600 000 

«Ночь в Кремле накануне коронования царя Михаила Фёдоровича» сочетает в себе сразу несколько главных мотивов в творчестве Константина Юона — любовь к его родной Москве, интерес к исторической храмовой архитектуре и увлечённость сценой.

Картина была вдохновлена работой Юона над постановкой оперы «Борис Годунов» 1913 года и тесно связана с выполненными им декорациями для второй сцены пролога, в которой Борис Годунов коронуется на цартсво. Второй акт оперы — это коронация, но, конечно, Бориса Годунова в 1598 году, а не Михаила Фёдоровича Романова в 1613-м. Торжественность освещённой свечами сцены напоминает празднование православной Пасхи.

Выбору темы коронации первого царя династии Романовых, конечно, не могли не поспособствовать пышные празднования, прошедшие по всей стране годом ранее, в 1913 году, в честь 300-летия российской царствующей династии. Это масштабное пропагандистское мероприятие было призвано легитимировать самодержавный режим в России в тот период, когда будущее старого порядка в Европе выглядело далеко не безопасным. Центральной темой праздненств стал политический и социальный порядок Московии XVII века с упором не на государство, а на Богом данную власть царя.

 


 

 

Модель памятника императору Александру III, сделанная по эскизам князя Павла Трубецкого

Открытие памятника императору Александру III работы Трубецкого состоялось в 1909 году. Памятник настолько понравился вдовствующей императрице, что она решила заказать в мастерской Фаберже яйцо из горного хрусталя с сюрпризом в виде крошечной копии конного портрета царя. На следующий год она получила его в качестве подарка от своего сына.

Сразу после революции памятник было решено ликвидировать, и в 1937 году монумент был разобран и едва не подвергся переплавке. Сохранить его удалось благодаря усилиям сотрудников Русского музея. Сейчас он установлен перед входом в Мраморный дворец в Санкт-Петербурге.

 


 

Дубинка народа у-у. Маркизские острова. XIX век
Высота 138 см
Эстимейт € 50 000—70 000

Символ власти вождей племени и возмужания воинов, она отличается внушительным размером и замечательным качеством резьбы. В культовом предмете отразилась вся суть искусства Маркизских островов.

Владимир Григорьевич Вейсберг (1924—1985). Две вазы с персиками на тёмном столе. 1961
Холст, масло. 63 х 87 см
Эстимейт £ 60 000—80 000

Это полотно знаменует важный период в творчестве Вейсберга, когда в 1960-е годы его увлечение русским авангардом дополнилось интересом к современной западно-европейской живописи, что отразилось и в его работах. Картина была приобретена непосредственно у художника отцом её нынешнего владельца в 1961 году в Москве.

 


 

 

Пётр Петрович Кончаловский (1876—1956)

Кончаловский был пионером жанра натюрморта, одним из основателей группы «Бубновый валет» и признанным экспериментатором в области колорита и живописной техники. Его работы периода 1910-х годов считаются одними из лучших в творческой карьере художника. Этот минималистский натюрморт демонстрирует новаторский подход Кончаловского к этому традиционному жанру. Картина не выставлялась с 1925 года.