Традиционное китайское книжное искусство

3 апреля в Центре восточной литературы открылась выставка «Традиционное китайское книжное искусство». Разделы выставки показывают историю появления и трансформации китайской книги. Куратор выставки — главный библиотекарь ЦВЛ РГБ Ольга Ижбулатова.

 


熒陽鄭文公之碑。[山东省,清代?]Ин ян чжэн вэнь гун чжи бэй. [Провинция Шаньдун, эпоха Цин?]. Эстампажи стелы князя Вэнь-гуна, правителя княжества Чжэн (511 г.). Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

История китайской книги − это история изобретений и сохранения традиций. Истоки её теряются в глубине веков, а география её распространения выходит далеко за пределы Китая. В Китае были изобретены бумага и книгопечатание, в XI веке появился наборный шрифт. В Китае создавались книги на камне, бамбуке, дереве и шёлке. Выставка в Центре восточной литературы дает возможность проследить развитие китайской книги с древних времён до начала XX века.

Книги до изобретения бумаги

Экспозицию открывают исследования, посвящённые древнейшим книгам на деревянных дощечках.

Древнейшие китайские книги были написаны на бамбуковых планках и на деревянных дощечках. Когда появилась первая такая книга − неизвестно, но археологические находки свидетельствуют, что их история насчитывает более тысячелетия. Книги делали из древесины сосны, ивы, тополя и других деревьев. Дощечки соединяли шнурком или ремнём, сворачивали и хранили в свитках.

Книги на шёлке (они имели форму свитков) появились, по мнению исследователей, не позднее VII−VI веков до нашей эры.

 


大般若波罗蜜多经第三百六十三卷赟。哈尔滨,[2016?]。Да бань жо бо ло ми до цзин ди сань бай лю ши сань цзюань юнь. Харбин, [2016?]. Сутра запредельной мудрости. Т. 363. Факсимиле буддийской рукописи эпохи Тан (618-907). Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Изобретение бумаги

Слава изобретателя бумаги принадлежит чиновнику по имени Цай Лунь (ум. 121). Об этом событии упоминается в книге «История Поздней династии Хань» (первая половина V века): «С древних времен для письма использовались бамбуковые дощечки, а если материал для письма был из шёлка, то его называли бумагой. Шёлк дорогой, а дощечки тяжёлые и неудобные. Лунь придумал использовать для производства бумаги кору деревьев, лубяные культуры, старые тряпки и рыболовные сети... С тех пор нет никого, кто не использовал бы этот рецепт».

Книги на камне

Что может быть долговечнее и надежнее камня? Высеченный на камне текст не боится времени и не может быть изменён. Поэтому в тех случаях, когда нужно было изготовить книгу для всего народа и на все века, использовали камень.

В истории китайской книги есть несколько «каменных изданий». Их задачей было донести до народа истинные канонические тексты, не содержащие ошибок, следовательно, не допускающие неправильных толкований и ересей.

Впервые такое издание вышло в свет в 175−180 годах. В столице империи Хань − Лояне − были воздвигнуты стелы с исправленными текстами конфуцианских канонов. Из исторических источников известно, что это привело к «пробкам»: так много желающих снять копии съехалось в столицу.

Ученые подсчитали, что за всю историю Китая было осуществлено не менее семи «каменных» изданий конфуцианских канонов, последнее − в период с 1791 по 1794 г.

 


金剛般若波羅蜜經。臺北,2010。Цзинь ган баньжо боломи цзин. Тайбэй, 2010. Алмазная сутра. Факсимиле издания 1341 г. Самый ранний из сохранившихся образцов двухцветной ксилографии. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Изобретение ксилографии

Ксилография − техника печати с использованием деревянной доски, на поверхности которой вырезается текст или изображение в зеркальном отражении. Ксилография впервые появилась в Китае. Точное время изобретения её неизвестно. Древнейшие сохранившиеся образцы ксилографческих текстов датируются рубежом VII и VIII веков.

На выставке представлены факсимильные копии ксилографов разных эпох. Среди них издания произведений науки, искусства и художественной литературы.

Изобретение цветной ксилографии

Техника ксилографии постоянно совершенствовалась. В 1341 году была напечатана самая ранняя из сохранившихся до наших дней книг с двухцветным текстом − «Алмазная сутра» с комментариями. Текст сутры напечатан красным, а текст комментариев − чёрным цветом. В экспозиции представлена факсимильная копия этого издания.

Первые попытки передать цвет в печатных изданиях относятся к значительно более раннему периоду, чем середина XIV века. Самые ранние образцы представляют собой напечатанные чёрно-белые изображения, раскрашенные от руки. Более поздние − оттиски с одной доски, разные части которой одновременно покрывались красками разного цвета. И, наконец, в эпоху Мин (1368−1644) техника цветной ксилографии достигла своей вершины.

На выставке демонстрируется книга из многотомного учебного пособия «Слово о живописи из Сада с горчичное зерно», работа над которым велась с 1679 по 1701 годы.

Это учебное пособие по живописи содержит многочисленные иллюстрации в технике цветной ксилографии. Представленный в экспозиции том посвящён пейзажу.

 


芥子園畫傳. 中國,[1627和1850之間].Цзе цзы юань хуа чжуань. — [Китай, между 1679 и 1818]. Слово о живописи из Сада с горчичное зерно. Ч. 1, кн. 5: Пейзажи. Многоцветная ксилография. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Изобретение наборного (подвижнóго) шрифта

Наборный (иначе − подвижнóй) шрифт был изобретен в XI в. простолюдином по имени Би Шэн (ум. 1052), который работал гравёром в городах Нанкине и Ханчжоу. Литеры первого в мире наборного шрифта были из глины. К сожалению, ни книги, напечатанные Би Шэном, ни его литеры не сохранились.

В 1297 году в уезде Цзиндэ (провинция Аньхой) чиновник по имени Ван Чжэнь изготовил наборную кассу, состоявшую более чем из тридцати тысяч деревянных литер. Они были расположены в традиционном для китайской лексикографии порядке − по рифмам (каждому китайскому иероглифу соответствует слог).

В XIII веке был изобретён металлический (оловянный) шрифт.

В конце XV века началось распространение бронзового шрифта. Постепенно развиваясь, эта техника достигла своего расцвета в эпоху Цин. В 1726 году императорская печатня Уиндянь, расположенная в Запретном городе, издала 5020-томную энциклопедию «Полное собрание текстов древних и новых с иллюстрациями к ним». Для этого беспрецедентного по своим масштабам (и до сих пор не превзойденного) печатного издания были отлиты два бронзовых шрифта (крупный и мелкий), всего 250 тысяч литер. В Центре восточной литературы хранится часть этого издания; несколько томов представлены на выставке.

 


陶靖節先生詩註 / 宋湯漢註。北京,1988。Тао Цзинцзе сяньшэн шичжу. Пекин,1988. Сборник стихотворений Тао Юаньмина (365-427) с комментариями Тан Ханя (1198-1275). Факсимиле ксилографа XIII в. Фото: Мария Говтвань, РГБ

 

Рукописи

Высочайший уровень развития книгопечатания и многообразие технологий не привели к утрате рукописных традиций. Рукописи продолжали создаваться и в XIX веке.

Тысячелетие спустя после изобретения ксилографии, в XVIII веке, был осуществлён грандиозный проект. По повелению императора Цяньлуна (1711−1799) была собрана библиотека «Полное собрание книг по четырём разделам». В неё вошли 3462 произведения (всего более 36 тысяч томов). Более 3800 каллиграфов работали над переписыванием книг. Библиотеку скопировали в семи экземплярах. Четыре экземпляра были предназначены для императорских дворцов и три − для публичных библиотек. На выставке можно увидеть факсимильные копии рукописей из императорских библиотек.

Книжную экспозицию дополняют художественные работы Николая Коляды, члена «Творческого союза художников японской живописи», посвящённые традиционной китайской живописи, работам знаменитых художников, в частности пейзажу.

Картины выполнены с использованием традиционных китайских материалов: бумаги и шёлка.

10 и 11 апреля (15:30−17:30) в период работы научно-практического семинара «Реставрация документа: консерватизм и инновации — 2019»  в Центре восточной литературы состоялись практические занятия «Китайская бумага как материал для письма и книгопечатания (на примере изданий из фонда ЦВЛ РГБ)». Занятия были посвящены обзору сортов китайской бумаги, процессу её изготовления, методам реставрации и превентивной консервации, применяемым в Древнем Китае. Проводила занятия Ольга Ижбулатова, главный библиотекарь Центра восточной литературы РГБ и куратор выставки.

Более подробно о выставке и китайском книжном искусстве можно прочитать в Живом Журнале Ленинки.

 


明解增和千家詩註。北京,1998。Мин цзе цзэн хэ Цянь цзя ши чжу. Пекин, 1998. Сборник стихотворений эпохи Тан (618-907) и эпохи Сун (960-1279). Факсимиле рукописи, созданной между 1568 и 1576 гг., из императорской библиотеки. Фото: Мария Говтвань, РГБ