Кураторская экскурсия «У ворот геенны. Книжные технологии и Реформация»

30 мая 2019 года (18:00)
300 руб. для взрослых, 100 руб. для школьников, студентов и членов многодетных семей;
бесплатно: для льготных категорий граждан, включая детей до 16 лет (см. Прейскурант).
Необходима предварительная регистрация

В пространстве выставки «Библия Гутенберга: начало нового времени» в Ивановском зале 30 мая пройдёт кураторская экскурсия «У ворот геенны. Книжные технологии и Реформация». Посетители узнают о роли технологического прогресса в развитии спора протестантов и католиков вокруг церковной истории — самого злободневного сюжета книжной полемики второй половины XVI и начала XVII веков. Ведущий: Илья Евгеньевич Андронов, доктор исторических наук, преподаватель МГУ.

 


Двойной портрет Мартина Лютера как монаха и как профессора. 1570—1590. Напечатал предположительно Йост Амман (Jost Amman). Из коллекции Британского музея

 

Печать была задействована в критике римской католической церкви ещё во втором десятилетии XVI века. Мартин Лютер был не единственным и даже не первым из деятелей церковной Реформы, приступившим к системной критике католического культа и практик. Одновременно с ним в Европе гремели имена примерно трёх десятков публицистов и проповедников, причём большинство из них были особенно популярны в германской ойкумене от Цюриха до Риги, от Страсбурга до Праги. С течением времени, однако, Лютер вышел на первые позиции в движении «протестующих»; главная причина этого — широкое использование возможностей, предоставлявшихся книжным производством и бизнесом. Помимо дешёвых памфлетов, публичных писем и прокламаций Лютер сумел наладить выпуск и церковной литературы как для бедняков, так и для средних и состоятельных слоёв общества. Книжные ярмарки Центральной Европы были заполнены разного рода кредо, публикациями самых простых молитв и гимнов, а также катехизисами, выдержками из Писания и, наконец, появившимся ближе к концу жизни Лютера полными изданиями Библии в более или менее дорогом исполнении.

Выяснилось, однако, что появившаяся в первой половине XVI века книжная продукция Реформации хорошо отражает богословские истины нового течения, однако не наносит достаточно эффективного удара по авторитету Римской церкви как института.

 

 

Новый удар по идеологическому могуществу Рима был нанесён уникальной по замыслу и масштабу «Церковной историей», написанной (впервые в истории!) авторским коллективом во главе с Флацием Иллириком. Это сочинение, получившее среди читателей неофициальное название «Магдебургских центурий», было задумано как систематическая критика католической церкви на протяжении всей её истории, показывающая, как она целенаправленно отдаляется от истинного христова учения. Были задуманы 16 томов-фолиантов, по одному на каждое столетие; в печати в 1559—1574 годах вышли лишь 13 из них.

Эта книга подняла уровень исторического исследования на новую высоту, и ответные сочинения католиков начали выходить довольно скоро, но долго они не могли достичь требуемого уровня как по содержанию, так и по оформлению. Наконец, в 1588 году началось издание «Церковных анналов» — книги кардинала Цезаря Барония, открывшей уже новую эпоху исследований по истории церкви и воплотившей в себе все новейшие достижения книгопечатания.

Все этапы взаимодействия новых достижений книжного дела и церковно-исторической полемики представлены на выставке.


 


РАСПИСАНИЕ КУРАТОРСКИХ ЭКСКУРСИЙ В МАЕ