27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.

27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.
Спросите библиотекаря

Чайка

Первая публикация — журнал «Русская мысль». 1896. № 12; первая постановка — Александринский театр (СПб.). 1896. 17 октября; премьера в Московском Художественном театре — 1898. 17 декабря
 

1. Кугель А. Р. Александринский театр. Бенефис г-жи Левкеевой «Чайка», ком. в 4 д. Ант. Чехова / Homo Novus // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. С. 294—295. 1-я публ.: Петербургская газета. 1896. 18, 19 окт.

«Пьеса г. Чехова мертва, как пустыня, и в ней бесследно пропало многое продуманное, многое нарядное и расцвеченное, так как не было главного — прочувствованного. ... Вся беда в том, что г. Чехов едва ли знает, к чему он всё рассказывает».

2. Василевский И. Ф. Петербургские наброски / Буква // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. С. 109—110. 1-я публ.: Русские ведомости. 1896. 27 окт.

«Между партером и сценою точно стояла какая-то серая пелена, ... в которой ощупью бродили необыкновенные, искусственные и притом неинтересные, потому что неправдоподобные персонажи. ... В пьесе есть острая субъективная ипохондрия, сплошная окраска всего материала желчью, но не сатира. ... Действующие лица чрезвычайно шаблонны, очень бедны психологическим и бытовым содержанием». Тригорин — «пошляк и сластолюбец», Медведенко «вопиюще ограничен и невежествен»... В Нине «слишком много деланной концепции»...

3. Потапенко И. Н. Званые и избранные / Фингал // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. С. 454—457. 1-я публ.: Новое время. 1896. 27 окт.

Чехов сделал ошибку, выставив в пьесе писателей. Страдания писателей никому не интересны. Ещё большую ошибку сделал Чехов, «наполнив комедию удивительно живыми, правдивыми, художественными типами. Он не захотел принять в расчёт условностей сцены». Ироничная статья по отношению к «званой публике», которая живёт и мыслит шаблонно, и к рецензентам, которые «должны быть непременно ругателями», поскольку ругать легко, а «знания и талант», необходимые для добросовестного разбора произведения, есть далеко не у каждого. Одним из первых обратил внимание на то, что провалом закончился только первый, бенефисный спектакль, а два следующих представления были восприняты намного лучше.

4. Петерсен В. К. Пьесы Ан. Чехова / Н. Ладожский // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. С. 447—448. 1-я публ.: Санкт-Петербургские ведомости. 1897. 6 мая.

Это пьеса, странная на сцене и чарующая при чтении. Все персонажи страдают глубоким неудовлетворением чувств и желаний, стараются найти средства, утишающие сердечную боль, но лишь продолжают обесценивать свою жизнь. «Попробуйте-ка этот жизненный неинтерес вынести на себе от колыбели и до могилы». Отмечает особую оригинальность последнего действия. Но пьесе долго не видать сценического успеха.

5. Эфрос Н. Е. «Чайка» / -ф- // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. С. 602—603. 1-я публ.: Новости дня. 1898. 23 дек.

Настаивает на реализме и понятности пьесы, «альфа и омега которой — правда». Много несуразного в ней лишь потому, что «больно уж много несуразного в жизни», и если пьесу «тяжело смотреть, то только потому, что тяжело жить». «„Чайку“ написал верный и высокоталантливый ученик Тургенева и Достоевского, великих реалистов романа, — и со струн ученика не сорвалось ни единого звука, который оскорбил бы слух его учителей».

6. Соловьев Е. А. Антон Павлович Чехов // Книга о Максиме Горьком и А. П. Чехове / Андреевич. СПб., 1900. С. 244—252.

Акцентирует внимание на двух персонажах пьесы — Нине и Треплёве. Треплёв очень самолюбив и чрезвычайно обижен на мать, которая холодна к нему, он стремится к славе, но слава отворачивается от него. Нина — наивная, экзальтированная девушка с судьбой третьеразрядной актрисы. Судьба Треплёва — это «страдания униженного интроверта», и когда Нина второй раз отказывается от него, он понимает, что всё кончено, «так как всю свою жизнь, по примеру дяди Вани, был рабом „никого“ и ничего».

7. Балухатый С. Д. «Чайка» (1896 г.) // Чехов драматург / С. Балухатый. Л., 1936. С. 138—140.

После неудачи с пьесой «Леший» Чехову нужно было сформулировать эстетические принципы и подкрепить их опытом новой драмы. Поэтому не случайны декларативные высказывания Тригорина и Треплёва по вопросам театра. В пьесе есть автобиографические черты. Это драматически стилизованная исповедь автора. В целом же пьеса — «демонстрация принципов новой драматургии».

8. Роскин А. И. История одного провала и одного триумфа // А. П. Чехов / А. Роскин. М., 1959. С. 130—137. 1-я публ.: Красная новь. 1938. № 9.

9. Роскин А. И. Старый спор // А. П. Чехов / А. Роскин. М., 1959. С. 153—158. 1-я публ.: Литературный критик. 1938. № 9/10.

«Чайка» — единственная пьеса Чехова, в которой он ясно говорит о себе, о тайнах писательского труда, о мечтах о новом искусстве. Сочетание лейтмотивов Шекспира («Гамлет») и Мопассана («Наше сердце», «На воде»). Свои мысли он разделил между Тригориным и Треплёвым. Отношение автора к «декаденту» Треплёву неоднозначное. Обращено внимание на полное внешнее сходство осмеиваемой Треплёвым драматургии с драматургией самого Чехова. Провал премьеры в Александринском театре — не конфликт между Чеховым и мещанской публикой, а конфликт «оскорблённых чеховским гением» литераторов, критиков, рецензентов с «первой пьесой новой русской драматургии». Чехов, отталкиваясь от мещанского театра, «со смелостью, свойственной только подлинному гению, внешне оставался в кругу тем и красок этого мещанского театра».

10. Ермилов В. В. «Чайка» // Чехов, 1860—1904 / В. Ермилов. 2-е изд., перераб. М., 1949. С. 317—338.

Может показаться, что это пьеса о несчастной любви, но на самом деле главная тема «Чайки» — тема подвига. И это — подвиг Нины Заречной, которая сумела выстоять при столкновении мечты с жизнью. Треплёв в итоге стреляется потому, что видит «с беспощадной ясностью, как переросла его Нина! Она — уже в настоящей жизни, в настоящем искусстве, а он... в мире незрелых красивых чувств».

11. Паперный З. С. «Чайка» на сцене и на экране // Чеховские чтения в Ялте: Чехов и театр: сб. науч. тр. М., 1976. С. 85—90.

Критик анализирует две основные точки зрения на пьесу: как произведение с единственной главной героиней — Ниной Заречной (трактовка Александринского театра), и как произведение, где в каждой фигуре есть свои драмы и трагедии (трактовка Художественного театра). «Непонимание» пьесы обусловлено «децентрализацией системы образов» и её жанровой полифоничностью.

12. Зингерман Б. И. Время в пьесах Чехова // Очерки истории драмы XX века / Б. И. Зингерман. М., 1979. С. 143—145.

Сопоставляя «Чайку» и «Гамлета», критик утверждает, что «Шекспир понадобился Чехову как союзник в борьбе с традиционной театральной системой, и там, где русский драматург достигает наиболее радикальных преобразований, он, в сущности говоря, следует за Шекспиром наиболее близко — продвигаясь, однако же, дальше по указанному пути». Гамлетизм свойственен всем персонажам Чайки. Главное отличие между старой и новой театральной системой в том, у Шекспира размышления о предназначении человека — жизненное призвание «лучшего из людей», Гамлета, а у Чехова — удел «каждого порядочного интеллигента».

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие