27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.

27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.
Спросите библиотекаря

Психология для всех. Выпуск 1 (2004)

Указатель лучших книг. Вып. 1
Окончание работы: июнь 2005

В этой части работы рассказывается о лучших книгах по психологии, поступивших в РГБ за первую половину 2004 года. Отобраны в основном научно-популярные книги, написанные профессиональными психологами, их отличает научная достоверность, полнота и глубина охвата рассматриваемых вопросов, доступное изложение материала. Они будут интересны практикующим психологам, ведущим психотренинги, школьным психологам, студентам и преподавателям профильных вузов и колледжей, молодым родителям, всем, интересующимся психологической наукой.

Многочисленная околопсихологическая литература, в которой даются разнообразные советы о том, как в одночасье стать богатым и здоровым, или достичь невероятной сексуальной привлекательности и научиться подчинять себе других, а также оккультная литература в работе не рассматриваются.

Весь массив представленных в работе книг сгруппирован в соответствии с основными разделами психологической науки:

Понятие о психологии. Общая психология: психические процессы (мышление, память, восприятие), эмоции, способности.

  1. История психологии
  2. Психология личности
  3. Социальная психология
    1. Понятие о социальной психологии.
    2. Психология семейных и любовных отношений. Гендерная психология
    3. Психология делового общения
  4. Возрастная и педагогическая психология
  5. Психотехнологии и психотренинги
  6. Другие отрасли психологии

Внутри разделов и подразделов книги представлены в алфавитном порядке. Описание книг сопровождается аннотациями, которые помогут составить представление о ее содержании, достоинствах и недостатках.


Понятие о психологии. Общая психология: психические процессы, эмоции, способности

Айзенк М. Психология для начинающих /  М. Айзенк. - 2-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 384 с. : ил.

М. Айзенк – известный британский психолог раскрывает предмет и задачи психологической науки, ее основные разделы, методы исследования, анализирует наиболее распространенные подходы к рассмотрению явлений в психологии: биологический, бихевиоральный, возрастной, социальный, когнитивный и дифференциальный, останавливается на индивидуальных личностных особенностях человека и проблемах обучения и развития личности.

Книгу отличает богатый иллюстративный материал и живой язык.  В конце ее имеется глоссарий и предметный указатель.

Алексеев А. В. Познай себя, или Ключ к резервам психики / А. В. Алексеев. – Ростов-н/Дону : Феникс, 2004. – 320 с. – (Серия «Психологический практикум»).

Автор книги – психотерапевт - излагает свою концепцию «Оптимального боевого состояния», основанную на использовании механизмов психической саморегуляции, позволяющих активизировать резервы человеческого организма для оптимизации творческой деятельности. Он обучает методам вхождения в это состояние, но подчеркивает, что рациональнее их использовать не для установления рекордов, а для профилактической и психогигиенической   работы, которая даст возможность сохранить физическое и психическое здоровье. В книге рассказывается об основных аспектах такой работы – борьбе с бессонницей, выработке стрессоустойчивости и т. п.

Бенсон Г. Как стать гением / Г. Бенсон, У. Проктор. – М. : Эксмо, 2004. – 384 с. – (Серия «Психологический.

Книга знакомит с результатами исследовательской работы американских психологов по проблемам гармонии сознания и тела, которые вскрывают возможности человеческой. Г. Бенсон утверждает, что существует особый биологический механизм, который при правильном использовании может являться действенным средством для наиболее полного раскрытия личностного потенциала и расширения творческих способностей. Он называет его Принципом Озарения, рассказывает о его психологическом «механизме» и объясняет, как с его помощью можно достичь пикового состояния сознания в нужное время. Приведены примеры из жизни людей, которым использование Принципа Озарения помогло добиться значительных творческих успехов.

Вачков И. В. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие / В. И. Вачков, И. Б. Гриншпун. Н. С. Пряжников ; под ред. И. Б. Гриншпуна.  - 3-е изд. - М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 464 с. – (Серия «Библиотека психолога»).

Издание выгодно отличается от большинства учебных пособий легким, доступным стилем изложения материала и может быть использовано для получения первоначального представления о психологической науке.

Авторы рассказывают о задачах, структуре, отраслях психологии, рассматривают историю ее становления, основные школы и направления, место в системе других наук, практическое применение. Раскрывают вклад в психологическую науку выдающихся ученых-психологов, как отечественных – А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского, А. В. Петровского и др., так и зарубежных – З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, Д.Уотсона, М. Вертгеймера, К. Коффки, В. Кёлера, А. Маслоу и др.

В книге дается представление о работе психолога-исследователя и психолога-практика, рассматриваются вопросы взаимодействия психологов со смежными специалистами.

В приложении приведены справочные сведения: информация о современной психологической периодике, список профессиональных сообществ психологов; устав Российского психологического общества; этические стандарты психолога, принятые Американской психологической ассоциацией.

Лурия А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2004. – 320 с. : ил. – (Серия “Мастера психологии”)

В издании собраны все вместе выходившие ранее разрозненными брошюрами лекции по общей психологии крупнейшего отечественного психолога А.Р. Лурии. Они интересны не только как исторический документ, но и по существу, т. к. в них впервые в отечественной литературе последовательно представлена основанная на теории культурно-исторического развития психики концепция общей психологии, школы Л. С. Выготского, в которую входили известнейшие советские психологи: А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Э. Эльконин и др.

В лекциях освещены следующие разделы общей психологии: эволюционное введение в психологию, психология познавательных процессов, речь и мышление, интеллектуальное поведение.

Орлов Ю. М. Обида. Вина / Ю. М. Орлов. - 5-е изд. испр. – М. : Слайдинг, 2004. – 96 с. – (Серия «Исцеление размышлением»).

Ю.М. Орлов - доктор психологических наук, автор книг, многие из которых стали бестселлерами.

Автор убежден, что сильные эмоции, в частности чувства вины и обиды, погружающие человека в состояние стресса, которое в свою очередь ведет к серьезным заболеваниям (гипертонии, опухолям, гастритам, неврозам и пр.), можно значительно облегчить. Этому способствует разработанная им методика саногенного мышления – мышления, позволяющего посмотреть на травмирующие факторы как бы другими глазами, не испытывая острых негативных чувств, или же облегчить боль и страдания в случае возникновения отрицательных эмоций.

В книге объясняется, как пользоваться приемами управления эмоциями, например, такими как очищение памяти от обид, имитация обиды, нейтрализация вины и др.

Саблин В. С. Психология человека / В. С. Саблин, С. П. Слаква. – М. : Экзамен, 2004. – 352 с.

Книга содержит учебно-методические материалы по дисциплине «Психология человека» и лекции по основным разделам и темам этой дисциплины: понятие о психологии, ее история, основные отрасли психологической науки, познавательные процессы, теории личности в зарубежной и отечественной психологии и пр.  Имеется также краткий словарь психологических терминов.

Хотя издание является учебным, четкость и доступность изложения материала дают возможность рекомендовать его (особенно 2-ой раздел «Сборник лекционных материалов») всем читателям, интересующимся психологией.

Тайлакер Й. Б. Тренировка IQ : ваш путь к успеху / Й. Б. Тайлакер, У. Визингер ; пер. с нем. Н. Ю. Чехонадской. – М. : АСТ; Астрель, 2004. – 174 с.

В книге немецких психологов рассматривается проблема человеческого интеллекта и способов его измерения. Авторы объясняют, что понимают под интеллектом, какие разновидности или типы интеллекта выделяют, какова роль наследственности и обучения в развитии интеллекта, существуют ли различия «мужского» и «женского» интеллекта и др. Основное внимание уделяется современным способам выявления уровня развития интеллекта, особенно весьма популярной методике определения IQ (коэффициента интеллекта). Даны тесты на определение IQ и объясняется, как обрабатывать полученные результаты, а также приведен ряд методов улучшения интеллекта: гимнастика для ума, создание положительного настроя, правильное питание и др.

Хайетт М. Магия ума / М. Хайетт. – СПб. : Будущее Земли, 2004. – 240 с.

Марта Хайетт – американский психолог и психотерапевт, последние годы обучающая людей добиваться успехов в деловой и личной жизни по созданной ей методике, дающей возможность управлять своим подсознанием и с его помощью менять мысли и убеждения.

В книге она знакомит с этой методикой и приводит набор легко осваиваемых техник работы с подсознанием, позволяющих «стереть» негативные мысленные шаблоны и создать нужный настрой на успех. Среди них: самогипноз, управляемая визуализация, самоисцеляющие подтверждения и др. Автор объясняет механизмы действия этих методик и способы их проведения.

Херманн Д. Язык памяти / Д. Херманн, М. Грюнберг. – М. : Эксмо, 2004. – 256 с. – (Серия «Психологический бестселлер»)

Авторы книги – американские психологи, зарекомендовавшие себя, как ведущие в мире эксперты по проблемам расширения возможностей памяти.

Ценность книги в том, что в ней речь идет о разнообразных случаях возникновения досадных сбоев в работе памяти, зачастую приводящих к значительным неприятностям. Это такие сбои, из-за которых мы забываем о важных встречах, оставляем свои вещи в общественных местах,  путаем время свиданий и т. п. Приводя многочисленные примеры возникновения пробелов памяти, в том числе, из личного опыта, авторы всесторонне анализируют их и учат находить причины такой внезапной забывчивости. Они убеждены, что предложенные способы выявления причин сбоев памяти помогут в дальнейшем избежать их повторения.

В книге содержатся также некоторые эффективные методы развития памяти. Например, метод цепочек, применяемый при заучивании иностранных слов, мысленная систематизация заучиваемого материала, специальные методы запоминания цифр и пр.

Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: учеб. пособие / под ред Т. В. Корниловой. – СПб. : Питер, 2004. – 254 с. : ил. – (Серия «Учебное пособие»)

Книга знакомит с основными методами экспериментальных исследований, применяемых в психологии. Ценность издания в том, что его авторы, работающие в разных отраслях психологии (общей, возрастной, педагогической, психологии труда, психогенетике и др.) описали используемые ими методы, пользуясь единой терминологией и придерживаясь по возможности единой схемы.

История психологии

Курек Н. С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР / Н. С. Курек. – СПб. : Алетейя, 2004. –330 с. : ил.

Это первая работа, посвященная данной теме. В ней дается определение педологии и психотехники, как отраслей психологической науки, анализируется их взаимосвязь, определяются их предметы, научные принципы и задачи, излагаются результаты ряда педологических и тестологических исследований. Приведены статьи педологов - Л.С. Выготского, А. Штилермана и психотехников - И. Н. Шпильрейна, М. Сыркина, посвященные проблеме тестологических исследований национальных и сословных различий психики, которые в 30-х годах ХХ века подверглись наиболее ожесточенной критике и стали одной из причин запрета педологии и психотехники. Статьи снабжены комментариями, которые помогают лучше понять их социальный контекст.

Автор вскрывает политическую подоплеку уничтожения данных дисциплин в СССР после постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращения в системе Наркомпросов» (1936 г.), рассказывает о последствиях их ликвидации. Автор пишет также о положении психотехники в то время в Германии и в США и анализирует общие факторы уничтожения наук о человеке при различных формах тоталитарного режима.

Московская психологическая школа : история и современность : в 3 т. / под ред. чл. РАО, проф. В. В. Рубцова. – М. : ПИ РАО, МГППУ, 2004.

Т. I. Кн. 1. – 448 с.

Т. I. Кн. 2. – 464 с.

Т. II. – 367 с.

Т. III. – 448 с.

Издание посвящено 90-летию старейшего в России Психологического института Российской академии наук и содержит обзор и анализ исследований его сотрудников по проблемам психологии за эти годы.

В 1 книге I тома кратко изложена история становления института и приведены работы по общей психологии – по проблемам ощущения, восприятия, мнемических процессов, мышления, языка и речи, произвольной регуляции. Во 2-ой книге I тома представлены исследования по проблемам личности, ее психических состояний, способностей и одаренности, а также по психогенетике, зоопсихологии, истории психологии.

II-ой том знакомит с работами института в области возрастной и педагогической психологии.

В последнем III-ем томе представлен обобщенный цикл работ по психологии образования, психотехнике, организационной психологии, психотерапии и некоторым другим областям практической психологии.

100 великих психологов / авт.-сост. В. Яровицкий. – М. : Вече, 2004. – 432 с. – (Серия «100 великих»).

Книга представляет собой биографический справочник, в котором в алфавитном порядке даны очерки о жизни и деятельности наиболее выдающихся отечественных и зарубежных психологов. Книга вышла в серии «100 великих», поэтому число представленных психологов ограничено этой условной цифрой.

Очерки, безусловно, несут полезную информацию для читателей, которых интересует история психологии, т. к. в них рассказывается как о современных психологах, так и о представителях этой науки, творивших в прошлые века. Среди «избранных» автором психологов большинство действительно являются  классиками психологической науки, входящими во все словари и учебники. Очерки дают достаточно полное представление об их жизни и творчестве.

 Однако читателям надо иметь в виду, что ряд замечательных психологов, значимость вклада которых в развитие психологической науки очевидна, почему-то не отобран автором для данного сборника. И наоборот, есть кандидатуры, включение которых в число «великих психологов» вызывает недоумение.

Энциклопедия истории психологии: в 5 т. / под ред. Е. С. Романовой, В. В. Рябова, Л. П. Кезиной. – М. : Школьная книга.

Т. 1. – 2001. – 479 с. : ил;

Т. 2. Кн. 1. – 2003. – 476 с. : ил;

Т. 2. Кн. 2. – 2004. – 438 с. : ил.

Энциклопедия представляет собой фундаментальное издание, предоставляющее читателю свод наиболее значимых для психологической науки текстов, начиная с древнейших времен до наших дней, а также информацию о тех условиях, в которых зарождались психологические воззрения и об их влиянии на развитие мировой культуры.

Энциклопедия состоит из 5-ти томов, посвященных главным этапам накопления психологических знаний. 1-ый том содержит материалы с древнейших времен до конца эпохи античности. 2-ой том, состоящий из двух книг, отражает эпоху Средневековья и начало Нового времени. Книга 1-я содержит материалы со времени окончательного упадка античности в V в. до первых ростков мышления Нового времени в XVII в., а книга  2-я отражает развитие психологических идей в европейской философии XVIII В. 3-ий том – ХIХ век (завершение философского периода развития психологии, начало ее существования как экспериментальной науки); 4-ый – первую половину ХХ века (школы психологии); 5-ый том – психологию второй половины ХХ века.

На момент создания библиографического указателя из печати вышли первые два тома.

Психология личности

Безносов С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб. : Речь, 2004. – 272 с. : ил.

Данная проблема в наши дни является чрезвычайно актуальной, но в тоже время – не достаточно изученной.

Автор - доктор психологических наук, работающий в сфере юридической и социальной психологии, восполняет этот пробел, всесторонне анализируя феномен профессиональной деформации личности в разных сферах деятельности и рассматривая признаки его проявлений вплоть до должностных злоупотреблений и преступлений. Он раскрывает причины и психологические механизмы профессиональных деформаций, показывает влияние предмета труда на психику человека, роль дефектов морально-нравственного воспитания в процессе деформации личности и пр.

Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения / под ред. М. Льюиса, К. Саарни. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 288 с. – (Проект «Мэтры психологии»).

Авторы статей, составивших книгу, - психологи из США, Канады, Германии, редакторы – американские психологи.

В книге собраны работы, посвященные лжи как одному из естественных проявлений человеческой сущности и ее значению. В них рассматриваются зависимость лжи от индивидуальных особенностей личности, взаимосвязь лжи с эмоциями человека, гендерные (половые) различия во лжи, социализация лжи, сущность самообмана, особенности симуляции как вида лжи и пр.

Материалы книги дают представление об особенностях детской лжи и так называемой «лжи во спасение», а также об элементах человеческого поведения, свидетельствующих о преднамеренной лжи.

Либина А. Как научиться видеть людей насквозь: энциклопедия житейской психологии / А. Либина. - М. : Эксмо, 2004. – 512 с. – (Серия «Психологический Guide»).

Книга представляет собой своеобразный тест жизненных предпочтений, с помощью которого читатель сможет выявить скрытые черты своей личности или личности окружающих и определить тип, к которому соответственно относится он сам или его близкие. Автор приводит созданные ею различные типологии, в основу которых положены разные психологические факторы: защитное поведение, особенности взаимоотношений с окружающими, мужские и женские роли, отношение к работе и пр.

Представленные в этих классификациях психологические портреты специально утрированны и носят отчасти шуточный характер, поэтому с их помощью каждый сможет посмотреть на себя со стороны как бы с многократным увеличением и увидеть типичность своих проблем.

Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта / А. Лоуэн ; пер. с англ. С. Коледа. – М. : Ин-т общегуманитар. исследований, 2004. – 224 с. – (Серия «Телесно-ориентированная психотерапия»).

А. Лоуэн – выдающийся американский психолог, ученик В. Райха, один из основателей телесно-ориентированной терапии. В книге он ставит цель «показать связь между эмоциональной жизнью человека и его физическим здоровьем». На основе многочисленных исследований, в том числе и своих, и статистических данных автор раскрывает взаимозависимость между сильными эмоциональными (сердечными) переживаниями и развитием различных сердечно-сосудистых заболеваний. Исходя из этого, он предлагает новые психотерапевтические методы лечения заболеваний сердца, основанные на учете этой зависимости.

Макаров В. В. Прогулки с Фрейдом / В. В. Макаров, Г. А. Макарова. – М. : ПЕРСЭ, 2004. – 462 с. – (Серия «Библиотека психотерапии и консультирования под ред. профессора В.В. Макарова»).

В.В. и Г.А. Макаровы – психологи, авторы многих работ по психотерапии и психоанализу.

Данная книга посвящена восточной версии транзактного психоанализа – современному направлению, дополняющему классический вариант этого учения. В ней даются сведения о главных составляющих анализа: фиксированных жизненных позициях, структуре личности, личностных взаимодействиях, психологических играх, жизненных сценариях. В тексте имеются упражнения, выделенные специальным шрифтом и предназначенные для занятий самоанализом.

Мэй Р. Открытие Бытия : очерки экзистенциальной психологии. / Р. Мэй. – М. : Ин-т общегуманитар. исследований, 2004. – 224 с. – (Серия «Современная психология: теория и практика»).

Автор книги – выдающийся американский психолог, один из основателей гуманистической психологии, теоретический и идейный лидер экзистенциальной психотерапии.

В книге освещены культурные корни экзистенционализма, идеи Фрейда, Ницше и Кьеркегора, нашедшие отражение в этой теории и вклад экзистенциальной психологии в психотерапевтическую теорию и практику.

Р. Мэй пишет об основных категориях, которые находятся в центре внимания психологов-экзистенционалистов, - таких важнейших человеческие переживания, как страх смерти, поиск смысла жизни, обретение идентичности и осознание собственного Бытия.

Перлз Ф. Теория гештальттерапии / Ф. Перлз, П. Гудман. – М. : Ин-т общегуманитар. исследований, 2004. – 384 с. – (Серия «Концепции психотерапии»).

Автор данной книги – один из самых эксцентричных, и в тоже время, эффективных психотерапевтов ХХ столетия, работавших по технологиям гештальттерапии. После многих лет своей успешной практической деятельности он подвел ее итоги, которые и излагает в данной книге.

В ней Перлз обобщает огромное количество выздоровлений своих пациентов и на этой основе формулирует основные идеи и методы гештальттерапии, позволяющие восстанавливать целостность жизни ее красоту и здоровье.

Ранк О. Травма рождения / О. Ранк ; пер. с англ. О. Лежниной ; под ред. В. Медведева. - М. : Аграф, 2004. – 400 с. – (Серия «Imago»).

В издании представлены две наиболее показательные работы известного психоаналитика, ученика и друга З. Фрейда – Отто Ранка. Первая работа «Травма рождения» по определению самого автора это – «первая попытка приложить психоанализ к пониманию развития человечества и становления человека». Это его ранняя работа, построенная на идее Фрейда об акте рождения, как источнике тревожности человека, и самим Фрейдом одобренная.

Во второй работе «Истина и рождение» излагаются основные идеи психологической системы, разработанной О. Ранком после отхода от классического психоанализа и разрыва отношений с Фрейдом. Эту систему Ранк назвал психологией воли и в ее рамках разработал новую типологию личности.

Предваряет эти работы статья П. Роазена «Отто Ранк: сыновья и отцы», отражающая основные вехи жизни и творчества крупнейшего аналитика.

Шостром Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. / Э. Шостром ; пер. с англ. Н. Шевчук, Р. Римской. – М. : Апрель-Пресс; Ин-т психотерапии, 2004. – 192 с.

Э. Шостром – известный американский психолог и психотерапевт, представитель гештальттерепевтической школы, ученик Ф. Перлза.

Данная его работа в виде вольного пересказа, причем очень сокращенного, уже выходила на русском языке под названием «Антикарнеги» и имела большой успех. Это издание представляет собой полный перевод книги.

В своей работе Э. Шостром доказывает читателю, что современный человек, как правило, до некоторой степени является манипулятором, т. е. человеком, который в погоне за удовлетворением своих желаний прячет собственные реальные чувства за самыми разнообразными типами поведения. Человеку-манипулятору он противопоставляет человека актуализированного, уверенного в себе и живущего полноценной жизнью, направленной на достижение не сиюминутных желаний, а серьезных жизненных целей.  Книга поможет каждому разглядеть манипуляции в собственной жизни и выбрать предлагающиеся способы перевода манипулятивного потенциала в актуализирующий, обеспечивающий полноценное бытие.

Книга написана с позиций гештальттерапии и поэтому может служить читателям в качестве руководства для постижения основных принципов этого направления психологии.

Щеголев И. Тайны почерка / И. Щеголев. – СПб. : Питер, 2004. – 128 с. : ил. – (Серия «Сам себе психолог»).

Книга посвящена графологии – дисциплине, выявляющей особенности личности человека посредством изучения особенностей его почерка. Хотя официально графология не является разделом психологической науки, фактически ее методы используются в практической психологии. Некоторые фирмы пользуются услугами графологов при рассмотрении кандидатур на замещение вакантных должностей, законы графологии используются в криминалистике.

Книга Щеголева знакомит с основными приемами графологии, с помощью которых каждый сможет распознать скрытые индивидуальные личностные особенности своих родных, друзей, сотрудников и собственные, не всегда осознаваемые черты характера.

Социальная психология

Общее понятие о социальной психологии. Психология групп

Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкер. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 560 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

В коллективе авторов нового американского учебника по социальной психологии - Э. Аронсон – один из патриархов этой отрасли современной психологической науки. Его соавторы – Т. Уилсон и Р. Эйкерт принадлежат к более молодому поколению ученых.

Достоинством книги является то, что помимо традиционного для книг по социальной психологии анализа личности, ее психических свойств, состояний, поведения, в ней имеется большой раздел, посвященный применению социально-психологических знаний на практике – «Социальная психология в действии». В нем рассказывается, как эти знания помогают преодолеть стрессовые ситуации, организовать здоровый образ жизни, профилактику отклоняющегося поведения и т.п.

Текст книги хорошо структурирован, снабжен диаграммами, рисунками и фотографиями, имеется глоссарий.

Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. – СПб. : Питер, 2004 – 794 с. – (Серия «Мастера психологии»).

Книга писалась американским профессором психологии как учебник для вузов, но ему удалось сделать рассказ о социальной психологии не просто доступным, но и увлекательным.

Материалы систематизированы в соответствии с приведенными в книге определениями разделов социальной психологии: как люди думают друг о друге (часть I), влияют друг на друга (часть II) и относятся друг к другу (часть III). Часть I посвящена социальному мышлению, т. е. тому, как мы воспринимаем самих себя и окружающих, рассмотрена точность наших впечатлений, интуиции и объяснений. Автор пишет о фундаментальных принципах социального мышления и их изменении под влиянием различных культур. Во II части рассматривается социальное влияние. Действие скрытых социальных сил на личность объясняется через культурные источники наших установок и изучение природы конформизма и огруппленного мышления. Часть III посвящена проявлениям как негативных, так и позитивных социальных отношений: агрессии, альтруизма. Значительное место уделяется практическому использованию результатов социально-психологических исследований.

Книга хорошо иллюстрирована рисунками и фотографиями, снабжена глоссарием и алфавитным указателем.

Минделл А. Сидя в огне: Преобразование больших групп через конфликт и разнообразие / А. Минделл; пер. с англ. М. Драчинского. – М. : АСТ, 2004. – 329 с. - (Междунар. издательский проект «Тексты трансперсональной психологии»).

Автор книги – американский психотерапевт, основатель процессуально ориентированной психологии рассказывает о том, каким образом с помощью процессуальной работы можно использовать конфликты для достижения мира и согласия между большими группами людей, объединенных общими идеалами, целями, интересами. Примером таких групп могут служить расисты, этнические группы, группы социальных меньшинств и пр. Рассматриваются культурные, исторические и личностные проблемы, лежащие в основе непонимания между членами разных групп и их агрессивного поведения.

Книга написана на основе материала, собранного самим автором и предоставленного другими центрами процессуальной работы Австралии, Германии, Польше, России, Великобритании, Индии и других стран мира.

Ойстер К. Социальная психология групп / К. Ойстер. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 224 с. – (Проект «Главный учебник»).

Кэрол Ойстер – американский специалист по социальной психологии. Она представляет теории, результаты исследований, практические рекомендации по основным темам социальной психологии групп, таким как: законы формирования групп, развитие группы и социализация, процессы коммуникации и влияния в группах, лидерство и власть, внутри- и межгрупповые интересы и конфликты. Автор принимает во внимание огромное разнообразие факторов, воздействующих на поведение группы, среди которых половые, расовые, национальные, культурные особенности ее состава.

В книге используются яркие нетривиальные примеры из повседневной жизни или из литературных произведений, что делает ее доступной и понятной. Она может служить современным руководством по эффективной работе с людьми на основе законов групповой динамики.

Тейлор Ш. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. - 10-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 767 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Учебник, написанный американскими психологами, будет интересен всем, поскольку авторы стремились «показать, почему знание принципов социальной психологии так необходимо нам в повседневной жизни». Исходя их этой задачи, авторы особое внимание уделили подбору материалов, ярко иллюстрирующих основные научные положения и выводы, поэтому учебник читается как увлекательная книга.

Авторы представляют основные теории и концепции социальной психологии, описывают ее механизмы и закономерности, объясняют ее терминологию, приводят данные статистики, рассказывают об особенностях проведения экспериментов, о межличностных отношениях, социальной перцепции, членстве в группах. Они рассматривают такие актуальные сегодня проблемы, как: социальное познание (на сегодня слабо освещенное в отечественной литературе), помогающее поведение (проявления взаимопомощи в группах, случаи альтруизма и пр.), взаимосвязь социальной психологии и здоровья (борьба со стрессами, социально-психологический взгляд на хронические болезни) и взаимосвязь социальной психологии и политики.

В конце книги имеется глоссарий и алфавитный указатель.

Психология семейных и любовных отношений. Гендерная психология

Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т. Андреева. – 3-е изд. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с. – (Серия «Психологический практикум»).

Автор книги – профессиональный психолог - рассматривает семью как позитивный фактор развития личности, что подтверждает приводимыми в работе многочисленными материалами исследований отечественных и зарубежных психологов, социологов, педагогов и демографов, изучающих семейные отношения.

В книге раскрыт широкий спектр проблем, касающихся различных областей семейной психологии: выбор партнера и вступление в брак, динамика семейных отношений, воспитание детей, супружеские измены и супружеские конфликты, проблемы близнецов и единственного ребенка в семье, семейные роли – отца, матери, бабушки и пр., разводы и повторные браки и др.

В приложении приведены тест-опросник удовлетворенности браком и программа дисциплины «Психология семейных отношений».

Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 320 с. – (Серия «Секреты психологии»).

Книга Шон Берн – американского психолога, доктора социальной психологии, проделавшей значительную работу в области изучения психологии гендера, восполняет некоторый пробел в социально-психологических исследованиях по данной проблематике.

Автор знакомит читателя с основными проблемами гендерной психологии: гендер как социальная категория; гендер в разных культурах; взаимодействия мужчин и женщин в социуме, особенности личности (эмоциональные, интеллектуальные, нравственные и пр.), обусловленные полом; традиционные мужские и женские роли, их плюсы и минусы и др.

Гретч А. Секретный язык мужчин / А. Гретч. – М. : Эксмо, 2004, - 384 с. – (Серия «Психологический бестселлер»).

Американский психотерапевт раскрывает эмоциональный и духовный мир мужчин, рассказывает о тонкостях мужской психологии, специфику которой он имел возможность изучить в своей практической работе.

Он рассматривает взгляды мужчин на основополагающие  жизненные ценности: семью, карьеру, секс, здоровье и т. п. Освещает типично мужские реакции на положительные и отрицательные жизненные ситуации такие, как карьерный взлет или, наоборот, неприятности на службе, любовные победы или неурядицы в личной жизни, длительный стресс или долгожданный отпуск и т. д.

Даурик С. Служба спасения от одиночества: Золотые правила золотых отношений. / С. Даурик; пер. с англ. И. А. Кукушкина и Н. А. Нечипоренко. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 416 с. – (Серия «Советы профессионала»).

Стефания Даурик – психолог, практикующий психотерапевт, автор нескольких психологических бестселлеров данную книгу посвятила человеческим взаимоотношениям близких людей: влюбленных, супругов, родителей и детей, друзей, всех, кого соединяет чувство любви.

На основе своего богатого психотерапевтического опыта автор показывает, как развивать бесконфликтные отношения с дорогими для вас людьми, как научиться слушать и понимать друг друга, как избавится от агрессии, ненужных обид и добиться доверия и взаимопонимания в отношениях.

Самоукина Н. В. Женское одиночество: Полноценная жизнь или страдание? / Н. В. Самоукина. – М. : Астрель; АСТ, 2004. – 250 с. – (Серия «Сам себе психолог»)

Наталья Самоукина – известный психолог, имеющая опыт практической работы, автор ряда книг по психологии.

В данной книге поднимается весьма актуальная сегодня проблема женского одиночества. Автор принципиально пересматривает отношение к этой проблеме. Рассматривая женское одиночество с разных позиций, она заостряет внимание на его положительных сторонах, приводит аргументы, факты и высказывания ряда женщин, свидетельствующие не только о тяготах одиночества, но и о его полезных, приятных и позитивных свойствах. Не считая сам факт одиночества женщины однозначно несчастьем, автор убедительно доказывает, что для разных женщин оно может означать разное: для одной – это тягостное существование, наполненное депрессией, а для другой – спокойная, размеренная жизнь, возможность заняться карьерой или творчеством.

Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Д. Клиз ; пер. с англ. Н. М. Падалка.- М. : Астрель: АСТ, 2004. – 304 с. – (Серия «Сам себе психолог»).

Р. Скиннер – крупный английский психотерапевт, Д. Клиз его бывший пациент, актер–комик. На страницах книги они ведут непринужденный диалог о перипетиях семейной жизни, пронизанный прелестным английским юмором. Книга легко читается, снабжена веселыми иллюстрациями и, в то же время, поднимаемые в ней вопросы достаточно серьезны и рассматриваются на высоком профессиональном уровне.

Авторы стараются объяснить, почему даже счастливые семьи испытывают трудности, откуда вообще берутся семейные проблемы и как их «наследуют» дети, перенося в собственную семью, как можно остановить этот процесс и добиться позитивных изменений в супружеских взаимоотношениях. В книге рассказывается о семейной тирании и способах борьбы с ней, о конфликтах между родителями и детьми, о сексуальных проблемах супругов и многом другом.

Сорина Е. А. Как стать счастливой парой / Е. А Сорина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 448 с. – (Серия «Все обо всем»).

Автор книги – профессиональный психолог - небезосновательно полагает, что взаимоотношения между супругами – это основное условие успешного.

Она рассматривает вопросы психологической совместимости супругов, раскрывает роль темперамента и характера каждого из них в установлении гармоничного общения в семье, приводит тесты-опросники, с помощью которых можно определить свой тип темперамента и характера и с учетом этого правильно строить взаимоотношения в семье. В книге проанализированы причины и последствия супружеских измен, семейных конфликтов, ревности и указаны пути борьбы с ними.

Проблемы домашнего хозяйства и сексуальные проблемы молодых супругов автор также рассматривает сквозь призму психологии взаимоотношений и дает  эффективные советы о том, как избежать наиболее распространенных ошибок.

Степанов С. Чего хочет женщина, того хочет бог. Парадоксы женской психологии / С. Степанов. – М. : Эксмо, 2004 – 256 с. – (Серия «Психологический Guide»).

Сергей Степанов – психолог, автор множества публикаций по психологии. В данной книге он, опираясь на знание особенностей мужской и женской психологии, старается развенчать сложившиеся стереотипные, часто неверные взгляды на женское счастье и помочь читательницам самим понять, в чем их счастье, к чему они должны стремиться, учитывая собственные индивидуальные способности.

Обсуждаются такие острые проблемы как: Незамужняя дама – старая дева или свободная женщина? Внешний вид - гарантия личного счастья? Мамы всякие нужны? Место секса и быта в жизни женщины и др. Приведен ряд тестов, помогающих выявить личностные качества и склонности. Например: «Как вы к себе относитесь?»; «Секс в вашей жизни»; «Ревнивы ли вы?»; «Деловая или домовитая?» и т.п.

Целуйко В. М. Психология современной семьи : книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : Владос, 2004. – 288 с. : ил. – (Серия «Психология для всех»).

В. Целуйко – психолог-консультант, автор ряда работ по психологии семьи.

В данной книге, кратко остановившись на структурных и типологических особенностях семьи и ее социальных задачах, основное внимание она уделяет собственно психологическим особенностям жизни семьи: адаптации молодых супругов к совместной жизни, взаимоотношениям супругов с родительскими семьями, положению ребенка в семье, видам и терапии супружеских измен, разводам и повторным бракам и пр.

В приложении приведены конкретные советы супругам - «Семейные мудрости», а также вопросник, который поможет выявить взгляды на брак каждого из супругов.

Психология делового общения

Богданов Е. Н. Зазыкин В. Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. – 2-е изд. СПб. : Питер, 2004. – 204 с.

В книге впервые строго и аргументированно изложены психологические проблемы «Паблик рилейшнз» во всем их разнообразии - от имиджа как PR-категории до психологической характеристики PR-специалистов. Освещается «Паблик рилейшнз» как особый вид управления, анализируются психологические аспекты взаимосвязи PR и рекламы, приведены психологические модели политического имиджа.

Вагин И. Выиграй у судьбы в рулетку / И. Вагин. -  2-е изд. доп. и перераб. – СПб. : Интер, 2004. – 256 с. : ил. – (Серия «Сам себе психолог»)

И. Вагин – психотерапевт, практикующий психолог, автор многих книг, ставших бестселлерами.

В данной работе объясняется, как добиться жизненного успеха, несмотря  ни на какие превратности судьбы. Автор приводит разнообразные материалы от профессиональных советов и психологических упражнений («избавление от комплекса неудачника», «преодоление препятствий» и др.) до примеров из исторического или личного опыта, которые помогут мобилизовать свои силы и настроиться на успех.

Книга легко читается, все её тексты очень убедительны и буквально вдохновляют на упорную работу над собой в целях самосовершенствования.

Вагин И.О. Научи себя смеяться. Смехотерапия по-русски / И.О. Вагин, А. Глущай. – М. : АСТ: Астрель: Ермак, 2004. – 298 с. : ил.

Психологи И. Вагин и А. Глущай пятнадцать лет занимались тем, что недавно стали называть смехотерапией, проводили тренинги по этой методике.

В данной книге авторы показывают, как использовать юмор в качестве оружия в борьбе с жизненными невзгодами, оружия, помогающего подняться над собственными разными негативными ситуациями: неудачами в личной жизни, засильем вредных привычек, наступлением болезней, неприятностями на работе и пр.

Книга написана живым языком, содержит многочисленные примеры из жизни, шутки, анекдоты, частушки и т.п.

Коэн Д. Язык жестов для лучшего взаимопонимания / Д. Коэн. – М. : ЭКСМО, 2004. – 176 с. : ил.

Книга британского психолога посвящена одному из видов невербального общения – языку жестов. Знакомство с этим языком, по мнению автора книги, даст человеку значительные преимущества при общении с окружающими, т. к. позволит не только лучше понимать окружающих, но и самому правильно двигаться, чтобы расположить к себе интересующего человека и не выдать своих эмоций.

Автор описывает множество жестов (поворотов фигуры, наклонов головы и т. п.), несущих в себе самую разную информацию о настроении, самочувствии, эмоциях собеседника и подробно объясняет психологический подтекст этих телодвижений. Книга снабжена выразительными иллюстрациями: рисунками, фотографиями.

Лиллей Р. Как работать с трудными людьми / Р. Лиллей; пер. с англ.; под ред. М. М. Зонис. – СПб. : Нева, 2004. – 224 с. – (Серия «На пути к успеху»).

Книга английского психолога является своеобразным справочником-путеводителем по конфликтам на работе.

Автор убежден, что основная причина конфликтов – это люди, с которыми тяжело наладить деловые взаимоотношения, так называемые «трудные люди», которые перестают быть таковыми, если к ним найти правильный подход. В книге он выделяет основные типы таких людей и дает конкретные советы, как с ними общаться. Придерживаясь этих рекомендаций, каждый сможет противостоять грубости и агрессии на работе и избежать стрессов.

Книга написана со значительной долей юмора, о чем свидетельствуют уже сами названия ее глав: «Коллеги, которых хочется удушить», «Массаж для эгоиста», «Как подложить бомбу под лентяя», «Недовольные, ворчуны и критики», «Как манипулировать манипуляторами», «Головная боль: зануды и педанты» и др.

Ноге Д. Как окончательно испоганить себе жизнь или сделать ее наградой: одиннадцать уроков / Д. Ноге; пер. с фр. И. С. Бородычевой. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 192 с. – (Серия «Психологический бестселлер»).

Книга французского психолога о том, как уметь проигрывать и научиться побеждать в личной жизни и в карьере.

Исходя из знания природы человека и его слабостей, автор дает одиннадцать психологических уроков, которые помогут по-новому взглянуть на свою жизнь, с юмором относиться к неизбежным неприятностям и проблемам, возникающим на работе и дома.

В книге даются советы, в которых автор невольно применил приемы провокационной психотерапии, такие, как преувеличение, передразнивание, высмеивание, доведение до абсурда и т. п. В таком виде материалы легко читаются и запоминаются, несут положительный заряд бодрости и вдохновляют на успешную работу над собой.

Нэпп М. Невербальное общение: учебник / М. Нэпп, Д. Холл. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с. - (Проект «Главный учебник).

Книга написана американскими психологами, специалистами по невербальному общению на основе междисциплинарного подхода к анализу речи и поведения. В ней заостряется внимание на роли невербального общения в решении проблем эффективности межличностного взаимодействия.

Авторы подробно рассматривают основные типы невербальной коммуникации: мимику, жесты, позы, взгляды и т. п. и их взаимосвязь с вербальным общением. Они освещают основные методы овладения языком тела и правила использования его сигналов для получения расположения собеседника в сложных жизненных ситуациях.

Степанов С. Сколько вы стоите: технология успешной карьеры / С. Степанов. – М. : Эксмо, 2004. – 320 с. – (Серия «Психологический Guide»).

Популярный современный психолог посвятил данную работу «психологическим составляющим» делового успеха. Эта книга – своеобразные «правила дорожного движения» на пути к успешной карьере, которые позволяют дойти до финиша, избежав депрессий и конфликтов, правильно используя свои психологические преимущества и сохранив своё «я».

Автор пишет о том, как выработать психологическую устойчивость к стрессам, как развить умение вовремя проявить конформизм, каким образом можно выигрышно подать себя в деловом общении, как не стать жертвой манипуляторов и т. д.

В книге приведены также тесты, которые позволят читателю определить свои личные склонности и способности и выявить, насколько они помогают или препятствуют достижению делового успеха.

Успех. Главные методы достижения. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 384 с. – (Проект «Уникальный учебник»).

Книга представляет собой своеобразную энциклопедию методов достижения успеха в жизни.

Вначале в ней подробно описываются психологические технологии, которые на практике доказали свою высокую эффективность в деле достижения карьерного роста. Это – нейро-лингвистическое программирование (НЛП), транзактный анализ Э. Бэрна, техника невербального общения, а также технология самодостаточности Э. Шострома. Затем приведены концепции людей, которые не являются профессиональными психологами, но их советы по достижению жизненного успеха давно признаны во всем мире весьма действенными, это – «Искусство нравиться людям» Д. Карнеги, «Как стать эффективным человеком» С. Кови, уроки «специалиста по миллионерам» Н. Хилла и т.п.

Далее в книге рассказывается об известных людях – военачальниках, бизнесменах, президентах, руководителях разного ранга, достигших значительного успеха, таких как Р. Рейган, Ч. Чаплин, Н. Бонопарт, М. Ганди, Д. Эйзенхауэр и др. и анализируется их опыт.

Хэмбли К. Как поверить в себя и заставить это сделать других / К. Хэмбли.  – М. : Эксмо, 2004. – 128 с. – (Серия «Психология успеха»).

Автор книги – семейный доктор, занимающийся не только медицинскими, но и психологическими проблемами своих пациентов. Из своего богатого опыта работы он сделал вывод, что особенно часто людям мешает как в личной жизни, так и в достижении карьерного роста, неуверенность в себе, в основе которой лежит заниженная самооценка. О том, как ее поднять на должный уровень, а затем самому подняться до положения, соответствующего имеющимся способностям, он рассказывает в своей книге.

Разработанная Хэмбли методика «неагрессивного самоутверждения» содержит конкретные советы по улучшению социальных навыков и различные упражнения, которые помогут развить коммуникативные способности и научат справляться с ненужным волнением и тревожностью. Методика проверена на практике и помогла многим людям одержать психологическую победу над обстоятельствами.

Хоган К. Самураи продаж: ХХI век – новая технология продаж \ К. Хоган, У. Хортон; пер. с англ. Ю. О. Анохиной. – М. : РИПОЛ-КЛАССИК, 2004. –252 с. - (Серия «Бизнес и успех»).

Американские психологи дают определение и описание всех компонентов успешной сделки и предлагают новую эффективную модель продаж. Опираясь на результаты исследований, новейшие разработки технологии влияния на человека и практику успешной торговли, они показывают, как узнать потенциального клиента и построить эффективное общение с ним, дают четкие определения человеческих желаний и потребностей, знание которых необходимо любому представителю торгового бизнеса.

Шейнов В. П. Искусство убеждать / В. П. Шейнов. – М. : Книга сервис, 2004. – 304 с.

Автор книги долгие годы занимался психологическими проблемами подготовки деловых людей.

В книге раскрываются психологические механизмы воздействия на окружающих, методами, позволяющие побеждать в полемике и споре, успешно проводить деловые встречи и эффективно выступать перед слушателями.

Автор также знакомит с некоторыми невербальными средствами общения (язык жестов, мимики и т. п.), а также с приемами, помогающими завоевать расположение собеседника.

Щербатых Ю. В. Психология успеха / Ю. В. Щербатых. - М. : Эксмо, 2004. – 384 с.

Новая книга психолога, автора ряда научно-популярных книг посвящена технологии достижения успеха в жизни и в бизнесе.

В ней объясняется, что такое успех, каковы его основные составляющие и приводятся методики, с помощью которых можно определить свой уровень успешности на сегодня. Особое внимание уделяется внутренним препятствиям на пути к успеху, которые таятся в самом человеке, показано, как их можно преодолеть, если правильно ставить цели и рационально использовать свои внутренние ресурсы.

Используя наиболее показательные примеры из жизни преуспевающих реальных людей или литературных героев, автор демонстрирует основные приемы достижения жизненных целей, среди которых – настрой на успех, умение управлять своими эмоциями, искусство общения и др.

Возрастная и педагогическая психология

Би Х. Развитие ребенка / Х. Би. - 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 768 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Хелен Би – американский профессор, автор более 25-ти книг о развитии детей, получивших международное признание. Большинство этих работ, в том числе и данная книга, являются итогом беспрецедентного творческого путешествия Х. Би по разным странам (Япония, Гонконг, Россия, Израиль, европейские страны), в котором она собирала бесценный материал о детях.

В книге глубоко и всесторонне рассматривается развитие ребенка, начиная от внутриутробного и заканчивая поздним подростковым возрастом. При этом автор подробно останавливается на концепциях развития ребенка, выдвигаемых известнейшими психологами в свое время – теории когнитивного развития Пиаже и альтернативной теории интеллекта Стернберга, теориях Выготского, Фрейда, Эриксона и др.

В конце книги имеется алфавитный указатель и глоссарий.

Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - 4-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2004. – 208 с. : ил. – (Серия «Учебное пособие»).

Н.И. Гуткина – кандидат психологических наук, автор ряда книг по педагогической и возрастной психологии.

Данная книга представляет собой результат ее многолетнего исследования проблемы психологической готовности детей к школьному обучению. Помимо теоретических проблем, в ней излагаются главные составляющие оригинальной диагностико-развивающей программы «Группы развития», созданной автором: инновационная методика развития познавательного интереса у детей и приемы формирование у них мотивации и произвольного поведения в учении.

В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и пр., применяющиеся в «Группе развития».

Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие / В. В. Давыдов. – М. : Академия, 2004. – 288 с. – (Серия «Классическая учебная книга»).

В. В. Давыдов (1930-1998) – известнейший отечественный теоретик и практик в области педагогической психологии. Книга дает представление о его вкладе в психологическую науку. Большую часть издания составляет текст книги Давыдова, изданной в 1986 году, в которой излагаются основные положения инновационной концепции развивающего обучения, принесшей ученому мировую известность. Затем публикуется раздел из последней книги Давыдова (1996 г.) «Современное состояние научной школы Л. С. Выготского» и одна из его лучших лекций по мышлению, прочитанная на факультете психологии МГУ.

В конце издания помещен словарь основных понятий давыдовской теории развивающегося обучения (в формулировках автора) и список рекомендуемой литературы.

Диксон У. Двадцать великих открытий в детской психологии / У. Диксон. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 448 с. – (Проект «Психология – Best»).

Автор книги – американский специалист по детской психологии, несколько лет занимавшийся выявлением ведущих исследовательских работ по детской психологии ХХ века.

Результатом этой работы явилась данная книга, рассказывающая о двадцати психологах, которые провели наиболее революционные исследования в области детской психологии и сделали открытия, коренным образом изменившие наши взгляды на развитие и становление личности ребенка. В ней представлены материалы о жизни и творчестве таких выдающихся ученых как Пиаже, Выготский, Хомский, Бандура, Анастази, Эйнсворт и другие. Читатель получает представление не только о личности этих авторов и специфике методологии каждого, но и об историческом контексте их научных исследований и открытий.

Дольто Ф., Назьо Ж.-Д. Ребенок зеркала / Ф. Дольто, Ж.-Д. Назьо; пер. с фр. – М. : ПЕРСЭ, 2004. – 96 с.

Авторы книги – французские психологи. Франсуаза Дольто (ум. в 1988 г.) была педиатром, психоаналитиком, одной из наиболее ярких фигур фрейдовской психоаналитической школы Парижа, занималась психологией и психоанализом детей. Жан-Давид Назьо – психиатр и психоаналитик, работающий как с детьми, так и со взрослыми. Он также известен как организатор семинаров по проблемам современного психоанализа и автор книг, популярно излагающих его основы.

Данная книга является публикацией беседы Ф. Дольто и Ж.-Д. Назьо на семинаре, состоявшемся в январе 1985 года и посвященном книге Ф. Дольто «Бессознательный образ тела» (1984). Содержание беседы представляет своего рода введение в актуальную проблематику психоанализа и, прежде всего, психоанализа ребенка. Живой и заинтересованный диалог ученых затрагивает следующие темы: образ тела у ребенка, роль зеркала в развитии ребенка, функция лица, психологическая сущность детского рисунка, значение сна для развития ребенка, психотерапевтическая работа с детьми и др.

Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 940 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Книга представляет собой учебное пособие, в котором всесторонне рассматривается процесс развития как следствие взаимовлияния многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических.  Авторы освещают все этапы человеческой жизни, включая не только пренатальный период, но и время старения, подготовки к смерти и умирания.

9-е издание дополнено современными научными данными, в частности затрагиваются вопросы генетики, роли мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании, поднимаются проблемы беженцев и влияния военных конфликтов на развитие детей разного возраста.

Костяева В. Нестандартный ребенок / В. Костяева. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 192 с. – (Серия «Родительский клуб»).

Автор книги - практикующий психолог. В своей работе она дает действенные советы о том, как правильно строить общение и воспитание ребенка, поведение которого отличается от остальных, так называемой «белой вороны». Она не только объясняет, какие индивидуальные особенности психики ребенка лежат в основе поведения «белой вороны», но и приводит тесты, которые помогут их выявить.

В книге приведены также различные упражнения и игры, предназначенные для детей и родителей, которые призваны способствовать развитию взаимопонимания между «нестандартным ребенком» и его окружением.

Луговская А. Если ваш ребенок… Популярная психология для родителей / А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина. – М. : Эксмо, 2004. – 352 с. : ил. – (Серия «Популярная психология для родителей»).

Книга призвана помочь взрослым психологически верно решать множество проблем, возникающих в процессе воспитания ребенка. В ней собраны советы опытных практикующих российских психологов по проблемам, с которыми к ним наиболее часто обращаются молодые родители.

На основе учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка авторы объясняют, что делать, если ребенок замкнут, если малыш плохо ест, если ребенок не хочет ходить в детский сад, если ребенок мечтает о домашнем питомце, если ребенку трудно в школе и т. п.

Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков / П. Лафренье; пер. с англ. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).

Автор книги – американский профессор психологии, всемирно признанный эксперт по социальному и эмоциональному развитию детей младшего возраста и автор множества публикаций по этой теме.

 Данная его книга представляет собой учебник по эмоциональному развитию детей, написанный весьма живо и доступно.

Проблемы эмоций связаны и с эволюцией и с культурой, находясь на пересечении психологии и биологии. Именно такой междисциплинарный подход применяет автор, рассматривая особенности эмоционального развития детей. Книга делится на две части. В первой Лафренье демонстрирует различные точки зрения на эмоциональное развитие детей, излагает биологические и психологические теории эмоций. Вторая часть книги охватывает эмоциональное развитие ребенка на разных возрастных ступенях - от рождения до юности. В рамках каждого из четырех широких возрастных периодов развития (младенчества, раннего детства, детства, периода созревания) автор разработал темы, касающихся способов выражения эмоций, их распознавания и понимания, а также их регуляции и социализации.

В книге детально освещены функции и роль эмоций в жизни детей и подростков, индивидуальные различия в развитии эмоциональной сферы, намечены перспективы дальнейшего изучения эмоций в рамках эволюционного, экологического и нейропсихологического подходов.

В конце книге имеется глоссарий.

Менчинская Н. А. Проблемы обучения. Воспитания и психического развития ребенка: Избранные психологические труды / Н. А. Менчинская; под ред. Е. Д. Божович. – М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 512 с. – (Серия «Психологи России»)

Книга является вторым посмертным изданием трудов известного отечественного детского психолога А. Н. Менчинской (первое вышло в 1989 году). В ней представлены все основные работы, отражающие научные интересы автора, не вошедшие в первое издание.

Первый раздел содержит статьи о соотношении понятий обучение, учение, психическое развитие. Второй раздел составляет наиболее интересная, как для психологов, так и для учителей, глава из монографии «Психология обучения арифметике», которую сама Менчинская называла трудом всей своей жизни. Третий раздел содержит работы по вопросам формирования мировоззрения у школьников. В четвертой – собраны историко-психологические и критические статьи автора. В пятый раздел включена статья о монографическом методе изучения мышления ребенка, здесь же впервые опубликованы страницы из последнего дневника Менчинской – о развитии ее внука.

Большая часть помещенных работ снабжена комментариями.

В начале книги имеется вступительная статья и жизни и творчестве Менчинской.

Млодик И. Ю. Чудо в детской ладошке или неруководство по детской психотерапии / И. Ю. Млодик. – СПб. : Питер, 2004. – 224 с. : ил.

Ирина Млодик – профессиональный психолог, детский психотерапевт. В книге она рассказывает о своей работе с различными детьми – совсем маленькими и постарше, здоровыми и больными, из «трудных» семей и из семей внешне вполне благополучных. Рассказ сопровождается живыми историями об этих детях так, что читатель получает полное и яркое представление о проблемах, с которыми сталкиваются дети, но которые остаются незамеченными или непонятыми их родителями.

 Развитие личности ребенка от 3 до 5 / сост. В. Н. Ильина. – Екатеринбург : У-Фактория, 2004. – 512 с. – (Серия «Психология детства»).

Книга, написанная специалистами в области детской психологии, педагогики и педиатрии, всесторонне освещает особенности развития младшего дошкольника.

Она состоит из пяти частей. Первая часть книги знакомит с основными особенностями данного возраста и объясняет, почему в это время игре ребенка придается такое большое значение. Вторая рассказывает о становлении таких личностных параметров ребенка, как интеллект, речь, эмоции. В третьей части показано развитие творческих способностей детей данного возраста. Четвертая часть книги посвящена скрытому от взрослых внутреннему миру детей и особенностям детского общения. Последняя пятая часть рассматривает все составляющие здоровья маленького ребенка: особенности питания и физических упражнений, профилактика заболеваний, организацию его безопасности, посещение дошкольных учреждений и др.

Тамаш М. Потерянный возраст / М. Тамаш. – СПб. : Питер. 2004. – 192 с. : ил. – (Серия «Сам себе психолог»).

Книга посвящена феномену возраста. Что понимается в психологии под понятием возраст? Как человек воспринимает свой возраст в детстве, зрелости, старости? Как возраст сказывается на состоянии и поведении личности? Что принято ожидать и требовать от человека определенного возраста? Что делать, если ваше ощущение возраста не всегда совпадает с указанным в паспорте? Надо ли на самом деле жестко подчиняться «законам возраста»? Над этими и другими непростыми вопросами размышляет автор книги - психолог Марика Тамаш. Материалы книги не дают однозначных ответов на эти вопросы, но они побуждают читателя думать над ними, они помогают избавиться от страха перед возрастом как показателем неизбежного течения времени и успешно самореализоваться в любом возрасте.

Хегенхан Б. Теории научения / Б. Хегенхан, М. Олсон. - 6-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 474 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии).

В книге крупных американских психологов дается определение теории научения, рассмотрены ранние представления о научении и со всей возможной полнотой представлены основные сложившиеся теории научения: функционалистские (Торндайк, Скиннер, Халл), ассоцианистские (Павлов, Газри, Эстес), когнитивные (Пиаже, Бандура и др.), нейрофизиологические (Хебб), эволюционные (Боллс). Отдельная глава посвящена связям между теорией научения и практикой образования.

В шестое издание книги включена глава об эволюционной точке зрения на процесс научения, добавлен материал о нейропсихологии амнезии, о возможностях дистанционного обучения и др.

Чемберлен Д. Разум вашего ребенка / Д. Чемберлен; пер. с англ. – М. : Класс, 2004. – 224 с. – (Серия «Библиотека психологии и психотерапии», вып. 108).

Книга американского психолога и психотерапевта Д. Чемберлена – одна из наиболее ярких публикаций по новой междисциплинарной дисциплине – пренатальной и перинатальной психологии и медицине, дисциплине, изучающей психическую жизнь плода и новорожденного ребенка.

Автор на основе собственных 25-летних исследований и анализа имеющихся по данной проблематике публикаций неопровержимо доказывает наличие психической жизни (в частности, памяти, эмоций и пр.) не только у новорожденного, но и у младенца до рождения. Материалы книги демонстрируют, что разум ребенка не включается внезапно после рождения, а проходит довольно интенсивный путь развития во время пренатальной стадии.

Книга даст возможность будущим родителям, врачам-акушерам, детским и семейным психологам, неонатологам и пр.  лучше понять особенности психики младенцев и избежать психотравм, неосознанно наносимых ими ребенку на самых ранних стадиях его развития.

Психотехнологии и психотренинги

Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП / С. Андреас, К. Андреас. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с. – (Проект «Магия высшей практической психологии»).

Авторы книги – одни из первых приверженцев психологической технологии НЛП (нейро-лигвистического программирования), значительно обогатившие методологию и практику данного метода.

Книга относится к числу первых изданий по НЛП, которые рекомендуются для прочтения в начале обучения базовым приемам этой психотехнологии. Она знакомит с психологическими техниками, разработанными в рамках НЛП и позволяющими организовать собственное состояние, соответствующим образом перестроив свое отношение к прошлому, настоящему или будущему. Такие умения помогут выработать правильную реакцию на критику, изменить нежелательное автоматическое поведение, преодолеть навязчивые состояния.

Бэндлер Р. Руководство по субмодальностям / Р.Бэндлер, У. Макдоналд. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 128 с. – (Проект «Магия высшей практической психологии»).

Книга американских психологов (создателя НЛП (нейро-линвистического программирования) Р. Бэндлера и его последователя У. Макдоналда) посвящена одному из ключевых понятий методологии НЛП – субмодальностям, с рассмотрения которых рекомендуется начинать изучение этой популярной психотехнологии. В ней убедительно показано, как меняя субмодальности – эти важные составляющие человеческого опыта, определяющие эмоциональное состояние личности, можно кардинально изменить поведение человека, улучшить качество его жизни.

Издание содержит практические упражнения, составляющие знаменитую пошаговую технологию НЛП, которые сопровождаются комментариями.

Бэндлер Р. Технология убеждения / Р. Бэндлер, Дж. Ла Валль. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 192 с. – (Серия «Магия высшей практической психологии»).

В книге, написанной с позиций психологической технологии НЛП (нейро-лигвистического программирования), речь идет об обучении эффективной торговле. В ней рассматриваются способы продаж, которые  являются частью мощной тренинговой программы моделирования поведения, объединяющей последние разработки в области НЛП блестящего специалиста в области коммуникаций, создателя НЛП Р. Бэндлера и мастера–консультанта в области технологий продаж Дж. Ла Валля. Предлагаемый ими материал научит оказывать влияние на людей и управлять торговым бизнесом так, чтобы увеличить личный успех и благосостояние.

В конце книги приведен краткий словарь терминов НЛП.

Дилтс Р. Альфа-лидерство / Р. Дилтс, Э. Диринг, Дж. Рассел. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 256 с. – (Проект «Магия высшей практической психологии»).

На основе психотехник НЛП (нейро-лингвистического программирования), одним из разработчиков которого является Р. Дилтс, авторы создали новую модель делового лидерства, которую они назвали альфа-лидерством. Она позволяет руководящему работнику или тому, кто стремится им стать, поставить на качественно иной уровень не только свою работу, но и всю свою жизнь и обеспечить наибольшее удовлетворение и от того и от другого. Альфа-лидер – это руководитель, обладающий оптимальным набором качеств, делающих его деятельность в бизнесе наиболее успешной.

В основе разработанной авторами модели лежат результаты многочисленных исследований и значительный многолетний практический опыт работы с менеджерами различных компаний на обоих берегах Атлантики - от Силиконовой Долины в США до предприятий Европы и Азии. Р. Дилтс – американский психолог, а Дж. Рассел и Э. Диринг – его британские коллеги.

Зыкова М. Н. Фольклоротерапия: учеб. пособие / М. Н. Зыкова. М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 160 с. – (Серия «Библиотека психолога»)

В книге, расширяющей наши представления о воспитательных и развивающих возможностях фольклора, представлена созданная психологом из Калининграда модель фольклоротерапии. Модель успешно опробирована в рамках большой экспериментальной программы, реализуемой в Калининградской области более 10 лет.

Автор раскрывает сущность психологической формулы обряда, выявляет механизмы обрядового воздействия, выделяет составляющие творческого самоизменения личности с помощью фольклоротерапии.

Козлов В. В. Управление конфликтом / В. В. Козлов, А. А. Козлова. – М. : Эксмо, 2004. – 224 с. – (Серия «Бизнес-тренинги»).

Авторы книги – профессиональные психологи, имеющие значительный опыт в области проведения бизнес-тренингов. Их книга посвящена одной из важнейших тем бизнес-психологии – феномену конфликта. Авторы не претендуют на полный анализ этого социально-психологического феномена, они ограничили себя его рассмотрением применительно к деловой сфере: переговоры, деловые коммуникации, формализованное общение, т. е. сферы, где умение управлять конфликтом является элементом профессиональной этики.

В книге дан краткий логико-структурный анализ конфликта, изложены основные методы и приемы управления им: конструктивная критика, работа с агрессией, перехват управления, противодействие манипулированию, использование эмпатии и др. Рассказывается о возможностях консультационной помощи в конфликте, приведены программы и упражнения тренинга по управлению конфликтом.

Максимов В. Е. Коучинг от А до Я. Возможно все / В. Е. Максимов – СПб. : Речь, 2004. – 272 с.

Книга рассказывает о коучинге – популярном сегодня виде психотренинга. Автор представляет его как индивидуальное консультирование для достижения значимых целей, мобилизации внутреннего потенциала, освоения передовых стратегий получения результатов.

В книге рассмотрена история возникновения, философия и методология коучинга, рассказывается о его применении в самых различных областях жизни: карьере, образовании, межличностных отношениях. Отражены все существующие направления современного коучинга: индививидуальный  коучинг эффективности, организационный коучинг, управление в стиле коучинг.

Автор описывает конкретные техники и приемы, применяемые в ходе коучинг-сессий, как индивидуальных, так и групповых, затрагивает вопросы подготовки профессиональных коуч-консультантов.

Книга проиллюстрирована примерами из личного опыта работы автора.

Самоукина Н. Коучинг – ваш проводник в мире бизнеса / Н. Самоукина, Н. Туркулец. – СПб. : Питер, 2004. – 192 с. : ил.

В книге выделено два этапа коучинга – психологический и профессиональный, которые тесно взаимосвязаны и представляют собой единый процесс работы с руководителями и сотрудниками компаний.

Первая часть книги посвящена технологии психологического коучинга, она написала Натальей Самоукиной – известным отечественным психологом, имеющей опыт консультативной и тренерской работы с персоналом российских компаний. Во второй части детально анализирует профессиональный коучинг, ее автор – Наталья Туркулец, работавшая бизнес-консультантом в зарубежных компаниях и хорошо знакомая с западным опытом управления.

Другие отрасли психологии: патопсихология, юридическая психология, индустриальная психология, парапсихология, дифференциальная психология, зоопсихология.

Блэкборн Р. Психология криминального поведения / Р. Блэкборн. – СПб. : Питер, 2004. – 496 с.:  ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Автор книги – британский психолог, занимающийся проблемами криминального поведения и применения психологии в судебной медицине. В его книге обобщаются имеющиеся на сегодняшний день теоретическая информация и эмпирические данные, касающиеся психологии преступности.

Книгу условно можно разделить на две части. В первой части рассматриваются основные понятия из области уголовного права и криминалогии и исследуется сущность преступной деятельности с точки зрения психологии, социологии и психиатрии. Тут же дан критический анализ основных психологических теорий и исследований, посвященных биологическим, семейным, социальным и индивидуальным коррелятам правонарушений. Во второй части рассматриваются теоретические концепции и исследования, связанные с такими темами, как особенности личности преступника, взаимосвязь психических расстройств и преступлений, сексуальные преступления, а также оценивается вклад психологов в теорию и практику уголовного права. В заключительных главах описываются психодинамический, поведенческий и когнитивный подходы к реабилитации правонарушителей, методы обращения с опасными преступниками, профилактика преступлений, оценка эффективности психологического вмешательства и этика его проведения.

К числу достоинств книги относится то, что ее автор учитывает интернациональный контекст и описывает правовые системы, действующие в разных странах мира. В конце книги приведен предметный указатель.

Карсон Р. Анормальная психология / Р. Карсон, Дж. Батчер, С. Минекаф. - 11-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 1167 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Книга американских психологов, специалистов в области клинической и экспериментальной психологии представляет собой максимально доступное, компактное и, в то же время, исчерпывающее руководство, как по классическим, так и по современным изысканиям в сфере анормальной психологии. Новый для отечественного читателя термин «анормальная психология» соответствует принятому у нас в стране термину «патопсихология».

Авторы не только дают многоаспектные, насыщенные конкретными фактами и наблюдениями характеристики психических расстройств, но и рассматривают концепции защитных факторов, препятствующих возникновению психопаталогии. Отдельной главой в книге представлены психические расстройства в детском и подростковом возрасте.

Приведены также материалы исследований, дающих представление о психической заболеваемости населения США.

Либин А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: учеб. пособие / А. В. Либин. –3-е изд. - М. : Смысл: Академия, 2004. – 527 с.

Автор книги более 15-ти лет ведет исследования в области дифференциальной психологии в США, читает лекции по этой тематике в российских и американских университетах. В его книге материал, посвященный индивидуальным, типологическим и групповым различиям, образующим дифференциально-психологический статус человека, рассматриваются с учетом своеобразия трех мировых линий исследования: европейской, идущей от А. Бине и У. Штерна; американской, связанной с именами Д. Кеттела и А. Анастази и российской, развивающей традиции И. П. Павлова и школы Б. М. Теплова-В. Д. Небылицына.

Автор всесторонне анализирует психологические закономерности, лежащие в основе индивидуальных свойств – темперамента, способностей и интеллекта, характера и стиля человека. Рассматривает индивидуальную специфику организации психических процессов: внимания, памяти, мышления, эмоций. Значительное внимание уделено проблемам групповых различий – расовых, национальных, культурологических.

Мучински П. Психология, профессия, карьера / П. Мучински. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 539 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Книга американского психолога дает целостное представление об индустриально-организационной психологии. В ней рассмотрены теоретические основы этой отрасли психологической науки, история ее развития, концептуальные и фактические критерии оценки работы, приведены описания разнообразных видов психологической диагностики, применяемой в индустриально-организационной психологии от тестов и опросных листов до графологической экспертизы.

Автор пишет о способах профессионального решения кадровых вопросов, об условиях успешности профессионального обучения и развития, об особенностях командной деятельности, работе с лидерами, формировании профессиональной мотивации и заботе о профессиональном здоровье.

Имеется приложение, посвященное взаимоотношениям между профсоюзами и менеджментом и словарь терминов индустриально-организационной психологии.

Панасюк А. Ю. Телепатическая связь – что мы о ней знаем / А. Ю. Панасюк. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – 288 с. – (Серия «Эзотерическая психология»).

Автор книги – доктор психологических наук, занимающийся исследованиями, посвященными теории и практике осознаваемой и неосознаваемой коммуникации. Анализ подсознательного рассматривается им в качестве связующего звена между академической и эзотерической психологией.

В его книге всесторонне освещена проблема телепатии, вопросы ее достоверности, места в парапсихологической науке, виды телепатической связи, а также отличие телепатии от других пси-феноменов – психокинеза, ясновидения, предвидения. Автор излагает свои идеи о проведении оригинальных экспериментов по выявлению телепатии, в том числе среди читателей, желающих определить свои способности к «мысленному внушению» и к «чтению мыслей» других людей.

Филиппова Г. Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учеб. пособие / г. Г. Филиппова. – М. : Академия, 2004. – 544 с.

Автор книги в течение 10 лет преподававшая зоопсихологию и сравнительную психологию в МГУ, раскрывает предмет, задачи, структуру данных отраслей психологической науки, показывает их место в системе наук. Она анализирует происхождение и развитие психики в филогенезе, освещает стадии развития психики и предпосылки происхождения сознания.

В книге приведены результаты теоретического и практического сравнительного изучения психики человека и животных, в частности психики высших человекообразных обезьян. Рассмотрены вопросы использования зоопсихологических знаний в хозяйственной и природоохранной деятельности человека и в практической психологической работе.

Христенко В. Е. Психология поведения жертвы: учеб. пособие / В. Е. Христенко.  – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 416 с. – (Серия “Учебные пособия”).

Издание является одним из первых, в котором рассматривается психологический аспект виктимологии – нового в нашей науке направления, объектом изучения которого является жертва преступления, несчастного случая или стихийного бедствия. В нем освещены вопросы психологии поведения жертвы и методы его исследования. В приложении даны рекомендации о том, как правильно себя вести, оказавшись жертвой преступников или террористов.

Книга является учебным пособием, но актуальность тематики и доступность изложения делают ее интересной и полезной широким кругам читателей.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие