Выставка «Вы — свет мира»

В Румянцевском читальном зале отдела рукописей РГБ 19 июня открылась выставка, посвящённая юбилею прославления русских святых на Поместном соборе Русской православной церкви 1988 года.

 


Феофан Затворник, свт. Фотопортрет. Не позднее 1894

 

Дмитрий Александрович Чудинов, куратор выставки, говорит так: «Название выбрано не случайно. Произнося Нагорную проповедь, Господь обратился ко всем христианам со словами: „Вы — свет мира и соль земли...“, дошедшими до нас благодаря Евангелию от Матфея. Эти слова, отпечатавшиеся в душе каждого верующего человека, означают, что христианин должен быть солью, без которой немыслима трапеза, и светом во тьме для всего мира. Все это в полной мере относится к девяти подвижникам православия, памяти которых посвящается эта выставка».

30 лет назад, в 1988 году, Русская православная церковь торжественно отмечала важнейшую дату своей истории — 1000-летний юбилей Крещения Руси. Юбилейный год стал переломным в восприятии православной церкви советским государством и обществом. В это время становится доступной для всех желающих духовная литература, государственная пресса начинает освещать события церковной жизни, появляются телевизионные программы религиозной тематики.

 


Заведующий отделом рукописей РГБ Виктор Фёдорович Молчанов и куратор Дмитрий Александрович Чудинов на открытии выставки. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Важнейшей частью праздничных мероприятий юбилейного года стал проходивший с 6 по 9 июня в Троице-Сергиевой Лавре четвертый Поместный собор Русской православной церкви. В первый день работы Собора, 6 июня, митрополит Крутицкий Ювеналий огласил доклад «Канонизация святых в Русской Православной Церкви», после чего — впервые за всю историю советского государства — для прославления в лике святых было предложено 9 человек, чьи жизни и труды стали неотъемлемой частью истории России. На открытии выставки «Вы — свет мира...» об этих людях с любовью и уважением рассказали собравшимся Виктор Фёдорович Молчанов, заведующий отделом рукописей РГБ, и куратор Дмитрий Александрович Чудинов.

Дмитрий I Иванович (1350—1389), прозванный Донским за победу 8 сентября 1380 года в Куликовской битве, состоявшейся между реками Непрядва и Дон. Князь Московский (с 1359), великий князь Владимирский (с 1363), борец с ордой, собиратель русских земель, строитель храмов. Николай Михайлович Карамзин в «Истории государства Российского» писал о Дмитрии Донском: «Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпаемых в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных, словами и примером вливал мужество в сердца воинов... Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних? Но Димитрий, осыпаемый хвалами признательного народа, опускал глаза вниз и возносился сердцем единственно к Богу Всетворящему».
 

 

 

Иконописец Андрей Рублёв (1360 — 1-я половина XV века) — один из самых известных и почитаемых русских иконописцев, создатель прославленных ныне по всему миру икон. Мирское имя его неизвестно, монашеский постриг принял в Андрониковом монастыре с именем Андрей. Почитался местночтимым святым в Троице-Сергиевой Лавре. Его руке принадлежит часть миниатюр «Евангелия Хитрово», хранящегося в фондах отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

Преподобный Максим Грек (1470—1556), местночтимый Радонежский святой, монах-аскет, духовный учитель и чудотворец. Перевел на славянский язык несколько богослужебных книг толкования святителя Иоанна Златоуста Евангелия от Матфея и Иоанна, написал несколько собственных сочинений. Был подвергнут гонениям — формальным поводом послужили ошибки в толковании книг.

Митрополит Московский Макарий (1482—1563), хранитель чистоты веры и борец с ересями, прославлявший русских святых. 16 лет был архиепископом в Новгороде. Способствовал распространению христианства среди карело-финского населения северных окраин Руси и строительству там монастырей При Макарии реставрировались многие новгородские церкви, был отлит большой колокол для кафедрального Софийского собора.

Схиархимандрит Паисий Величковский (1722—1794), местночтимый святой Румынской православной церкви, собиратель и переводчик святоотеческих творений, возродивший в России традицию старчества.
 

 

 

Блаженная Ксения Петербургская (1732 — начало XIX века), которую внезапная смерть мужа потрясла настолько, что она приняла на себя подвиг юродства. Молодая женщина надела на себя одежду супруга и говорила всем, что умер не Андрей Фёдорович, а умерла Ксения Григорьевна. Больше на имя «Ксения» она не откликалась, не принимала денежную милостыню, полученные мелкие деньги раздавала нищим и неустанно молилась.

Епископ Игнатий Брянчанинов (1807—1867) — ученый подвижник и богослов, учитель христианской жизни, автор многочисленных трудов, почитавшийся еще при жизни современниками. Святителю Игнатию Брянчанинову была посвящена выставка, проходившая в Румянцевском читальном зале в январе 2017 года.

Преподобный Амвросий Оптинский (1812—1891) — представитель дивной плеяды Оптинских старцев XIX — начала XX веков, ставший наставником и пастырем на пути к спасению для каждого, кто приходил в его «хибарку». С его именем связано устройство в 1884 году Шамординской женской обители. Василий Васильевич Розанов так писал о старце Амвросии: «Благодеяние от него льётся духовное, да, наконец, и физическое. Все поднимаются духом, только взирая на него... Самые принципиальные люди посещали его, и никто не сказал ничего отрицательного. Золото прошло через огонь скептицизма и не потускнело». Амвросий Оптинский — прообраз старца Зосимы в романе ФёдораМихайловича Достоевского «Братья Карамазовы».

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815—1894), добровольно заточивший себя в затворе по примеру древних старцев, богослов, духовный писатель и переводчик, учитель Русской православной церкви. Несмотря на затворническую жизнь, вёл обширную переписку, получал ежедневно множество писем и обязательно отвечал на каждое.

 


Куратор Дмитрий Александрович Чудинов проводит первую экскурсию по выставке. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Посетители выставки могут увидеть документы по подготовке и проведению канонизации новых святых на Поместном Соборе, хранящиеся в архиве сотрудника издательского отдела РПЦ архимандрита Иннокентия (Просвирнина), и уникальные рукописи, имеющие отношение к прославленным на Соборе святым: чудесные миниатюры «Повести о Мамаевом побоище», прижизненные труды митрополита Макария, автографы Феофана Затворника, Игнатия (Брянчанинова), Амвросия Оптинского и других.

В день открытия выставки гости увидели уникальное «Евангелие Хитрово» конца XIV столетия, внесённое в реестр ЮНЕСКО «Память мира». Автор ряда миниатюр Евангелия — преподобный Андрей Рублёв.

Выставка будет интересна и специалистам, и всем, кто интересуется историей России.

 


Евангелие боярина Богдана Хитрово. Конец XIV в. Миниатюры рукописи выполнены Андреем Рублёвым и художниками его школы. Изображение ангела (символ евангелиста Матфея) приписывается самому Рублёву.