Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Связь времён: Гоголь и Булгаков на бельведере Дома Пашкова

24 сентября 2020 года

Экскурсоводы Ленинки рассказывают

«... Но здесь князь взглянул на Рим и остановился:
пред ним в чудной сияющей панораме
предстал вечный город...
Боже, какой вид!»
Н. В. Гоголь

На сайте Российской государственной библиотеки продолжается цикл публикаций «Экскурсоводы Ленинки рассказывают». Сегодня главный библиотекарь Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе РГБ Юлия Алиева рассказывает о легендарном Доме Пашкова в судьбе двух писателей — Гоголя и Булгакова.


Фото. Источник

«Дом высоких идеалов гражданственности», «образец симметрической гармонии», признанный шедевр архитектурного наследия столицы, бывший частный дом Петра Егоровича Пашкова возник словно «зефирный замок» в конце XVIII века на участке крайне неудобной формы почти на самой бровке Ваганьковского холма. Мощная композиционная вертикаль Дома Пашкова подчинила себе прилегающие городские кварталы с малоэтажной застройкой, дом стал памятником архитектуры русского зодчества и символом русского дворянства периода «третьего цветущего Рима».

За годы своего существования легендарный Дом Пашкова пережил пожар 1812 года, несколько реставраций и переустройств внутренних помещений, утратил былую лёгкость фасада, парк в английском стиле с оградой, первоначальную форму деревянного бельведера с обходной колоннадой коринфского ордера, скульптурную группу на антаблементе центрального портика и герб династии Пашковых. Взамен он приобрёл более массивные наружные очертания, сменил владельцев и из частного жилого дома превратился в государственное учреждение. Но удержал и подтвердил высокий статус красивейшего дома Москвы, органично вписавшись в архитектурный ансамбль современного центра города.


Черновики Михаила Булгакова в фондах Российской государственной библиотеки. Фото: Мария Говтвань, РГБ

Сегодня в изысканном особняке разместились три действующих отдела Российской государственной библиотеки, которые гостеприимно принимают читателей, исследователей и многочисленных экскурсантов всех возрастов.

В отделе рукописей, расположившемся в правом флигеле Дома Пашкова, хранится рукописное наследие библиотеки и архивы известных граждан страны. Личный архив писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, переданный на временное хранение его вдовой, Еленой Сергеевной Булгаковой, остался в отделе навсегда. Он содержит письма, черновики произведений, фотографии, иллюстрации к романам и личные зарисовки Михаила Афанасьевича. Увидеть избранные материалы из этого архива можно на выставках, проводимых отделом к юбилейным датам жизненного и творческого пути писателя.

В произведениях Булгакова, в сюжетных линиях и в самой судьбе признанного литератора ХХ века ощущается неразрывная связь с Николаем Васильевичем Гоголем, творчеством которого Булгаков восхищался ещё со времён юности. Литературовед Павел Сергеевич Попов вспоминает: «Девяти лет Булгаков зачитывался Гоголем — писателем, которого он неизменно ставил себе за образец...». Примером могут служить мечты о поездке в Рим — город с совершенной архитектурой, воспетый Гоголем и воспринимаемый Булгаковым неизменно рядом с именем любимого классика русской литературы. А знаменитая история с «Голгофой», камнем с могилы Гоголя, ставшим надгробием Михаила Булгакова, поставила мистическую точку во взаимосвязи судеб ученика и учителя.


Могила Булгакова. Фото из фондов РГБ

Гоголь был страстным поклонником архитектуры. Это проявлялось в его рисунках в записных книжках, письмах, черновиках, где были «...готические соборы и итальянские дворцы, русские церкви и античные руины; целые здания — и архитектурные детали: арки, купола, башенки и балконы, иногда едва очерченные, иногда исполненные тщательно и со знанием дела...». Гимном архитектуре можно назвать статью Гоголя «Об архитектуре нынешнего времени», где «застывшей музыке в пространстве» отводилась роль «летописи мира», передающей характер определённой эпохи и творца, сотворившего сие чудо.

Николай Васильевич посещал Дом Пашкова. Осенью 1851 года, незадолго до смерти, в церковь Николая Чудотворца в Старых Ваганьках он пришёл помолиться. На Моховой улице был праздник — 25 лет коронации Николая I, юбилейная дата. Пышные торжества в городе сопровождались народными гуляниями. В неприметном прихожанине — маленького росточка, с мужицкой причёской — признали великого русского писателя. Гоголя пригласили подняться на бельведер великолепного дома и оттуда полюбоваться городским празднеством. Но, поднявшись на чудесную высоту, Гоголь не стал смотреть на гуляния, а долго в изумлении взирал на совершеннейшую архитектуру двора Дома Пашкова и после продолжительного молчания задумчиво произнёс: «Как всё это напоминает мне вечный город».


Портрет Николая Васильевича Гоголя. Источник

Роман «Мастер и Маргарита» Булгакова связан сюжетной линией с Домом Пашкова, он упоминается писателем на языке, понятном ценителям и знатокам архитектурных изысков: «На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краёв».

Бельведер Дома Пашкова — одна из лучших смотровых площадок столицы ушедших веков. Простим Михаилу Афанасьевичу гипсовые цветы, их не было на доме никогда, но есть версия, что колпачки у вазонов снимались, высаживались вьющиеся растения и «зефирный замок» утопал в зелёных сплетениях кудрявых вьюнов, причудливо струящихся по его роскошным фасадам. А на шпиле дома, венчавшем бельведер, блистала Екатерина Вторая в образе богини Минервы, любимом образе императрицы. Период роскоши в истории дома был недолог. Но память о его великолепии будоражит сознание ценителей совершенных фасадов городских усадеб и ныне.


Фото. Источник

Диалог героев романа «Мастер и Маргарита», описанный в 29 главе произведения, происходит на бельведере Дома Пашкова и созвучен словам Гоголя, некогда сказанным им на крыше «зефирного замка»: «Какой интересный город, не правда ли? — Мессир, мне больше нравится Рим! — Да, это дело вкуса».

Можно оспаривать и опровергать версии о причастности Дома Пашкова к великому роману. Но доказательства того, что Булгаков посещал Дом Пашкова, есть — фотографии писателя на балконе дома, опубликованные в двухтомнике его черновиков, трижды переизданных издательством «Пашков дом» по многочисленным просьбам исследователей и почитателей таланта писателя. Мог ли Михаил Афанасьевич пройти мимо дома, который посетил и которым был восхищён Гоголь? Мог ли проигнорировать загадочный замок на Ваганьковском холме с его тайнами, трагедиями и богатейшим фондом библиотечного наследия? Ответ на этот вопрос остаётся в компетенции каждого любознательного посетителя библиотеки.

Почувствовать себя причастным к таинству создания шедевров любимого писателя, побывать в легендарном доме, с которым связан роман «Мастер и Маргарита», получивший мировое признание, доступно каждому обладателю читательского билета или посетителю тематической экскурсии, посвящённой великому писателю Михаилу Афанасьевичу Булгакову.


Фото. Источник


Список использованных источников:

1. Гоголь Н. В. Собрание соч. : В 4 т. Москва: Художественная литература, 1984. Т. 3: [ Повести] : Рим (отрывок). С. 172—210.

2. Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII — начала XX века // Рисунки русских писателей XVII — начала XX века. Москва: Советская Россия, 1988. С. 3—22.

3. Пыляев М. И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы / Сост. Ю. Н. Александров. Москва: Московский рабочий, 1990. 416 с. (Клуб любителей истории Отечества).

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие