27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.

27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.
Спросите библиотекаря

Огни

Первая публикация — журнал «Северный вестник». 1888. № 6
 

1. Петерсен В. К. Критические наброски / Н. Ладожский // Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. / А. П. Чехов. М., 1977. Т. 7. С. 648. 1-я публ.: Русская газета. 1888. 15 июля.

Претензий в произведении много, но исполнение никуда не годится, и вообще автор не понимает, о чём взялся писать.

2. Буренин В. П. Критические заметки // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. C. 96–98. 1-я публ.: Новое время. 1888. 26 авг.

Автору не даются «большие вещи», наиболее значимы три первых странички разговора в ночи о пессимизме, а приделанный «хвост» «довольно растянуто и фальшиво обработан в банальном тенденциозно-беллетристическом жанре». Но уже тем, что автор взялся за серьёзную идею, его произведение — счастливое исключение среди современной беллетристики.

3. Дерман А. Б. Борьба с дисгармонией художественным творчеством // Творческий портрет Чехова / А. Б. Дерман. М., 1929. С. 174–178.

Усматривает автобиографичность в этом рассказе и считает, что «Огни» — «одно из самых интимных» произведений писателя. Здесь Чехов «широко и глубоко лично поставил проблему сердечной холодности».

4. Бердников Г. П. Проблема пессимизма. Чехов и Гаршин // А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. Бердников. 3-е изд., доработ. М., 1984. С. 124–127. 1-я публ.: А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. М. ; Л., 1961.

Противоречивость позиции Чехова в отношении к пессимизму объясняется реальной социально-политической остротой проблемы. Народничество и интеллигенция пессимизмом демонстрировали неприятие существующего строя, «реакционеры» ополчились против него. Нравственно Чехов был с первыми, хотя его «просветительским взглядам был чужд пессимизм во всех его проявлениях». Вмешательство в идеологические споры современников обернулось творческой неудачей автора.

5. Линков В. Я. «Ничего не разберешь на этом свете» // Скептицизм и вера Чехова / В. Я. Линков. М., 1995. С. 16–23.

«В повести выстроена глубоко продуманная художественная система, призванная выразить сложность действительности, заставить читателя почувствовать непознанное окружающее, которое требует его личного самостоятельного решения». Личный опыт не может заменить никакое теоретическое знание.

6. Долженков П. Н. Анализ повести «Огни» и выделение характерных черт чеховской художественной гносеологии // Чехов и позитивизм / Петр Долженков. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003. С. 10–18.

Повесть — проявление агностической позиции Чехова. В доказательство этого литературовед подробно анализирует произведение и его главных персонажей. Перечисляя упоминаемые в тексте исторические имена и эпохи, Долженков утверждает, что «в повести пунктирно обозначена история человечества», а «рождающаяся из хаоса» железная дорога начинает приобретать символический смысл исторического пути человечества. Человечество прокладывает путь к неведомой цели во тьме, посреди неведомого мира.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие