«В. Бессель и Ко». К 150-летию со дня открытия музыкального магазина и нотопечатни

1 октября в отделе нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки открылась выставка «В. Бессель и Ко», посвящённая 150-летию со дня открытия музыкального магазина и нотопечатни одного из самых известных издателей второй половины XIX — начала ХХ века Василия Бесселя (18431907).

 

 

История Нотоиздательского дома «В. Бессель и Ко» начинается с августа 1869 года, когда на Невском проспекте в центре Петербурга Василий Бессель и его брат Иван открыли музыкальный магазин, а в 1871 году — собственную нотопечатню. Целью братьев Бессель стало служение музыкальному искусству и содействие его развитию в России.

В электронном каталоге РГБ можно найти более трёх тысяч записей на нотные издания, вышедшие у В. Бесселя. Наиболее значительные и интересные экземпляры легли в основу экспозиции, выполняющей важную роль в популяризации фонда отдела нотных изданий и звукозаписей. Среди экспонатов имеются настоящие шедевры, отражающие эстетический и исторический опыт эпохи. Выставка отдаёт дань памяти замечательному Издательскому дому и воссоздаёт страницы русской музыкальной культуры XIX века.

На выставке можно увидеть такие знаковые издания В. Бесселя, как Симфоническая поэма Антона Григорьевича Рубинштейна «Иван Грозный» (1869) в переложении Петра Ильича Чайковского для фортепиано в 4 руки; Увертюра «Ромео и Джульетта» Чайковского (1872), клавиры и партитуры опер Модеста Петровича Мусоргского, Александра Порфирьевича Бородина, Цезаря Антоновича Кюи, Петра Ильича Чайковского, Николая Андреевича Римского-Корсакова, Павла Ивановича Бларамберга. В издательском репертуарном списке Бесселя значительное место занимает самый популярный жанр его времени — романс.

 

 

У Бесселя-издателя были «свои» композиторы. Он стал основным издателем произведений Модеста Петровича Мусоргского. Ещё при жизни композитора были изданы его романсы и песни, ставшие очень популярными — знаменитый «Раёк» (1871), вокальные циклы «Детская» (1872) и «Без солнца» (1874). Обложка «Детской» была оформлена художником Ильёй Ефимовичем Репиным, где каждая буква названия представляет какую-нибудь детскую игрушку. К сожалению, большинство сочинений Мусоргского увидело свет уже после его смерти.

Бессель издавал начинающих авторов, угадывая в них будущий талант. Так, в течение десятилетия все произведения Анатолия Константиновича Лядова, тогда ещё молодого, но уже выдающегося, по мнению издателя, композитора впервые вышли в свет именно в нотопечатне Бесселя.

У Бесселя издавались также сочинения Леокадии Кашперовой. Сегодня немногим известно это имя ученицы Антона Рубинштейна, выпускницы Петербургской консерватории, талантливой пианистки и замечательного педагога (у неё учились Игорь Стравинский и Николай Черепнин). До настоящего времени её сочинения остаются практически неизвестными. Выставка даёт возможность познакомиться с ними. Бессель печатал новинки современных ему зарубежных композиторов. В числе самых первых изданий была серия романсов польского композитора Станислава Монюшко. Василий Бессель был знаком с Ференцем Листом и имел честь издать в 1875 году его балладу «Слепой», написанную композитором на стихи Алексея Толстого.

 


 

 

Большое внимание издатель уделял педагогической литературе. На выставке представлено издание «Друг детей: собрание фортепьянных пьес в 2 и 4 руки», составленное преподавателем Санкт-Петербургской консерватории Карлом Лютшем, сборники двухголосных сольфеджио, сборники хоров, репертуар школьного хора, составленные преподавателем хорового пения Фридрихом Филипповичем Шпейером, и другие.

В 1888 году фирма «Бессель» открывает нотный магазин в Москве в связи с распространением и популяризацией творчества русских композиторов в центральной России. У фирмы был и свой специальный музыкальный журнал — сначала «Музыкальный листок», а потом «Музыкальное обозрение», где печатались критические статьи, творческие портреты, репертуарные планы. У журнала имелось нотное приложение, куда входили фортепианные пьесы, романсы. Многие сочинения русских композиторов впервые появились в этих приложениях.

Бессель всегда интересовался юридическими вопросами издательского дела, он углубился в изучение вопросов авторского права, написал много статей об издательской деятельности — «Материалы для истории нотно-издательского дела в России», «Нотное дело», «Нотопечатание» и другие.

 

 

Будучи человеком активным, Бессель принимал участие в общественной жизни — в создании проекта «Русского общества композиторов и музыкальных деятелей», в организации в 1897 году «Русского общества издателей музыкальных произведений и торговцев нотами и музыкальными инструментами», участвовал в российских и зарубежных выставках.

В 1894 году фирма праздновала свой юбилей — 25 лет. Итоги деятельности были масштабными: за четверть века выпущено около 4 тысяч произведений, а за последующие десять лет количество сочинений увеличилось до 6 тысяч, среди которых были 22 оперы русских композиторов.

Издания фирмы получали высшие награды на выставках в Москве, Вене, Милане и Чикаго. В 1881 году фирме было присвоено звание Поставщика Двора Его Императорского Величества и право иметь на вывесках государственный герб. Выставка «В. Бессель и Ко» приурочена к Третьей Всероссийской научно-практической конференции «Юргенсоновские чтения»  и будет работать до 20 декабря.

Куратор выставки — Людмила Александровна Лейченко, главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей.