Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее


Также временно не работает кофейня в третьем подъезде.

Спросите библиотекаря

Выставка «„Я памятник воздвиг...“. К 185-летию со дня рождения А. М. Опекушина»

В Румянцевском зале отдела рукописей открылась выставка к юбилею известного русского скульптора, действительного члена Императорской академии художеств, автора памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Москве — Александра Михайловича Опекушина.


Александр Михайлович Опекушин
Фото Мария Говтвань, РГБ

Александра Михайловича Опекушина (1838—1923) недаром называли «академиком из крепостных». Он родился в семье крепостного крестьянина в Ярославской губернии. Одарённый юноша учился в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художников, затем, получив вольную, продолжил обучение в Императорской академии художеств.

Его долго воспринимали как «автора одного шедевра» — первого в России памятника Пушкину. Однако талант гениального ваятеля был более глубоким. Он участвовал в создании знаменитого монумента «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, стал соавтором памятника Екатерине II перед Александринским театром в Санкт-Петербурге, автором памятников русскому флотоводцу адмиралу Алексею Самуиловичу Грейгу в Николаеве, поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову в Пятигорске, естествоиспытателю Карлу Бэру в Дерпте, самого крупного монумента дореволюционной России — памятника Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому в Хабаровске — и многих других.

  • Открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину 6 июня. После снятия покрова. Литография с фотографии Пастюкова. Художник — Константин Тихомиров. Москва, 1880
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Третий конкурс проектов памятника Пушкину. Проекты Шредера, Забелло и Опекушина. 1870-е. Литография
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Проекты памятника Александру Сергеевичу Пушкину, выставленные на конкурс в Академии наук. 1875. Литография
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Александр Михайлович Опекушин. Альбом подлинных зарисовок. Эскизные наброски карандашом и тушью
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Александр Михайлович Опекушин. Альбом подлинных зарисовок. Эскизные наброски карандашом и тушью
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Александр Михайлович Опекушин. Альбом подлинных зарисовок. Эскизные наброски карандашом и тушью
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Александр Михайлович Опекушин. Альбом подлинных зарисовок. Эскизные наброски карандашом и тушью
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Грамота Александру Опекушину от Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете о присуждении большой золотой медали за бюст Петра Первого и скульптурную группу русских моряков. 1872
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Сверху слева: академик Александр Опекушин
    Сверху справа и две внизу: три стадии отливки из бронзы памятника Александру III на заводе Морана в Санкт-Петербурге
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Набросок портрета академика Эрнста Карловича Липгардта. Художник — Александр Опекушин
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Свидетельство о рождении Александра Михайловича Опекушина. 1838
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Стихотворение-автограф Александра Опекушина «Я утром ехал в храм искусства…»
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Вырезки из газет и журналов со статьями об Александре Опекушине
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

Особой темой для Опекушина стало возведение памятников русским императорам. Александру II, которого Опекушин часто видел при жизни, он воздвиг монументы в Москве, Пскове, Кишинёве, Астрахани, Ченстохове, Владимире, Бутурлиновке, Рыбинске и других городах России. А 30 мая 1912 года в обстановке общенародного торжества в Москве у Храма Христа Спасителя был открыт и освящён памятник Александру III, деньги на который собирала вся страна.

Кроме монументальной скульптуры Опекушин выполнил большое количество бюстов из мрамора и бронзы, занимался скульптурной отделкой московских особняков, государственных учреждений и магазинов, изготавливал ювелирные изделия — украшения, скульптурные композиции и посуду. Монастыри и храмы заказывали ему скульптурные распятия и киоты. Газеты называли Опекушина «лучшим русским скульптором», ему покровительствовали Александр III и великий князь Сергей Александрович. За свои немалые заслуги Опекушин был удостоен различных наград и дипломов, получал пожизненную пенсию, при этом оставаясь скромным и набожным человеком.

  • Заведующая отделом рукописей РГБ Евгения Вишневская
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Куратор выставки, главный хранитель отдела рукописей РГБ Дмитрий Чудинов
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Почётный гость выставки, исследователь жизни и творчества Александра Опекушина, член Союза писателей России Ольга Давыдова
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Начальник Управления специализированных отделов РГБ Мария Ермакова
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Витрина с зарисовками и эскизами из творческого альбома Александра Опекушина
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гости выставки во время кураторской экскурсии
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гости выставки во время кураторской экскурсии
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гости выставки во время кураторской экскурсии
    Фото: Мария Говтвань, РГБ

На выставке «Я памятник воздвиг…» представлены уникальные рукописные материалы из архивных фондов и собраний отдела рукописей, посвящённые жизни и творчеству замечательного русского скульптора: биографические материалы, грамоты и дипломы, письма, автограф стихотворения Опекушина «Я утром ехал в храм искусства…», эскизы, фотографии и зарисовки, материалы о работе над памятником Пушкину в Москве и другие документы.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться