Спросите библиотекаря
Всем читателям! Доступ к ведущим мировым онлайн-ресурсам Перейти к списку

Выставка отечественных плакатов и фотографий «На войне как на войне»

В Розовом зале Российской государственной библиотеки проходит выставка «На войне как на войне». В экспозиции представлены отечественные плакаты периода Великой Отечественной войны и фотографии военных корреспондентов из фондов РГБ.

Фотография и плакат шли по дорогам войны рука об руку. Военные фотокорреспонденты фиксировали бытование плакатов в обыденной жизни фронта и тыла, а плакатисты в ходе создания убедительных образов участников войны часто вдохновлялись и опирались на военные фотографии. Многие плакаты ставили человека в центр композиции, делая особый акцент на человечность в трагических и жестоких условиях войны. В военных плакатах отражалась правдивость и достоверность исторических событий, несмотря на использование приёмов художественного вымысла.

В годы войны плакат выступал не только в роли мотивировочного — агитационного — средства, но и активно использовался для информирования о необходимых и правильных действиях в условиях войны, успокаивал в качестве моральной поддержки в периоды отчаяния и страха. Примерами таких работ могут служить плакаты объединения «Боевой карандаш», Московского государственного художественного института, военных художников студии имени Б. В. Грекова.


  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

В творческом объединении ленинградских художников «Боевой карандаш» приняли участие художники-графики Иван Степанович Астапов, Георгий Семёнович Верейский, Михаил Абрамович Гордон, Жозеф Вячеславович Ефимовский, Николай Михайлович Кочергин, Валентин Иванович Курдов, Николай Евгеньевич Муратов, Юрий Николаевич Петров, Николай Андреевич Тырса и другие. Графический лаконизм плакатов объединения сочетал в себе остроту и краткость поэтических текстов и художественных средств. Активно издававшиеся в период войны плакаты были правдивым рассказом о буднях фронта и тыла.

Огромной популярностью и любовью пользовался плакат Виктора Борисовича Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», впервые опубликованный в газете «Правда» 5 августа 1942 года. Многократно переиздававшийся плакат воспроизводился также на обложках журналов, листовках, открытках, конвертах, его общий тираж достиг 14 миллионов экземпляров. О распространённости и значимости этого плаката свидетельствуют воспоминания современников, его воспроизведение в военных фотографиях и даже в плакате Николая Николаевича Жукова «Бей насмерть!».

Прототипом героя известного плаката Леонида Фёдоровича Голованова «Дойдём до Берлина!» является командир снайперской роты Василий Иванович Голосов (1911—1943), с которым художник познакомился на Юго-Западном фронте в 1943 году. За фронтовую жизнь с июня 1941 по август 1943 года легендарный советский снайпер лично уничтожил 422 гитлеровца, в том числе 70 снайперов, подготовил в качестве инструкторов более 170 бойцов. В октябре 1943 года Василий Иванович Голосов получил звание Героя Советского Союза посмертно, но на плакате 1945 года «Красной Армии — слава!» он изображён как участник победного празднования в Берлине.


  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

  • Фото: Мария Говтвань, РГБ

Фронтовая фотография сохранила для нас достоверный облик войны, запечатлев для потомков героический подвиг советского народа — боевой на фронтах и трудовой в тылу. Съёмки во время войны могли осуществлять только аккредитованные фотокорреспонденты. Их работа была не менее опасной, чем у рядового солдата, нередко они оказывались и на передовой. Неслучайно, что многие из них разделили трагическую участь павших героев войны. Особую ценность в этой фотолетописи составляют снимки, посвящённые, по словам историка фотографии Анри Вартанова, «прозе» войны.

Безусловно, в работах почти всех фотокорреспондентов были определённые общие сюжеты — репортажи о наиболее отличившихся героях, снимки разрушений и жертв. В силу целого ряда причин именно фронтовые будни оказались представлены скромнее, чем бы этого хотелось: строжайшие цензурные рамки, партийные директивы, определённый заказ и отбор присланного материала в редакции вносили ограничения в сюжетное многообразие снимков в печати военных лет. Часть отпечатков из наследия двух фотографов — Сергея Николаевича Струнникова и Владимира Петровича Гребнева — сохранились в фондах Российской государственной библиотеки.


  • Мать и дочь — гвардейцы!
    Полина Алефьевна (справа) и её дочь Сусанна Ивановна Смоленские, работают в полевом госпитале Гвардейской части: мать-военврач и дочь-медсестра.
    Фотограф: Владимир Петрович Гребнев
    Из серии «Западный фронт», 1941
    Фото из фондов РГБ

  • Группа лучших работников Л. П. Г.
    Слева направо: М. С. Розман, М. Ф. Казанцева, В. А. Шахназарян, Г. Ф. Буханович, Н. А. Балашенко, В. В. Гагаринская
    Фотограф: Владимир Петрович Гребнев
    Из серии «Западный фронт», 1941
    Фото из фондов РГБ

  • Санитарный инструктор гвардии, сержант В. А. Попов выносит с поля боя раненого рядового В. А. Сергеева, оказав ему первую помощь
    Фотограф: Владимир Петрович Гребнев
    Из серии «Западный фронт», 1941
    Фото из фондов РГБ

  • В палате полевого госпиталя
    Военный врач — М. С. Розман у постели раненого — А. М. Касимова
    Фотограф: Владимир Петрович Гребнев
    Из серии «Западный фронт», 1941
    Фото из фондов РГБ

Сергей Николаевич Струнников (1907—1944) был фотокорреспондентом газеты «Правда». Им были выполнены большие серии снимков, посвящённых обороне Москвы, блокадному Ленинграду, Сталинградской битве, разным фронтам. Всемирную известность ему принёс снимок «Зоя», запечатлевший погибшую девушку в январе 1942 года. В своей работе он старался избегать постановочных кадров. В одном из писем Струнников писал о своём желании «создавать ценные вещи нашей эпохи для потомков, для истории, отойти от стандарта и брать самую соль жизни, самое острое, самое необходимое». Его фотографии позволяют сегодня снова оказаться на производстве военных лет — внутри цехов танкового и Авиазавода, увидеть печать очередного выпуска газеты «Правда». Важная тема — это блокадный Ленинград, в котором он работал дважды. Трогающие за живое — детские судьбы в военные годы: юные суворовцы, жизнь детей в условиях блокады. Через многие серии красной линией проходит женская тема — можно почувствовать, как много женщины вынесли на своих плечах на фронте и в тылу. Сергей Николаевич погиб в июне 1944 года под Полтавой, во время налёта немецкой авиации.

Весь боевой путь от Москвы до Берлина прошёл Владимир Петрович Гребнев (1907—1976). В начале войны он был фотокорреспондентом газеты «Красная звезда», с июля 1942 — газеты «Фронтовик», официального печатного издания 3-й ударной армии. Среди наиболее известных его работ — бои за Берлин, знамя Победы над Рейхстагом. В его фотографиях много деталей трудного солдатского и тылового быта с его эмоциональными контрастами — помощь раненому товарищу, чтение в перерыве между боями, приготовление хлеба в полевых условиях, подразделение связных и служебных собак. В коллекции между снимками орудий, разрушений, боевых эпизодов сохранились изображения, посвящённые отдыху бойцов, бытовым сценам, дружеским посиделкам в мирные моменты фронтовой жизни.


Фото: Мария Говтвань, РГБ

В годы Великой Отечественной войны буквально всё работало на Победу — художественный образ с плаката и фотоснимок в газете наравне с боевыми орудиями стреляли по врагу и поднимали боевой дух. Спустя годы, визуальные документы Великой Отечественной войны стали бесценным историческим источником, который не позволяет забыть, что любая война несёт, прежде всего, горе и смерть, и цена Победы неизмеримо высока.

Во время посещения данного сайта на Ваш компьютер, телефон или иное устройство могут быть временно загружены файлы Cookie — небольшие фрагменты данных, обеспечивающие более эффективную работу сайта. Продолжая использование данного сайта, вы соглашаетесь с приёмом файлов cookie.
Подтверждаю ознакомление и согласие