27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.

27 июня в Российской государственной библиотеке санитарный день. Все залы, кроме читального зала в Еврейском музее, закрыты.
Спросите библиотекаря

В овраге

Первая публикация — журнал «Жизнь». 1900. № 1
 

1. Меньшиков М. О. Три стихии («В овраге», повесть А. П. Чехова) // Антон Чехов и его критик Михаил Меньшиков: переписка, дневники, воспоминания, статьи / сост., ст., подгот. текстов и примеч. А. С. Мелковой. М., 2005. С. 335—356. 1-я публ.: Книжки недели. 1900. № 3.

Критик называет это произведение наряду с «Мужиками» очень внушительным и важным свидетельством о народной жизни. Деревня — «таинственный, полный ужаса и красоты мир». Три стихии — это три женщины, героини повести. Резче всего выделяется, господствует в жизни сила хищная, разрушительная (Аксинья), менее заметна в равновесии своего покоя сила сохраняющая, культурная (Варвара), почти совсем незримо таинственное, творящее начало, всё созидающее, всему служащее (Липа). В целом это три разновидности русской души народной. Липа — представитель первостихии, народа кроткого и смиренного сердцем, — единственный источник общественного творчества. Это драгоценный жизненный материал, который надо беречь.

2. Овсянико-Куликовский Д. Н. «В овраге», повесть А. П. Чехова // Вопросы психологии творчества / Д. Н. Овсянико-Куликовский. 2-е изд. М., 2008. С. 248—256. 1-я публ.: Северный курьер. 1900. 4 мая.

Суть повести — потрясающая картина зла и греха, сопряжённого с возникновением новой самобытной «буржуазии» из крестьян. Почти все персонажи повести — «люди без критериев добра и зла». Производители зла (Цыбукин, Аксинья, Хрымины и др.) «нравственно невменяемы» и в этом смысле не подлежат нравственной ответственности. Варвара — «толстокожая, неуязвимая добродетель», символ непротивления злу. Липа и Прасковья — «пассивная непримиримость со злом, покорность судьбе, отсутствие малейшего чувства злобы и мести», т. е. та же «невменяемость», но с другим знаком. «Душно» и «скучно» в овраге, и «нравственно скверно», но Чехов даёт возможность «освежиться» (символическая картина встречи Липы с мужиками в степи). В повести заметен символизм — «мягкий, ненавязчивый», хотя исследователь и считает этот приём в искусстве архаическим и опасным.

3. Ольминский М. С. Об Овсянико-Куликовском и А. Чехове. Заметки читателя / Степаныч // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. С. 422—425. 1-я публ.: Восточное обозрение. 1900. 29 сент., 1 окт., 3 окт.

Статья резко полемична по отношению к позиции Овсянико-Куликовского. Суть возражений сводится к тому, что тот неправильно истолковывает характер творчества Чехова, «прилагая к нему мерку художника-реалиста», которая к данной повести неприложима. По мнению этого критика, из повести нельзя узнать ничего нового и нельзя ничего понять из того, что творится в «овраге». Она произведёт различное впечатление на «людей разных настроений». Общественник и индивидуалист, филантроп и мизантроп — «каждый найдёт себе оправдание у Чехова». Повесть Чехова отличается «неопределенными ассоциациями представлений» и такая позиция автора — причина того, что его никто особо не любит и никто не клянёт.

4. Альбов В. П. Два момента в развитии творчества Антона Павловича Чехова: (крит. очерк) // Мир Божий. 1903. № 1. С. 104—112.

По глубокой правде, по глубине мысли и тонкости рисунка это лучшее из всего, что написано Чеховым. По мнению критика, «В овраге» — проявление новой философии, которую открыл для себя Чехов, и суть её в том, что жизнь народа держится на вере в правду и красоту. Теперь главная задача писателя — найти в самой жизни элементы правды и справедливости. И даже этот рассказ, где «зло торжествует по всей линии, не производит того гнетущего, безысходно-мрачного впечатления», как прежние произведения Чехова. Критик пишет о властной, неотразимой иллюзии, охватывающей читателя, которому кажется, что «ещё немного, ещё одно небольшое усилие, — и неправда исчезнет, рассеется, как дым».

5. Дунаев М. М. Испытание веры (о творчестве А. П. Чехова) // Литература в школе. 1993. № 6. С. 12—20.

Автор считает, что не следует искать в повести лишь критику социально-нравственных пороков. Не столь значительна жизнь Цыбукиных, «чтобы посвящать ей целое произведение». Причиной всех бед и преступлений, совершающихся в овраге, является безверие, родоначальником которого в этой семье является Григорий, а идеологом — Анисим. Мир Цыбукиных и мир Липы несовместимы, утверждает критик. Её истинный мир — неколебимая вера в Бога. Повесть «страшная», но одновременно — «одно из самых светлых произведений Чехова».

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие