Выставка «Вы — свет мира»

В Румянцевском читальном зале отдела рукописей РГБ до 1 сентября проходит выставка, посвящённая юбилею прославления русских святых на Поместном соборе Русской православной церкви 1988 года.

 


Феофан Затворник, свт. Фотопортрет. Не позднее 1894

 

Дмитрий Александрович Чудинов, куратор выставки, говорит так: «Название выбрано не случайно. Произнося Нагорную проповедь, Господь обратился ко всем христианам со словами: „Вы — свет мира и соль земли...“, дошедшими до нас благодаря Евангелию от Матфея. Эти слова, отпечатавшиеся в душе каждого верующего человека, означают, что христианин должен быть солью, без которой немыслима трапеза, и светом во тьме для всего мира. Все это в полной мере относится к девяти подвижникам православия, памяти которых посвящается эта выставка».

30 лет назад, в 1988 году, Русская православная церковь торжественно отмечала важнейшую дату своей истории — 1000-летний юбилей Крещения Руси. Юбилейный год стал переломным в восприятии православной церкви советским государством и обществом. В это время становится доступной для всех желающих духовная литература, государственная пресса начинает освещать события церковной жизни, появляются телевизионные программы религиозной тематики.

 


Заведующий отделом рукописей РГБ Виктор Фёдорович Молчанов и куратор Дмитрий Александрович Чудинов на открытии выставки. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Важнейшей частью праздничных мероприятий юбилейного года стал проходивший с 6 по 9 июня в Троице-Сергиевой Лавре четвертый Поместный собор Русской православной церкви. В первый день работы Собора, 6 июня, митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», после чего — впервые за всю историю советского государства — для прославления в лике святых было предложено 9 человек, чьи жизни и труды стали неотъемлемой частью истории России. На открытии выставки «Вы — свет мира...» об этих людях с любовью и уважением рассказали собравшимся Виктор Фёдорович Молчанов, заведующий отделом рукописей РГБ, и куратор Дмитрий Александрович Чудинов.

Дмитрий I Иванович (1350—1389), прозванный Донским за победу 8 сентября 1380 года в Куликовской битве, состоявшейся между реками Непрядва и Дон. Князь Московский (с 1359), великий князь Владимирский (с 1363), борец с ордой, собиратель русских земель, строитель храмов. Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского» писал о Дмитрии Донском: «Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпаемых в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных, словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних? Но Димитрий, осыпаемый хвалами признательного народа, опускал глаза вниз и возносился сердцем единственно к Богу Всетворящему».
 

 

 

Иконописец Андрей Рублёв (1360 — 1-я половина XV века) — один из самых известных и почитаемых русских иконописцев, создатель прославленных ныне по всему миру икон. Мирское имя его неизвестно, монашеский постриг принял в Андрониковом монастыре с именем Андрей. Почитался местночтимым святым в Троице-Сергиевой Лавре. Его руке принадлежит часть миниатюр «Евангелия Хитрово», хранящегося в фондах отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

Преподобный Максим Грек (1470—1556), местночтимый Радонежский святой, монах-аскет, духовный учитель и чудотворец. Перевел на славянский язык несколько богослужебных книг толкования святителя Иоанна Златоуста Евангелия от Матфея и Иоанна, написал несколько собственных сочинений. Был подвергнут гонениям — формальным поводом послужили ошибки в толковании книг.

Митрополит Московский Макарий (1482—1563), хранитель чистоты веры и борец с ересями, прославлявший русских святых. 16 лет был архиепископом в Новгороде. Способствовал распространению христианства среди карело-финского населения северных окраин Руси и строительству там монастырей При Макарии реставрировались многие новгородские церкви, был отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора.

Схиархимандрит Паисий Величковский (1722—1794), местночтимый святой Румынской православной церкви, собиратель и переводчик святоотеческих творений, возродивший в России традицию старчества.
 

 

 

Блаженная Ксения Петербургская (1732 — начало XIX века), которую внезапная смерть мужа потрясла настолько, что она приняла на себя подвиг юродства. Молодая женщина надела на себя одежду супруга и говорила всем, что умер не Андрей Фёдорович, а умерла Ксения Григорьевна. Больше на имя «Ксения» она не откликалась, не принимала денежную милостыню, полученные мелкие деньги раздавала нищим и неустанно молилась.

Епископ Игнатий Брянчанинов (1807—1867) — ученый подвижник и богослов, учитель христианской жизни, автор многочисленных трудов, почитавшийся еще при жизни современниками. Святителю Игнатию Брянчанинову была посвящена выставка, проходившая в Румянцевском читальном зале в январе 2017 года.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812—1891) — представитель дивной плеяды Оптинских старцев XIX — начала XX веков, ставший наставником и пастырем на пути к спасению для каждого, кто приходил в его «хибарку». С его именем связано устройство в 1884 году Шамординской женской обители. Василий Васильевич Розанов так писал о старце Амвросии: «Благодеяние от него льётся духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело». Амвросий Оптинский — прообраз старца Зосимы в романе ФёдораМихайловича Достоевского «Братья Карамазовы».

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815—1894), добровольно заточивший себя в затворе по примеру древних старцев, богослов, духовный писатель и переводчик, учитель Русской православной церкви. Несмотря на затворническую жизнь, вёл обширную переписку, получал ежедневно множество писем и обязательно отвечал на каждое.

 


Куратор Дмитрий Александрович Чудинов проводит первую экскурсию по выставке. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Посетители выставки могут увидеть документы по подготовке и проведению канонизации новых святых на Поместном Соборе, хранящиеся в архиве сотрудника издательского отдела РПЦ архимандрита Иннокентия (Просвирнина), и уникальные рукописи, имеющие отношение к прославленным на Соборе святым: чудесные миниатюры «Повести о Мамаевом побоище», прижизненные труды митрополита Макария, автографы Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Амвросия Оптинского и других.

В день открытия выставки гости увидели уникальное «Евангелие Хитрово» конца XIV столетия, внесённое в реестр ЮНЕСКО «Память мира». Автор ряда миниатюр Евангелия — преподобный Андрей Рублёв.

Выставка будет интересна и специалистам, и всем, кто интересуется историей России.

 


Евангелие боярина Богдана Хитрово. Конец XIV в. Миниатюры рукописи выполнены Андреем Рублёвым и художниками его школы. Изображение ангела (символ евангелиста Матфея) приписывается самому Рублёву.