20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024 читальные залы Дома Пашкова закрыты. Читальные залы главного здания, Центра восточной литературы и Музей книги работают по обычному графику. Кафетерии в главном здании будут открыты дольше.


В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее


С апреля 2024 года прекращён доступ ко всем ресурсам компании EBSCO Publishing. Где искать издания с этой платформы?


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Выставка «История советского кино в киноплакате (1919—1991)»

Москва, Манежная площадь, 1, Центральный Манеж
с 13 мая по 13 июня 2016 года

В Центральном Ма­неже про­хо­дит вы­став­ка, по­свя­щен­ная Го­ду рос­сий­ско­го ки­но: «Ис­то­рия со­вет­ско­го ки­но в ки­но­пла­ка­те (1919—1991)». Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка предо­ста­ви­ла для этой вы­став­ки 91 ки­но­пла­кат.


Киноплакат к фильму «Чапаев» (реж. братья Васильевы, 1934). Художник Анатолий Бельский. 1934. ИЗО РГБ

Од­на из ос­нов­ных функ­ций биб­лио­те­ки — про­све­ти­тель­ская. И со­труд­ни­ки Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки в пол­ной ме­ре ста­ра­ют­ся сде­лать так, что­бы со­кро­ви­ща, хра­ня­щи­е­ся в ар­хи­вах РГБ, уви­де­ли ты­ся­чи лю­дей. Уви­де­ли — и по­лю­би­ли. По­это­му на мно­гих вы­став­ках, про­хо­дя­щих на са­мых ав­то­ри­тет­ных пло­щад­ках Моск­вы, мож­но встре­тить под экс­по­на­та­ми таб­лич­ку: «Предо­став­ле­но Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­кой».

Осо­бен­но мно­го по­доб­ных таб­ли­чек на вы­став­ке «Ис­то­рия со­вет­ско­го ки­но в ки­но­пла­ка­те (1919—1991)», ор­га­ни­зо­ван­ной Го­су­дар­ствен­ным му­зей­но-вы­ста­воч­ным цен­тром «РОСИЗО» и Мос­ков­ским му­зе­ем ди­зай­на при под­держ­ке Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Эта вы­став­ка про­хо­дит сей­час в Ма­не­же. До 13 июня вы мо­же­те по­се­тить ее, вспом­нить, что дав­но не смот­ре­ли лю­би­мые филь­мы, от­крыть для се­бя что-то но­вое и, ко­неч­но, на­сла­дить­ся ис­кус­ством ки­но­пла­ка­та. Со­труд­ни­ки от­де­ла изо­из­да­ний по­до­бра­ли для экс­по­зи­ции 91 пла­кат из кол­лек­ции Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки. Не­ко­то­рые из них — на­сто­я­щие ше­дев­ры.

Вот они — яр­кие, боль­шие, при­вле­ка­тель­ные, та­кие, что­бы про­хо­жий не­пре­мен­но «за­це­пил­ся гла­за­ми», оста­но­вил­ся и, за­быв про де­ла, по­бе­жал в кас­су по­ку­пать би­лет на бли­жай­ший се­анс.

Сей­час ме­сто пла­ка­тов за­ня­ли трей­ле­ры к филь­мам. Вот пред­ставь­те си­лы, ко­то­рые вкла­ды­ва­ют­ся в ше­сти­де­ся­ти­се­кунд­ный ро­лик, что­бы при­влечь зри­те­ля. И не мень­ше сил вкла­ды­ва­ли ху­дож­ни­ки-пла­ка­ти­сты в свою ра­бо­ту, ведь за­да­ча бы­ла у них та же — при­влечь зри­те­ля. Не­ред­ко слу­ча­лось так, что ки­но­пла­кат был яр­че, ин­те­рес­нее, при­вле­ка­тель­нее са­мо­го филь­ма.


Киноплакат к фильму «Аэлита» (реж. Яков Протазанов, 1924). Художник Израиль Боград. 1929. ИЗО РГБ

На­при­мер, пла­кат к филь­му «Аэли­та» ху­дож­ни­ка Из­ра­и­ля Да­ви­до­ви­ча Бо­гра­да (Крас­ный про­ле­та­рий, [1929]) и сей­час вы­зы­ва­ет удив­ле­ние и ин­те­рес: он аб­со­лют­но со­вре­мен­ный, но при этом аб­со­лют­но со­от­вет­ству­ет ду­ху то­го вре­ме­ни. На вы­став­ке в Ма­не­же он ма­ги­че­ским об­ра­зом кон­цен­три­ру­ет во­круг се­бя са­мое боль­шое ко­ли­че­ство зри­те­лей. И да­же по­се­тив­ший вы­став­ку в день от­кры­тия Вла­ди­мир Рос­тис­ла­во­вич Медин­ский, ми­нистр куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, за­хо­тел иметь фо­то­гра­фию это­го пла­ка­та в сво­ей лич­ной кол­лек­ции и снял его на мо­биль­ный те­ле­фон. А вот фильм «Аэли­та» в про­ка­те про­ва­лил­ся.

Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка предо­ста­ви­ла для этой вы­став­ки и дру­гие пла­ка­ты Из­ра­и­ля Бо­гра­да. Об­ра­ти­те на них вни­ма­ние — каж­дый ин­те­ре­сен по-сво­е­му: «По­то­мок Чин­гис­ха­на» (Меж­ра­б­пом-фильм, [1928]), «Па­пи­рос­ни­ца от „Мос­сель­про­ма“» (Ки­но-Москва, [1925]), «Окра­и­на» (Меж­ра­б­пом-фильм, [1933]). К со­жа­ле­нию, ра­бот Из­ра­и­ля Да­ви­до­ви­ча Бо­гра­да по­сле 1938 го­да мы не уви­дим: он был аре­сто­ван, об­ви­нен в шпи­о­на­же в поль­зу Япо­нии и рас­стре­лян.

Не мень­ше­го вни­ма­ния удо­ста­и­ва­ет­ся и пла­кат к филь­му «Де­вуш­ка с ко­роб­кой» (Межраб­пом-Русь, [1927]). Еще бы! Ав­то­ры его, бра­тья Вла­ди­мир Ав­гу­сто­вич и Ге­ор­гий Ав­гу­сто­вич Стен­бер­ги — ху­дож­ни­ки-гра­фи­ки, кон­струк­ти­ви­сты, ма­сте­ра ки­но­пла­ка­та. Мож­но ска­зать, что они бы­ли ли­де­ра­ми в со­зда­нии кинопла­ка­та, ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми рус­ско­го аван­гард­но­го ис­кус­ства в ки­но­пла­ка­те. И то­гда, и сей­час их ра­бо­ты вы­зы­ва­ют спо­ры сре­ди зна­то­ков и лю­би­те­лей — и не­из­мен­ный ин­те­рес и вос­хи­ще­ние. Да­же то­му, кто пер­вый раз уви­дит их ра­бо­ту на вы­став­ке в Ма­не­же и при­смот­рит­ся по­вни­ма­тель­нее, лег­ко бу­дет впо­след­ствии уга­дать ру­ку ма­сте­ров. Да­же не ви­дя под­пи­си «2-Стен­берг-2», как бы­ло при­ня­то не у ху­дож­ни­ков, а у ар­ти­стов цир­ка то­го вре­ме­ни. Яр­кие, при­вле­ка­ю­щие вни­ма­ние, с круп­ным асим­мет­рич­ным ли­цом на пе­ред­нем пла­не, с сот­ней мель­чай­ших де­та­лей, ко­то­рые хо­чет­ся рас­смот­реть, ведь каж­дая из них не слу­чай­на. Ки­но­пла­ка­ты бра­тьев Стен­бергов пе­ре­кли­ка­ют­ся с кар­ти­на­ми их со­вре­мен­ни­ков — Ка­зи­ми­ра Ма­ле­ви­ча и Ва­си­лия Кан­дин­ско­го.


Киноплакат к фильму «Девушка с коробкой» (реж. Борис Барнет, 1927). Художники Владимир и Георгий
Стенберги. 1927.
ИЗО РГБ

Двадцатые го­ды ХХ ве­ка — зо­ло­тое вре­мя со­вет­ско­го ки­но­пла­ка­та. Ве­ра в то, что свет­лое бу­ду­щее вот-вот на­сту­пит, мо­ло­дой эн­ту­зи­азм, твор­че­ство, не ско­ван­ное рам­ка­ми цен­зу­ры, ра­бо­та на «важ­ней­шее из всех ис­кусств» — вот не­пол­ный пе­ре­чень со­став­ля­ю­щих не­ве­ро­ят­но­го успе­ха ки­но­пла­ка­та.

Свет­ла­на Ни­ко­ла­ев­на Ар­та­мо­но­ва, главный библиотекарь, хранитель фонда плакатов РГБ, го­во­рит так: «Пла­ка­ты ни­кто не вос­при­ни­мал как ис­кус­ство. Это бы­ло что-то яр­кое, зре­лищ­ное — и сию­ми­нут­ное. Ни­кто и по­ду­мать не мог, что они бу­дут хра­нить­ся де­ся­ти­ле­ти­я­ми». В са­мом де­ле, хра­ним ли мы сей­час ре­клам­ные объ­яв­ле­ния или ли­стов­ки-при­гла­ше­ния? А пла­ка­ты вы­пол­ня­ли в свое вре­мя роль та­ких же ли­сто­вок и объ­яв­ле­ний, толь­ко при­гла­ша­ли не в бли­жай­ший са­лон или ма­га­зин, а в ки­но­те­атр. Но ес­ли взгля­нуть из дня се­го­дняш­не­го, ста­но­вит­ся по­нят­но, что ки­но­пла­кат — от­дель­ный вид ис­кус­ства, от­ра­жа­ю­щий ды­ха­ние вре­ме­ни, его осо­бен­но­сти, взгля­ды, на­деж­ды и вку­сы.

Сле­ду­ю­щий раз­дел вы­став­ки в Ма­не­же — пла­ка­ты вре­мен Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Од­на-две крас­ки, вме­сто же­ла­ния по­тря­сти зри­те­ля — же­ла­ние все­лить в не­го ве­ру в луч­шее, в по­бе­ду, в жизнь. На пла­ка­тах ни­ка­ких рек кро­ви: ужа­сов хва­та­ет в по­все­днев­но­сти. Толь­ко свет­лые, зна­чи­тель­ные ли­ца. Вот они — улы­ба­ют­ся с ки­но­плак­тов су­ро­вых го­дов: «Серд­ца че­ты­рех» (ху­дож. Иосиф Ге­ра­си­мо­вич, Госкиноиздат, 1941), «Па­рень из на­ше­го го­ро­да» (ху­дож. Николай Хо­мов, Госкиноиздат, 1942) «Не­бо Моск­вы» ( Госкиноиздат, 1944), «Жди ме­ня» (ху­дож. Н. Ка­ще­ев, Госкиноиздат, 1943), «В 6 ча­сов ве­че­ра по­сле вой­ны» (ху­дож­. Виктор Ива­нов, 1944)...


Киноплакат к фильму «В 6 часов вечера после войны» (реж. Иван Пырьев, 1944). Художник Виктор Иванов.
1944. ИЗО РГБ

Вто­рой рас­цвет ки­но­пла­ка­та — вре­мя от­те­пе­ли, ше­сти­де­ся­тые го­ды. Да­же ко­гда цен­зу­ра ста­ла жест­ко да­вить на лю­дей ис­кус­ства, пла­кат поз­во­лял ху­дож­ни­ку вы­ра­жать­ся сво­бод­нее, сме­лее. Имен­но то­гда при­хо­дит в глав­ное из­да­тель­ство ки­но­пла­ка­та «Ре­клам­фи­льм» Ва­си­лий Иго­ре­вич Ост­ров­ский (1936—2012). В ар­хи­вах РГБ хра­нят­ся мно­гие из его ра­бот, со­вер­шен­но не­обыч­ные, под­черк­ну­то гра­фич­ные, вы­ра­зи­тель­ные — к филь­мам «Брил­ли­ан­то­вая ру­ка» (1968), «9 дней од­но­го го­да» (1962), «Вол­шеб­ная лам­па Ала­дди­на» (1966) и мно­гие дру­гие. А к 75-ле­тию Ва­си­лия Иго­ре­ви­ча со­труд­ни­ки от­де­ла изо­из­да­ний РГБ устро­и­ли его персональную вы­став­ку — как пла­ка­ти­ста и ху­дож­ни­ка-гра­фи­ка. Про­шла она в Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке все­го за два ме­ся­ца до смер­ти ху­дож­ни­ка...

За­вер­ша­ет­ся экс­по­зи­ция пла­ка­та­ми вре­мен пе­ре­строй­ки — до се­ре­ди­ны 90-х го­дов ХХ ве­ка. Это пла­ка­ты к филь­мам «Иг­ла» (1988) Ви­ле­на Ка­ра­ка­ше­ва, «Чу­че­ло» (1984) Вла­ди­ми­ра Сач­ко­ва, «Уни­жен­ные и оскорб­лен­ные» (1991) Оле­га Ва­си­лье­ва и дру­гие.

Но не ду­май­те, что ис­кус­ство ки­но­пла­ка­та за­кон­чи­лось в де­вя­но­стых! Со­всем не­дав­но, в мар­те это­го го­да, в ро­зо­вом вы­ста­воч­ном за­ле Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки со­сто­я­лась вы­став­ка «Сви­стать всех в ки­но», при­уро­чен­ная к Го­ду ки­но. На вы­став­ке бы­ли пред­став­ле­ны пла­ка­ты с 1990 до 2005 го­да.

Ка­жет­ся, что вре­мя ки­но­пла­ка­та про­шло. Но, мо­жет, этот вид ис­кус­ства еще под­ни­мет­ся из не­бы­тия. И мы уви­дим ра­бо­ты но­вых Стен­бер­гов и Зе­лен­ско­го, Ост­ров­ско­го и Хо­мо­ва. А по­че­му бы и нет?


Киноплакат к фильму «9 дней одного года» (реж. Михаил Ромм, 1962). Художник Василий Островский. 1962.
ИЗО РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться