Спросите библиотекаря

Выставка к 150-летию композитора, пианиста, педагога Александра Николаевича Скрябина

Репортаж об открытии выставки

14 марта в камерном зале Дома Пашкова открылась выставка, посвящённая 150-летию со дня рождения русского пианиста, композитора, педагога Александра Николаевича Скрябина (1872—1916).


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Выставочная экспозиция, подготовленная в Российской государственной библиотеке, раскрывает фонды, связанные с именем Скрябина: это прижизненные и более поздние издания, которые знакомят с его биографией, творчеством, внутренним миром,  а также документы, зафиксировавшие мнения и впечатления современников об исполнительско-концертной деятельности и педагогических принципах музыканта. Среди изданий — ноты, звукозаписи, монографии, диссертационные исследования, изоматериалы, газетные вырезки, программы концертов.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Творческое наследие Скрябина велико не только по значению, но и по объёму. Им создано 222 произведения: симфонические поэмы «Мечты», «Поэма экстаза», «Прометей» («Поэма огня»), три симфонии, концерт и камерные сочинения для фортепиано.

Фортепианные сочинения Александра Скрябина входят в репертуар пианистов всего мира и программы всех уровней музыкального образования. На витринах представлены практически все фортепианные опусы, демонстрирующие многожанровость камерного творчества композитора: прелюдии, мазурки, вальсы, поэмы, этюды.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Известно, что в 1894 году в Малом зале Санкт-Петербургской консерватории состоялся первый авторский концерт Скрябина. Были исполнены Первая соната, этюд, три мазурки, два ноктюрна, два экспромта в форме мазурки, поэма и пьеса «А 5 temps». Здесь музыкант познакомился с известным русским лесопромышленником Митрофаном Петровичем Беляевым, который стал первым издателем молодого композитора.

Уникальным документальным свидетельством является переписка Беляева со Скрябиным, где в дружеских письмах раскрываются нюансы и тонкости отношений издателя и композитора. В письмах отражена преданная любовь Беляева к творчеству Скрябина и одновременно требование выполнять обязательства по своевременной сдаче сочинений издателю.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Напомним, что Митрофан Беляев, искренне любивший русскую музыку, основал собственное музыкальное издательство для её популяризации. Кроме того, он создал концертные организации — «Русские симфонические концерты», «Русские квартетные вечера». Беляев также впервые в России учредил ежегодную премию имени Михаила Ивановича Глинки, которая присуждалась отечественным композиторам. Со временем Скрябин станет обладателем нескольких таких премий.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Обратим внимание на то, что произведения Скрябина печатал не только Беляев. В феврале 1893 года Скрябин оформил передачу своих произведений издательству Петра Ивановича Юргенсона. Среди сочинений, «уступленных без всякого гонорара» Скрябиным Юргенсону, были ранние пьесы для фортепиано.

Экспозиция включает первое Полное собрание сочинений для фортепиано, выпущенное Государственным издательством в 1946 году, и уже современное Полное собрание сочинений, которое начало выходить в 2018 году. Сочинения для оркестра также занимают большое место в творческом наследии Скрябина. Главное внимание привлекают три симфонии, представленные на выставке прижизненными изданиями и переизданиями ХХ века.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Отметим, что Первая симфония Скрябина (ми минор, соч. 26), законченная композитором в 1900 году, впервые была исполнена в «Русском симфоническом концерте» в Петербурге оркестром под управлением Анатолия Константиновича Лядова, близкого друга Скрябина. Правда, прозвучали только первые пять частей. От шестой, заключительной, пришлось отказаться из-за проблемы с приглашением хора. Но уже в 1901 году симфония прозвучала полностью в исполнении оркестра с участием хора и солистов-вокалистов под управлением Василия Ильича Сафонова, назвавшего партитуру симфонии «новой Библией».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В 1911 году Скрябин написал одно из самых знаменитых своих произведений — симфоническую поэму «Прометей». Композитор, обладавший цветным слухом, который даёт ощущение цвета во время исполнения музыки, решил воплотить в этой поэме своё визуальное восприятие. Он писал: «У меня в „Прометее“ будет свет. Вся зала будет в переменных светах».


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В партитуре «Прометея» была предусмотрена партия для световой клавиатуры — воображаемого инструмента, проецирующего разноцветные лучи. Интересно, что партитура «Прометея» была напечатана «Российским музыкальным издательством» в начале 1911 года, но первое издание оказалось с опечатками, поэтому Сергей Александрович Кусевицкий дал распоряжение выпустить новое, исправленное издание, экземпляры которого потом обменивались в магазинах издательства на экземпляры прежнего издания.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

5 ноября 1911 года Александр Ильич Зилоти дал в Петербурге концерт из произведений Скрябина, принявшего участие в нём в качестве исполнителя сольной партии в Фортепианном концерте и в «Прометее».

Той же осенью Скрябину была — в 13-й и последний раз — присуждена Глинкинская премия за «Прометея».

Обратим внимание на обложку «Прометея». В правом нижнем углу видна подпись Juan Delville. Это Жан Дельвиль (1867—1953), бельгийский художник, мэтр философского символизма, писатель, теософ, оккультист.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Под влиянием Скрябина, с которым художник не раз общался, Дельвиль становится убежденным теософом. Создаваемые Дельвилем фантастические художественные образы очень заинтересовали Скрябина, и он заказал художнику обложку для своей музыкальной поэмы «Прометей». Скрябин подчёркивал, что хотел бы, чтобы «обложка была не простая, а имела бы в себе известную мистическую символику», чтобы в ней было отражено значение Прометея как символа.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Большой интерес представляют хранящиеся в РГБ архивные звукозаписи 1910—1929 годов, демонстрирующие игру самого Скрябина, а также записи сочинений Скрябина в исполнении известных пианистов ХХ века: его произведения изумительно исполняли Самуил Евгеньевич Фейнберг, Владимир Владимирович Софроницкий, Сергей Сергеевич Прокофьев, Сергей  Васильевич Рахманинов. Здесь же представлены магнитофонные ленты, на которых запечатлено исполнительское искусство, например, Льва Николаевича Оборина.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Грамзаписи отражают эпоху Скрябина-пианиста и композитора, позволяют сегодня по-новому расставить акценты в постижении неповторимой индивидуальности его музыки.

Теоретические исследования творческого образа Скрябина стали появляться ещё при жизни композитора — это книги Евгения Оттовича Гунста «А. Н. Скрябин и его творчество» (Москва, 1915), Николая Николаевича Черкаса «Скрябин как пианист и фортепианный композитор» (Петроград, 1916), Дмитрия Сергеевича Шилкина «Искусство и мистика» (Петроград, 1916) и другие.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Скрябинская тема также весьма популярна среди авторов диссертационных исследований ХХ—XXI веков, где рассматриваются такие темы, как комплексное изучение музыкального мышления Скрябина в период с 1909 по 1915 годы, философское мировоззрение и символистское мышление композитора, проблемы влияния теософии на позднее творчество Скрябина и другие.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

На выставке впервые демонстрируются такие уникальные виды связанных с творчеством Скрябина документов, как концертные программы и газетные вырезки.

В справочном фонде отдела нотных изданий и звукозаписей хранится подборка программ концертов, на которых исполнялась музыка Александра Николаевича Скрябина. Хронологический охват этих документов — от 1910-х до 1970-х годов.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Среди прижизненных экземпляров выделяется программа одного из концертов, проходивших под эгидой общества «Симфонические концерты Сергея Кусевицкого». Речь идёт о программе от 9 марта 1911 года, полностью посвящённой сочинениям Скрябина. Особое внимание в ней привлекает поэма «Прометей», потому что это произведение именно здесь прозвучало впервые и партия фортепиано была исполнена самим композитором.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Произведения Скрябина также отражены в осенних программах 1926 года, относящихся к Персимфансу (Первому симфоническому ансамблю), известному московскому академическому коллективу, который был основан по инициативе крупнейшего скрипача Льва Моисеевича Цейтлина и просуществовал всего лишь десять лет — с 1922 по 1932 годы.

Примечательна также программа военного времени от 22 февраля 1942 года. Она знакомит с концертом, данным в честь 24-й годовщины Красной армии и Военно-морского флота. В сведениях о первом отделении концерта можно увидеть скрябинский Этюд № 12, в качестве исполнителя указан выдающийся пианист Яков Владимирович Флиэр.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Программы 1950—1970-х годов также включают имена блестящих музыкантов, исполнявших произведения Скрябина. Это Евгений Александрович Мравинский, Татьяна Петровна Николаева, Святослав Теофилович Рихтер, Владимир Всеволодович Крайнев, Станислав Генрихович Нейгауз и другие.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Отдельно отметим программу концерта, состоявшегося 16 марта 1973 года. Она имеет особое значение, так как содержит информацию о премьере не законченного Скрябиным «Предварительного действа». Известно, что после смерти композитора остались музыкальные наброски и вчерне подготовленный текст этого произведения. Тем не менее премьера состоялась, и это произошло благодаря композитору Александру Павловичу Немтину. Изучив скрябинские рукописи, он смог воссоздать полномасштабное полотно этого крупного музыкального сочинения.

На выставке представлены газетные вырезки статей, посвящённых 100-летию со дня рождения Скрябина.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Изучение газетных вырезок при подготовке выставки выявило огромный список центральных и региональных газет, публиковавших заметки, очерки, развёрнутые статьи, отражавшие жизнь и творчество русского композитора. Среди газет — «Амурская правда» (Благовещенск), «Вечерняя Пермь», «Известия» (Москва), «Иртыш» (Семипалатинск), «Кабардино-Балкарская правда» (Нальчик), «Кавказская здравница» (Пятигорск), «Калининградская правда», «Красный Север» (Вологда), «Молодёжь Алтая» (Барнаул), «Рабочий путь» (Смоленск), «Коммунист» (Саратов), «Красный Север» (Вологда), «Крымская правда» (Симферополь), «Ленинградская правда», «Рудный Алтай» (Усть-Каменогорск), «Северная правда» (Кострома), «Ставропольская правда», «Уральский рабочий» (Свердловск) и многие другие.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В заключение отметим богатое оформление демонстрируемых изданий портретами Скрябина. Жизнь Александра Николаевича пришлась на конец XIX — начало XX века, когда получила развитие фотография. Благодаря чуду фотографии жизнь Скрябина оказалась зафиксированной достаточно подробно. Сохранилось множество его фотопортретов — от детских снимков до фотокарточек молодого щёголя с пышной шевелюрой и бородкой-эспаньолкой. Часть фотопортретов поступила в РГБ от коллекционера Виктора Николаевича Корнюшина.

На нотных обложках и конвертах грампластинок часто встречаются портреты или фрагменты портретов, выполненных художниками Александром Николаевичем Бенуа, Василием Васильевичем Кандинским, Робертом Штерлем.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Музыкальное дарование Скрябина постоянно привлекало внимание окружающих. Воспоминания о нём, порой противоречивые и короткие, сходятся в одном — гений его развивался стремительно.

Отдел нотных изданий и звукозаписей благодарит отдел хранения основных фондов и отделы диссертаций и изоизданий за помощь в подготовке выставки.

Куратор — заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей Алла Алексеевна Семенюк.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие