В связи с ремонтными работами читальный зал научно-исследовательского отдела редких книг (Музей книги) 7 мая не работает.


Библиотека будет закрыта 9 и 12 мая.
8 мая — короткий день.
Подробнее


Читальные залы отдела изоизданий и Центрального основного фонда временно закрыты. Подробнее

Библиотека будет закрыта 9 и 12 мая. Подробнее
Спросите библиотекаря

Как тюбетейка стала символом Центральной Азии?

На сайте РГБ продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают» . На выставке «Страны СНГ: культурное наследие» посетители смогли познакомиться не только с книгами, но и с головными уборами из разных уголков Центральной Азии и Кавказа. О некоторых экспонатах рассказывает главный библиотекарь сектора комплектования, обработки и научного изучения фондов Даниил Огнев.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

Тюбетейка по праву считается узнаваемым символом восточных республик СНГ. Откуда она появилась? Кто их носил раньше и носит ли кто-нибудь её сейчас?

Дуппи, колпак, арахчын...

Мы привыкли называть все головные уборы из республик бывшего СССР тюбетейками. Но у каждого убора есть собственное название.

Например, привычные таджикские и узбекские тюбетейки называются «дуппи» (или «туппи»). Эти слова однокоренные со словом «тюбетейка» и происходят от тюркского слова «тюбе» — «вершина».

Кроме Узбекистана и Таджикистана национальные головные уборы носят и в других республиках СНГ. Кыргызская высокая шапка называется «калпак» («колпак»), а казахская круглая — «такыя». Похожее название и у туркменских маленьких мягких шапочек — «тахья».


Арахчын — азербайджанская женская тюбетейка. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Подобие тюбетеек носили и на Кавказе. Азербайджанские головные уборы назывались «арахчын», а армянские — «арахчи».

Откуда появились тюбетейки?

История этого головного убора полна тайн, теорий и загадок. До сих пор среди учёных нет единства по поводу того, когда, где, кто именно впервые надел тюбетейку.

Наиболее интересной теорией происхождения этих головных уборов поделился Владислав Евневич — коллекционер, в чьём собрании более тысячи тюбетеек со всех уголков Центральной Азии.

По его мнению, ещё в древности людей привлекали птицы — живые существа, способные летать и преодолевать гравитацию, тем самым связывая небо и землю. Кроме того, птицы могут объять новую жизнь в идеальную материальную форму — яйцо. Согласно этой теории, во время ритуалов люди надевали на голову птичьи гнезда. Затем головные уборы стали делать из других материалов, например, картона и ткани, но первичная форма гнезда сохранилась. Так родилась тюбетейка.

  • Чустская тюбетейка. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Чустская тюбетейка, узор «бодом» («миндаль»), известный ещё как «перчик». Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Саукеле — женский головной убор. Казахстан. Пушистый пучок перьев называется «укы». Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Гилам дуппи (Шахрисабз) техника «ироки». Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Туркменская тюбетейка «комсомол дуппи». Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Ташкенская женская тюбетейка. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Уйгурская мужская тюбетейка. Фото: Мария Говтвань, РГБ

На самом деле, косвенные доказательства этой теории можно встретить и на современных тюбетейках: в узорах и орнаментах тюбетеек есть элементы, напоминающие птичьи крылья или перья.

Другие головные уборы, особенно казахские и киргизские, — явное напоминание о многовековой кочевой жизни этих народов, полной тяжёлых погодных условий и постоянной жизни в движении. Лишь взглянув краем глаза на тюбетейку, знающий человек мог определить, из какого она региона.

Форм и узоров тюбетеек превеликое множество. Цветовых решений — ещё больше. Тюбетейка, словно холст для художника, давала вышивальщицам простор для фантазии.

Советское наследие


Космонавт Юрий Гагарин в Ташкенте
© Из архива Георгия Димова. Источник фото

Важно отметить, что до XX века тюбетейку никогда не носили просто так, как отдельный головной убор. Мужчины раньше повязывали на ней чалму, а женщины надевали на неё паранджу, платок или накидку. Никто не выходил в свет в одной лишь тюбетейке.

Всё изменилось с приходом советской власти. Тюбетейка превратилась не только в самостоятельный головной убор, который носили и женщины, и мужчины, но и стала восприниматься как символ многообразия и дружбы народов СССР. Всё разнообразие цветов и узоров тоже появилось уже в советский период.

Тюбетейка стала частью моды в восточных республиках СССР, а приезжавшие издалека туристы или знаменитости примеряли тюбетейки и увозили их в качестве сувенира.

Тюбетейки сегодня

  • Женская тюбетейка. Узбекистан, Ташкент. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Что же произошло с тюбетейками после распада СССР?

Для туристов тюбетейки так и остались любимым сувениром. Действительно, для стран Центральной Азии головной убор стал частью узнаваемого индивидуального бренда. Для производства шапочек налажено машинное производство, тюбетейки стали ещё дешевле и доступнее. С другой стороны, ручное производство тюбетеек также сохранилось.

А вот среди местных жителей тюбетейки неумолимо теряют популярность. Сегодня на улицах среднеазиатских городов можно увидеть разве что пожилых мужчин в чёрно-белой чустской тюбетейке. Женщины могут надеть традиционный головной убор на свадьбу или на национальный праздник. Гораздо популярнее среди дам Центральной Азии стали платки. Вернее, хиджаб (исламский женский дресс-код).

  • Мужская тюбетейка. Таджикистан, Горно-Бадахшанская автономная область. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Слева: женская тюбетейка, Узбекистан, Коканд.
    Справа: мужская тюбетейка, Узбекистан, Байсун (Сурхандарьинская область), техника «пилта дузи».
    Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Чустская тюбетейка. Узбекистан, Чуст/Наманган. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Таджикская тюбетейка «гольчи». Узбекистан, Самаркандская область. Фото: Мария Говтвань, РГБ
  • Узбекская женская тюбетейка. Узбекистан, Бухара. Выполнена в технике «зардузи». Фото: Мария Говтвань, РГБ

И всё же было бы несправедливо утверждать, что тюбетейки сегодня носят только вдохновленные восточной культурой иностранцы и люди старшего поколения.

Некоторые головные уборы популярны до сих пор и среди молодёжи. Например, в Горном Бадахшане (Таджикистан) молодые люди с удовольствием носят традиционные памирские тюбетейки.

Но безусловные лидеры среди любителей традиционных головных уборов — это киргизы. Молодёжь в Кыргызстане и за его пределами с огромным удовольствием носит традиционный головной убор — калпак. В 2011 году в стране даже был учреждён национальный праздник — День калпака. Он отмечается 5 марта.


Мужской калпак (Кыргызстан). Фото: Мария Говтвань, РГБ

Тюбетейки проделали огромный и сложный исторический путь. Став неофициальным символом Центральной Азии ещё в советские годы, тюбетейки любимы многими и сегодня.

Важная черта тюбетеек заключается ещё и в том, что их сочные и яркие узоры дают людям положительные эмоции, поэтому они идут практически каждому их примерившему.

Центр восточной литературы выражает благодарность коллекционеру Владиславу Евневичу за предоставленные для выставки экспонаты.

Редакция сайтов РГБ благодарит сотрудников ЦВЛ за участие в фотосъёмке для этого материала.


Сотрудники Центра восточной литературы в тюбетейках из коллекции Владислава Евневича
Фото: Мария Говтвань, РГБ

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие
Пройдите регистрацию, чтобы заказывать книги РГБ из дома и сократить ожидание!
Зарегистрироваться