20 апреля в связи с проведением Библионочи-2024 читальные залы Дома Пашкова закрыты. Читальные залы главного здания, Центра восточной литературы и Музей книги работают по обычному графику. Кафетерии в главном здании будут открыты дольше.


В связи с ремонтными работами введены ограничения в читальном зале «Центр правовой информации». Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Спросите библиотекаря

Великий Сибирский путь

Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, корп. 1, Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка, Дом Паш­ко­ва, чи­таль­ный зал от­де­ла кар­то­гра­фи­че­ских из­да­ний
с 12 мая по 27 августа 2016 года

Отдел картографических изданий, отдел рукописей и отдел изоизданий Российской государственной библиотеки приглашают посетить выставку, посвященную 125-летию Транссиба «Великий Сибирский путь». Проходит она до 27 августа 2016 года в читальном зале отдела картографических изданий (Дом Пашкова).


Карта Российской империи и сопредельных с нею государств [Карты] / сост. к Десятилетию Комитета Сибирской железной дороги (1892—1902) генерал-лейтенант Э. А. Коверский. — Санкт-Петербург, 1903

31 мая 2016 года Россия отметила 125-летие начала строительства Сибирской железной дороги (так скромно сначала называлась Транссибирская магистраль). Транссибирская железнодорожная магистраль, или Великий Сибирский путь, — железная дорога через Европейскую и Азиатскую часть России, соединяющая Москву и Санкт-Петербург с крупнейшими промышленными городами Восточной Сибири и Дальнего Востока. Это самая длинная железная дорога в мире — около 10 000 км.

Официально строительство началось 19 (31 по новому стилю) мая 1891 года недалеко от Владивостока, в районе Куперовской пади. На церемонии закладки наследник престола Николай Александрович, будущий император Николай II, собственноручно высыпал первую тачку земли на полотно дороги. Но к этому моменту работы уже велись: прокладывались рельсы на участке Миасс — Челябинск.

В фондах Российской государственной библиотеки хранится множество рукописей, карт, картин и иллюстраций, посвященных Великому Сибирскому пути. Это не только клад для исследователя, но и очень любопытный материал для того, кто интересуется историей России. Процесс проектирования магистрали, исследования и картографирования прилегающих к железным дорогам территорий, нанесения на карты действующих железных дорог вы можете увидеть на выставке в отделе картографии. Отчеты и рекламные листовки, сборники карт из личной библиотеки Николая II и фотографии показывают, какой это был грандиозный проект — и как удивительно быстро он разворачивался и входил в жизнь России.

31 мая по новому стилю близ Владивостока, в Куперовской пади, прошла церемония, ознаменовавшая начало «святого, народного дела». Был оглашен рескрипт императора Александра III от 17 марта 1891 года на имя наследного цесаревича Николая Александровича о начале строительства Великого Сибирского пути: «Ваше Императорское Высочество, повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить таковую волю Мою, по вступлении вновь на Русскую землю, после обозрения иноземных стран востока. Вместе с этим возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешённого к сооружению, на счет казны и непосредственным распоряжением правительства, Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Знаменательное участие Ваше в начинании предлагаемого дела послужит полным свидетельством душевного Моего стремления облегчить отношения Сибири с другими частями Империи, и тем явить сему краю, близкому Моему сердцу, живейшее Мое попечение о мирном его преуспеянии…».

Обратите внимание на настенную карту Российской империи и сопредельных с нею государств , составленную к десятилетию комитета Сибирской железной дороги (1892—1902) генералом-лейтенантом Эдуардом Аврелиановичем Коверским, на которую подробно нанесены все железные дороги Российской империи. А один из самых интересных экспонатов — атлас 1901 года «Сплошной паровой путь через Азию к Великому океану: Великая Сибирская железная дорога. Амурское пароходство. Уссурийская железная дорога» — выставляется впервые.

Особый интерес вызывает 44-метровая акварель «Панорама левого берега реки Шилки», выполненная генерал-майором Семёном Тарасовичем Мирошниченко в ходе производства астрономических наблюдений во время проектирования Сибирской железной дороги. К сожалению, невозможно развернуть ее и посмотреть целиком, но даже по небольшому кусочку можно составить впечатление о том, какой это был кропотливый труд. Альбом был преподнесен Николаю II и хранился в его личной библиотеке, о чем свидетельствует эклибрис императора.

Интересны и проекты направлений Уссурийской и Сибирской железных дорог, нанесенные на картах вручную. А «График распределения работ по укладке рельсового пути на Сибирской железной дороге» отражает ход строительства магистрали за период с 1893 по 1904 год.


Панорама левого берега реки Шилки, выполненная генерал-майором Мирошниченко в ходе производства астрономических наблюдений во время проектирования Сибирской железной дороги

На стенах и витринах читального зала отдела картографических изданий — планы и виды станций Забайкальской железной дороги, виды мостов и тоннелей Транссиба.
Если вы собираетесь в путешествие на поезде от Москвы или Санкт-Петербурга до Владивостока, обязательно посетите нашу выставку: вы поедете по тому самому Транссибу, который был построен сто лет назад в рекордно короткие сроки и с использованием новейших на тот момент технологий.

Сейчас Транссиб проходит по территориям четырнадцати областей, трех краев, двух республик, одной автономной области и одного автономного округа Российской Федерации, на его пути — более 80 городов. Он пересекает шестнадцать крупных рек (Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури), проходит вдоль озера Байкал и по берегу Амурского залива Японского моря.

В Москве, на Ярославском вокзале, и во Владивостоке установлены специальные километровые столбы с указанием протяженности магистрали — «0 км» на одной грани и «9298 км» (в Москве), «9288 км» (во Владивостоке) на другой грани. А если вы сегодня купите билет и сядете в поезд, то на конечной станции будете через шесть дней.

Мост через реку Зею у города Алексеевска. Статическое испытание береговой балки // Альбом видов постройки средней части Амурской железной дороги. 1910—1914

Этапы строительства

  • 1892 — начало регулярного движения по железной дороге Миасс — Челябинск (протяженность 103 км).
  • 1894 — открыто постоянное движение по Южно-Уссурийской железной дороге от Владивостока до станции «Иман».
  • 1896 — сдана в эксплуатацию Западно-Сибирская железная дорога от Челябинска до Новониколаевска (ныне Новосибирска) протяженностью 1422 км, и ветка Уральской железной дороги Челябинск — Екатеринбург, соединившая ее с Транссибом.
  • 1897 — введена в строй Северо-Уссурийская железная дорога от станции «Иман» до Хабаровска. Таким образом, общая протяженность Уссурийской дороги составила 722 км.
  • 1899 — сооружена Среднесибирская железная дорога от реки Оби до Иркутска протяженностью 1839 км. Берега реки Оби соединил железнодорожный мост.
  • 1900 — начало регулярного сообщения по Забайкальской железной дороге от станции «Мысовая» до Сретенска. Протяженность дороги составила 1105 км. Через Байкал была открыта паромная переправа.
  • 1903 — введены в эксплуатацию: западный подход к Китайско-Восточной железной дороге от Читы (Китайский разъезд) — Маньчжурия; Китайско-Восточная железная дорога (Маньчжурия — Пограничная) и Южно-Маньчжурская железная дорога (Харбин — Порт-Артур). Общая протяженность — 2536 км.
  • 1905 — открыто регулярное сообщение по Кругобайкальской железной дороге (станция «Мысовая» — Байкал) протяженностью 260 км. Через реку Енисей был возведен железнодорожный мост.
  • 1913 — введена в строй Тюменско-Омская железная дорога.
  • 1915 — открыта Амурская железная дорога (станция «Куэнга» — река Амур) протяженностью 2236 км.
  • 1916 — ввод в эксплуатацию Амурского моста и начало регулярного сообщения от Санкт-Петербурга до Владивостока.

Мост через реку Зею у города Алексеевска. Группа членов приемочной комиссии на открытии движения> по мосту // Альбом видов постройки средней части Амурской железной дороги. 1910—1914

Если вас интересует история Великого Сибирского пути, в Российской государственной библиотеке вы можете найти материалы о Транссибе. Вот некоторые из них:

«Великий путь»: Виды Сибири и Великой Сиб. ж. д. Вып. 1. — Красноярск : М. Б. Аксельрод и К°, 1899. От реки Оби до реки Енисея и Томская ветвь : 124 вида наиболее важнейших ж.-д. сооружений, городов, селений, типов инородцев и живописных местностей, прилегающих к линии ж. д., с описанием их

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться